Очередь нуждающихся на улучшение жилищных условий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Очередь нуждающихся на улучшение жилищных условий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если вы стали на учет, то это дает вам возможность получить льготный кредит или жилищную субсидию. Также вы можете взять обычный кредит, но с более низкой процентной ставкой. Для тех, кто встал на очередь, некоторые банки предлагают более выгодные условия кредитования, однако за такими предложениями нужно следить на сайтах самих банков.

Что дает постановка на учет нуждающихся?

Кроме этого, вы приобретаете возможность по договору долевого строительства приобрести квартиру по более низкой цене или без аукциона получить земельный участок на строительство индивидуального жилого дома. Еще в налоговом законодательстве предусмотрен налоговый вычет из дохода при приобретении жилого помещения. Это значит, что если вы приобрели или построили жилье, то потраченную на него сумму можете вычесть из облагаемого подоходным налогом дохода.

Более того, постановка на учет дает вам преимущество перед другими гражданами при получении арендного жилья, а очередникам, которые имеют на это право, предоставляется социальное жилье.

Вне очереди субсидии на улучшение текущих условий в 2023 году выдаются малообеспеченным молодым семьям. Обращаем внимание, что для этого молодая семья обязательно должна быть зарегистрирована как многодетная малообеспеченная. Тогда необходимость улучшения имеющихся условий подтверждается оценкой комиссии, зафиксированной в официальных документах. В этом случае субсидия на покупку квартиры или самостоятельное строительство частного жилья, выдается молодой семье по требованию через заявление. Жилищная субсидия выдается на уплату процентов за пользование кредитами, выдаваемыми банками на строительство или погашение основного долга по этим кредитам. Условием ее выдачи является то, что семья уже зарегистрирована как нуждающаяся. А для ее получения нужно предоставить информацию о банковском счете для перевода на него денежных средств.

Кроме этого, льготы по кредиту для категории малообеспеченных молодых семей заключаются в длительном сроке его возврата (до 20 лет) и низкой процентной ставки (под 5 или 20 процентов ставки рефинансирования).

Каков перечень документов для нуждающихся в жилье?

Благодаря системе «одно окно» вам необязательно самостоятельно собирать многочисленные документы для постановки на очередь на жилье. Большинство бумаг исполком или организация запросят в необходимых органах самостоятельно (услуга может быть платной), а лично вам потребуется предоставить следующие документы

  • Заявление о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий
  • Паспорт для совершеннолетнего или свидетельство о рождении для несовершеннолетнего
  • Справку о доходах
  • Сведения о принадлежащем каждому члену семьи имуществе
  • Документы, подтверждающие право первоочередного или внеочередного заселения при их наличии.

На рассмотрение всех документов и принятие решения исполкому требуется месяц.

Запрет на присвоение статуса нуждающегося

Получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий в 2019 году в Беларуси, возможно, только после нескольких лет с момента их ухудшения. В перечень входят следующие факты:

  • Увеличение семьи.
  • Повреждение, уничтожение, получение статуса нежилого, раздел/продажа части/доли помещения.
  • Чтобы улучшить жилищные условия в Минске, необходимо прожить/проработать в столице не менее 10 лет. От этого правила освобождены дети-сироты, а также нетрудоспособные члены семьи претендующего ― супруги, дети, родители.
  • Нельзя получить статус нуждающегося, если проживание в худших реалиях нельзя назвать фактическим.
  • Нельзя претендовать на постановку в очередь, если семья или гражданин уже воспользовались аналогичными льготами. Это не касается тех, чья семья увеличилась после получения статуса или для военнообязанных.

Ограничены в праве очереди и те граждане, кто не проживает в конкретном объекте собственности. Чтобы доказать свое право на постановку в очередь, необходимо прописаться там и оплачивать коммунальные услуги, а также доказать, что условия не отвечают нормам комфортного и удобного жилья.

Кто может встать на очередь нуждающихся?

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регулируется Жилищным кодексом Республики Беларусь. Указ №563, который до этого регулировал в том числе и очередь на жилье, утратил силу с 1 апреля 2020 года.

