Что такое муниципальный бюджет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое муниципальный бюджет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Муниципалитет имеет право положить в свой «кошелек» только доходы, которые предусмотрены Бюджетным кодексом России. К ним относятся налоговые и неналоговые поступления. Кроме того, муниципалитет может получать трансферты из регионального и федерального бюджетов.

Местный бюджет – что это такое простыми словами

Сбросить

  • Поможем
  • Покажем
  • Подскажем

Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в осуществлении бюджетного процесса.

Необходимость успешного и стабильного развития регионов и муниципальных образований требует оптимизации межбюджетных отношений в первую очередь в направлениях более четкого разграничения полномочий органов власти и установления соответствующих расходных полномочий бюджетов всех уровней.

Полномочия разграничиваются между региональным и местным уровнями власти на постоянной или долговременной основе и должны удовлетворять следующим принципам:

  • принцип территориального соответствия предусматривает ответственность за предоставление бюджетных услуг того уровня власти, под юрисдикцией которого проживает население, потребляющее бюджетные услуги;
  • принцип максимального приближения бюджетных услуг к их получателям определяет передачу исполнения услуг на возможно более низкий уровень бюджетной системы, поскольку местные власти находятся ближе к потребителям бюджетных услуг и лучше знают их нужды;
  • принцип максимальной эффективности предоставления бюджетных услуг требует, чтобы выбор уровня бюджетной системы при закреплении расходных полномочий определялся по оптимальному варианту при условии обеспечения наиболее рациональной и эффективной реализации соответствующих полномочий.

Эти принципы являются объективной базой разграничения функций между региональным и местным уровнями власти.

Согласно экономическому словарю, бюджетный федерализм — это устройство бюджетной системы государства, при котором каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий.

Это также форма автономного функционирования бюджетов различных уровней государственной власти, которая основана на четких, закрепленных законодательством нормах.

Основными принципами бюджетного федерализма являются:

Федеративные принципы построения бюджетной системы направлены на сочетание самостоятельного и совместного управления бюджетным процессом. В более широком смысле федерализм подразумевает различного рода объединения для обеспечения совместного достижения общих целей при сохранении целостности, но ограничении самостоятельности каждой из сторон.

Политический принцип федерализма заключается в конституционном распределении между сторонами федеративного образования принадлежащих им по праву властных полномочий в реализации единой политики при обеспечении целостности составных единиц Федерации.

Экономический принцип федерализма состоит в разделении полномочий в отношениях собственности, в разработке и реализации денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, структурной, инвестиционной политики между Федерацией и ее субъектами.

Федеративные системы характеризуются рядом признаков:

  • наличием иерархии;
  • четко сформулированными полномочиями каждого из уровней управления;
  • установленной автономией и регламентированным суверенитетом каждого из уровней.

Бюджетный федерализм предполагает самостоятельность в нахождении средств для финансирования децентрализованно принимаемых решений и региональных программ субъектами Федерации. Только в этом случае можно говорить о реальной самостоятельности регионов.

Что такое муниципальный бюджет

О местных бюджетах см. также Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

Читайте также:  Меняются правила трудоустройства иностранцев: взносы, ДМС

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов городских, сельских поселений, внутригородских районов, муниципальных районов (в отношении населенных пунктов, других территорий, расположенных на межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

(в ред. Федерального закона от 01.10.2020 N 311-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Бюджет городского округа с внутригородским делением и свод бюджетов внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет городского округа с внутригородским делением.

Понятие муниципального бюджета, его функции

На муниципальном уровне местное самоуправление осуществляется непосредственно населением через представительные органы власти, выбранные им. Для того, что бы выполнялись возложенные на местные органы власти функции, они наделены определенными правами и полномочиями, в частности имущественными и финансово-бюджетными. Определимся с понятием муниципального бюджета.

Муниципальный бюджет – процесс формирования и расходования бюджетных денежных средств на очередной финансовый год, которые предназначаются для выполнения функций и задач в социально-экономической сфере, относимых к полномочиям местного уровня власти.

Важно отметить, что доходная часть муниципального бюджета формируется из трех составляющих, к которым относятся:

Расходная часть бюджета организуется ОМСУ самостоятельно и исполняется за счет доходной статьи, а также источников финансирования дефицита бюджета.