Согласно Жилищному кодексу Республики Беларусь на данный момент имеется 16 оснований для принятия на очередь нуждающихся. Это достаточно большой список, в который входят граждане, проживающие в общежитиях (не по учёбе или работе); молодые семьи, впервые вступившие в брак и не имеющие в собственности жилья (молодой семье признается семья, в которой хотя бы одному из супругов менее 31 года); граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения менее 15 кв.м на человека (в Минске – менее 10 кв.м); молодые рабочие, осуществляющие трудовую деятельность в организациях, расположенных в загрязненных радиацией местностях, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие в собственности жилья, и многие другие.

Как встать в очередь на улучшение жилищных условий

Для того, чтобы понять, как стать в очередь, следует прежде всего узнать о порядке проведения процедуры и необходимых документах и справках. Подробная информация об очереди на улучшение жилищных условий должна предоставляться в службе Одно окно исполнительного комитета по месту жительства.

Читайте также:  Как в 2023 году вырастут минимальные больничные и детские пособия

Для того, чтобы получить номер в очереди, гражданин должен предоставить следующие документы:

  • Справку о составе семьи и о том помещении, где живёт гражданин на момент подачи заявления
  • Документ, подтверждающий факт наличия или отсутствия у гражданина или членов его семьи квартиры или дома в данном населённом пункте
  • Справку из ЗАГСа (для молодых семей, впервые зарегистрировавших отношения)
  • Документ, подтверждающий факт заключения брака
  • Справка о рождении (при наличии детей, не достигших 18 лет)
  • Технический паспорт квартиры (дома)

В каких случаях семьми могут получить перерасчет

Многодетные семьи, воспитывающие 3-х несовершеннолетних детей, получившие финансовую помощь, теперь могут получить ее перерасчет при наличии в семье не менее четверых детей в возрасте до 23 лет, включенных в списки на получение льготного кредита. При этом все дети должны быть включены в списки на дату представления кредитополучателями (их супругами) документов Беларусбанку, необходимых для перерасчета помощи.

Многодетным семьям финансовая помощь государства оказывается в следующих размерах:

  • при наличии трех несовершеннолетних детей — 75% от суммы задолженности по выданным кредитам;
  • при наличии четверых и более несовершеннолетних детей — 100% от суммы задолженности по выданным кредитам.

Молодая семья в беларуси определение 2021

Жилищные субсидии в Беларуси представляют собой государственную помощь в виде перечисления денежных средств на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) по выставленному в квитанции счету.

Условия получения государственной финансовой помощи на суммы, начисленные за услуги в сфере ЖКХ:

  • Сумма, выставленная в текущей квитанции, превышает 20 % от общего дохода всех членов семьи, живущих на одной территории в городе (или 15 % в селе). Учитываются все официальные доходы: заработная плата, студенческая стипендия, пенсионное пособие, социальные пособия, алименты, начисленные за последние три или шесть месяцев.
  • Женщина находится в декрете, в том числе в период до трех лет.

Автоматически выдается белорусская субсидия одиноким неработающим пенсионерам и совершеннолетним жителям, имеющим инвалидность.

Перечисляется такой вид помощи нуждающимся гражданам на все виды обязательных услуг ЖКХ, в том числе следующие:

  • Работу лифта.
  • Освещение и санитарное обслуживание общедомовых площадей.
  • Счета на капитальный ремонт.

В список возмещения расходов не входят виды обслуживания, прописанные в графе «Дополнительные услуги», или суммы, образованные в результате потребления ЖКУ сверх нормы. Они должны быть оплачены жителями в полном объеме самостоятельно.

В следующей квитанции после дня обращения, сформированной за ЖКУ, появится отдельная строка, где прописывается конкретная сумма, списанная со счета предоставленной субсидии. Дополнительно получателю направляется специальное извещение.

Важные вопросы об очереди на жилье в Минске: что нужно знать нуждающимся

Дмитрий Боярович:
Давайте поговорим о планируемых объемах введения жилья на 2021 год в Минске и вообще по республике.

Алексей Ананич:
На 2021 год запланировано 4 миллиона квадратных метров жилья. Наибольшее количество запланировано на Минскую область. Довели по каждой области требуемые показатели, выделили объемы строительства жилья для нуждающихся в улучшении жилищных условий, для многодетных. В 2021 году мы планируем направить на строительство жилья более 10,5 тысячи многодетных семей. Из них 8,8 тысячи будет построено жилья для этих многодетных в текущем году. Динамика неплохая, и задача, которая перед нами стоит (о том, чтобы многодетных направлять на строительство жилья в течение одного года), постепенно реализуется. И мы эту проблематику пытаемся решить.

Дмитрий Боярович:
Но в Минске будет становиться меньше жилья?

Алексей Ананич:
По Минску мы планируем на 2021 год 100 тысяч метров квадратных жилья. Почему снижается? Потому что часть жилья планируется возводить в городах-спутниках. В частности, Смолевичи, Руденск – это основные площадки, на которых будет возводиться (жилье – прим. ред.) в том числе и для нуждающихся в улучшении жилищных условий города Минска.

Дмитрий Боярович:
Электромногоэтажка скоро появится в Минске – первая, если не ошибаюсь. Что это вообще такое? Каков экономический эффект от этого?

Алексей Ананич:
Вы знаете, уже у нас введены не только в Минске, введены такие объекты и за пределами Минска. Уже несколько лет такие объекты возводятся. Если брать объемы прежнего строительства, то у нас в прошлом году введено около 80 тысяч квадратных метров жилья такого – с электроотоплением и подогревом. Это альтернатива традиционному подходу, и время покажет, насколько она эффективна.

Мы рассматривали разные варианты. Конечно, вариант строительства традиционных сетей, когда из источников традиционного теплоснабжения вариант снабжения электрического, конечно, рассматривается в первую очередь. Например, 98 % жилья, которое сейчас возводится, является энергоэффективным. 98 % и более. За этим будущее. Мы полагаем, что со временем эти технологии будут применяться более широко. Потому что ресурсы у нас дорожают, мы понимаем, что такие подходы позволят более эффективно использовать ресурсы, которые имеются у страны.

Дмитрий Боярович:
А что насчет доступности для передвижения в новых домах людей с ограниченными возможностями? Что на этот счет делается?

Алексей Ананич:
Все дома, которые возводятся в Беларуси, уже соответствуют требованиям безбарьерной среды. Многоэтажные дома. Сейчас мы прописали в нормативах требование об устройстве входа в жилые здания с уровнем планировочной отметки земли, то есть, грубо говоря, без крыльца возможность будет попадать в жилые здания. Такие объекты уже реализуются. Вообще, мы планируем такие действия прописать еще и в общественных зданиях, потому что безбарьерная среда должна создаваться на всех объектах, не только на жилых зданиях. Сейчас это обеспечивается пандусами и подъемниками. Но, как показала практика, проще вопрос решить тем, что просто не делать крылец огромных и не делать подъемников.

Указом предусматривается регистрация договоров найма жилых помещений как государственного, так и частного жилищных фондов, уточняется процедура государственной регистрации и технической инвентаризации жилых помещений, финансирования выполняемых при этом работ. Устанавливается также месячный срок заселения жилых помещений независимо от формы собственности (за исключением жилых помещений специального служебного жилищного фонда и специальных жилых помещений). При этом заселение будет происходить не после приемки дома в эксплуатацию, а после его государственной регистрации.

Читайте также:  О выкупе незначительной доли в квартире

Указом также предлагается включать в состав и исключать из состава служебных незаселенные жилые помещения республиканского жилищного фонда государственных органов, иных государственных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах, по решению местного исполнительного и распорядительного органа.

Какие категории граждан относятся к нуждающимся в улучшении жилищных условий

Так, например, в Москве норма предоставления равняется 18 кв. м, в Ярославле – 17 кв. м, в Воронеже она варьируется от 14 до 18 кв.м. Учетная норма для москвичей составляет 10 кв. при проживании в квартире или доме и 15 – в коммунальной квартире, в Ярославле – 12 кв. м, в Воронеже – 11 кв. м. Многие регионы РФ в вопросе определения величин учетной нормы и нормы предоставления руководствуются величиной этих параметров в Москве.

  1. Человек может проживать в социальном жилище или быть собственником занимаемого помещения при условии, что размер жилой площади в расчете на одного человека меньше величины учетной нормы, принятой в данном регионе.
  2. Жилище, в котором человек проживает, не соответствует требованиям и нормативам жилищного законодательства.
  3. Человек может жить в социальном жилище или быть собственником занимаемого жилого помещения при условии проживания в нем нескольких семей или при наличии члена семьи с хроническим заболеванием в тяжелой форме (все заболевания перечисляются в Постановлении Правительства РФ № 378 от 16.06.2006г.).
  4. Человек или его семья в целом должны относиться к категории малоимущих граждан.