Муниципальный бюджет служит своего рода каналом передачи населению итоговых результатов производства. Через местные финансы происходит перераспределение общественных фондов потребления между различными группами населения. Из муниципальных финансов же происходит и финансирование развития отраслей сфер производства.

Вообще функции муниципального бюджета можно определить, как:

Анализ локальных бюджетов: расходы

Изучим теперь основные особенности, которыми характеризуются расходы местных бюджетов. Есть два их основных типа: текущие и капитальные. Рассмотрим их специфику.

Что касается капитальных, или инвестиционных расходов, то они представляют собой часть издержек, которые связаны с вложениями в действующие либо создаваемые юридические лица, осуществляющие деятельность в рамках тех или иных инвестиционных программ. В структуру капитальных расходов могут входить: бюджетные кредиты; капиталы, направленные на увеличение имущества, которым владеют муниципальные образования; бюджеты развития; издержки на капремонт тех или иных объектов.

Текущие расходы местных бюджетов — это издержки, которые обеспечивают необходимое функционирование политических институтов на уровне муниципалитетов, различных учреждений, а также становятся механизмом предоставления финансовой помощи в пользу систем управления государственным капиталом на иных уровнях в виде дотаций, субсидий, субвенций и иных методов поддержки. К текущим издержкам относят те, которые не классифицированы как капитальные.

Те из вас, кто вынужден (или просто любит это делать) считать свои деньги, планировать расходы исходя из полученных (или предполагаемых) доходов, занимаются формированием бюджета.

Непростое это дело – выкроить необходимые суммы на удовлетворение тех или иных нужд. Людей, которые умудряются из небольшой зарплаты оплатить коммунальные расходы, купить своим детям самое необходимое и при этом не умереть с голоду, смело можно назвать грамотными финансовыми стратегами.

Читайте также:  Налоги в Польше - PIT, VAT, CIT

Это о бытовой стороне понятия «бюджет», но на этой основе можно сформулировать обобщенное толкование термина.

Вывод: бюджет – это расходы и доходы определенного субъекта (частного лица, организации или государства), сведенные в единую схему.

Доходы региональных бюджетов

Согласно Бюджетного кодекса РФ доходы региональных бюджетов складываются из налоговых и неналоговых доходов. В региональные бюджеты субъектов РФ зачисляются налоговые доходы от различных региональных налогов. Они представлены:

  • Налогами на имущество организаций – норматив составляет 100%.
  • Налог на игорный бизнес – норматив составляет 100%.
  • Транспортный налог – норматив составляет 100%.

В бюджеты субъектов РФ также зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, которые предусмотрены специальными налоговыми режимами. Они представляют собой:

  • Налог на прибыль организации по ставке, которая установлена для зачисления указанного налога в бюджеты РФ.
  • Акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья.
  • Акциз на спиртосодержащую продукцию.
  • Акциз на автомобильный бензин, в том числе прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей.
  • Акцизы на алкогольную продукцию.
  • Акцизы на пиво.
  • Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, исключение составляет только газ горючий природный.
  • Налог на добычу общераспространённых ископаемых.
  • Налог на добычу полезных ископаемых, без учёта ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространённых полезных ископаемых.
  • Сбор за использование объектов водных биологических ресурсов, без учёта внутренних водных объектов.
  • Налог на пользование объектами животного мира.
  • Государственная пошлина, которая подлежит зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов.

Следует отметить также неналоговые доходы бюджетов, которые складываются в субъектах РФ из:

  • Части прибыли унитарных предприятий, которые были созданы субъектами РФ и остаётся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет страны, размеры которых установлены законодательством субъектов РФ.
  • Взносы, которые делаются за негативное влияние на окружающую среду.
  • Платежей, которые вносят за использование лесным фондом в части, большей, чем минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню.
  • Платежей, которые производятся за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и обработкой этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В таблице ниже приведены составы доходов региональных бюджетов. Подробно и понятно охарактеризованы доходы бюджетов субъектов РФ за 2009 г. в млрд. руб.

Показатели Сумма

%

к итогу

Доходы бюджета — всего 4950,4

Налоговые и неналоговый доходы.

В том числе:

3299,2 66,6
Налог на прибыль 1057,8 21,3
Налог на доходы физических лиц 1170,4 23,6
Налога на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 246,0 4,9
Налоги на совокупный доход 79,2 1,6

Налоги на имущество.

В том