В Беларуси изменен порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан

Кроме того, конкретизирован перечень документов, необходимых для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, уточнены основания снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и вопросы предоставления жилых помещений при сносе, а также вопросы принятия на отдельный учет совершеннолетнего члена семьи, переоформление, разделение, объединение очереди.

Указом предусматривается регистрация договоров найма жилых помещений как государственного, так и частного жилищных фондов, уточняется процедура государственной регистрации и технической инвентаризации жилых помещений, финансирования выполняемых при этом работ. Устанавливается также месячный срок заселения жилых помещений независимо от формы собственности (за исключением жилых помещений специального служебного жилищного фонда и специальных жилых помещений). При этом заселение будет происходить не после приемки дома в эксплуатацию, а после его государственной регистрации.

За признанием нуждающимся и постановкой на учет нужно обращаться в местную администрацию – муниципалитет. Как правило, данный орган разделен на департаменты, комитеты и отделы, которые занимаются отраслевыми вопросами. Задачи постановки нуждающихся на учет занимается соответствующая комиссия, образованная при одном из структурных подразделений администрации.

В ряде регионов реализована возможность подачи документов через МФЦ – и зачастую это удобнее, чем обращаться напрямую в комитет/отдел/департамент.

Внимание! Уточнить, куда именно обратиться, можно по общему телефону местной администрации. Специалисту нужно задать вопрос, кто занимается включением в очередь на улучшение жилищных условий.

Размеры субсидии на уплату части процентов:

  • многодетным семьям, имеющим троих несовершеннолетних детей на дату подачи заявления о предоставлении субсидий, — в размере ставки рефинансирования Нацбанка, увеличенной на 2 процентных пункта;
  • многодетным семьям, имеющим четверых и более несовершеннолетних детей на дату подачи заявления о предоставлении субсидий, — в размере ставки рефинансирования Нацбанка, увеличенной на 3 п.п.;
  • многодетным семьям, имеющим не менее троих детей в возрасте до 23 лет на дату подачи заявления о предоставлении субсидии на уплату части процентов, а также детям-сиротам и гражданам, являющимся нанимателями социального жилья, предоставленного им как детям-сиротам, — в размере ставки рефинансирования Нацбанка, увеличенной на 2 п.п.;
  • иным гражданам, перечень которых указан выше — в размере ставки рефинансирования Нацбанка, уменьшенной на 2 п.п.

Порядок учета нуждающихся в жилье

Сегодня в фонде арендного жилья 2 тысячи квартир по всей стране. Неприватизированных — 330 тысяч, из которых, предполагают в министерстве, до 1 июля 2016 года приватизируют около 70 процентов. За квадратный метр установлена цена 0,2 базовой, то есть 26.000 рублей. Умножаем эту сумму на количество квадратных метров и на коэффициент, установленный исполкомом. Скажем, по Минску — от 0,5 до 1,5.

С учетом состоявшегося совещания планируется ли пересматривать задание на этот год, план и, может быть, на следующий, ближайшее время?

По закону цена за приватизацию сегодня зависит от стоимости строительства, то есть сколько государство затратило на конкретное помещение. В стране эта цифра, говорят специалисты ЖКХ, варьируется от 40 до 240 миллионов рублей. Причем не важно, где находится жилье — в городе или в глухой деревне. Значение имеет только рыночная стоимость. Как это выглядит на деле?

Приватизация объекта жилой недвижимости подразумевает обретение прав собственности на жилое помещение муниципального фонда. Эта процедура дает расширенные права распоряжения жильем. Собственник приватизированного объекта имеет возможность продавать, дарить, менять или передавать его по наследству. Рыночная цена такого жилья в разы выше стоимости неприватизированных объектов.

У кого есть право стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?

адвокат юридической консультации г.Фаниполя

1. Реализовать право на улучшение жилищных условий в Республике Беларусь могут только граждане Республики Беларусь. Поэтому в дальнейшем под словом «гражданин» в тексте настоящей статьи будет подразумеваться именно гражданин Республики Беларусь.

2. По общему правилу, правом стоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий обладают лица, достигшие совершеннолетия, со дня его наступления. Несовершеннолетние могут стоять на таком учете только в составе семьи совместно с их родителями.

Читайте также:  Список болезней, с которыми не берут в армию

Исключением являются эмансипация и вступление в брак до достижения совершеннолетнего возраста. В этих случаях соответственно с даты принятия решения об эмансипации либо с даты вступления в брак несовершеннолетний получает право стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

3. Гражданин, имеющий регистрацию по постоянному месту жительства, может стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по своему месту жительства. Ведется такой учет администрациями районов в городах или исполнительными комитетами по месту жительства (как правило, специалистом отдела жилищной политики).

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в отношении лиц без определенного места жительства (ранее проживавших в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий), зарегистрированных по месту пребывания в органах внутренних дел, ведется администрациями районов в городах или исполнительными комитетами по месту нахождения пункта регистрации и учета таких лиц.

Гражданин, желающий стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, по его выбору вправе стать на такой учет как сам, так и вместе с членами своей семьи. Действующее жилищное законодательство (статья 29 Жилищного кодекса Республики Беларусь от 22 марта 1999 г. № 248-З) к членам семьи гражданина относит супруга (супругу), их детей и родителей. Здесь важно подчеркнуть, что семья может стоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий только по месту жительства одного из супругов, если они зарегистрированы по месту жительства в разных населенных пунктах, разных районах населенного пункта. Причем супруги самостоятельно по своему выбору определяют место постановки на соответствующий учет. И в данном случае при принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства не требуется регистрация супругов и их несовершеннолетних детей в одном населенном пункте.

4. У граждан также есть право стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и по месту работы (если такой учет ведется по месту работы).Гражданин может стать на такой учет сам либо с членами своей семьи. Семья вправе стоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы каждого члена семьи. При принятии граждан на такой учет по месту работы не требуется регистрация членов семьи, с которыми гражданин принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в одном населенном пункте.

При наличии к тому оснований гражданин может реализовать свое право на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и одновременно стоять на соответствующем учете и по месту жительства, и по месту работы.

5. Резюмируем, правом стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий обладают граждане Республики Беларусь (1), достигшие совершеннолетия (2), имеющие регистрацию по постоянному месту жительства (3.1.) или регистрацию по месту пребывания в органах внутренних дел (3.2.), либо работающие (проходящие службу) в государственных органах, других организациях, их филиалах и представительствах (в том числе по совместительству) (3.3.). Однако и этого не достаточно.

Гражданин, соответствующий указанным требованиям, может стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий только в том случае, если он будет признан нуждающимся в улучшении своих жилищных условий в соответствии с нормами Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» (далее – Положение).

Хотелось бы отметить, что правом подать заявление о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий обладает любой гражданин Республики Беларусь. Он самостоятельно не должен определять, есть ли у него основания для соответствующей постановки или нет. Этот вопрос решается на заседании администрации районов в городах или на заседании исполнительного комитета при рассмотрении заявлений граждан о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Но во избежание недоразумений советуем заранее осведомиться о наличии или отсутствии в каждом конкретном случае оснований для постановки на соответствующий учет. Признаки определения нуждаемости в улучшении жилищных условий содержатся в пункте 3 Положения, случаи, когда граждане не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, – в пункте 6 Положения.

Кто является нуждающимся в улучшении жилищных условий

  • проживающие в жилом помещении, признанном не соответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а также граждане, проживающие в общежитиях (за исключением граждан, вселившихся в общежитие в связи с обучением, сезонных и временных работников);
  • проживающие в жилых помещениях государственного жилищного фонда по договору поднайма жилого помещения или в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения; проживающие в жилых помещениях специального служебного жилищного фонда;
  • проживающие в однокомнатной квартире с другим гражданином независимо от его пола (в том числе независимо от близкого родства), кроме супругов.
  • по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда;
  • в качестве членов (бывших членов) семьи нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, собственника, члена организации застройщиков, когда они имеют право пользования жилым помещением наравне с нанимателем, собственником жилого помещения, членом организации застройщиков;
  • по договорам найма, аренды, безвозмездного пользования или иным договорам по созданию объекта долевого строительства. Данное положение исключает возможность повторного строительства жилья на льготных условиях, установленных для нуждающихся в улучшении жилищных условий, гражданами, построившими жилое помещение на таких условиях и занимающими его на основании указанных договоров, но не регистрирующими право собственности на данное помещение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *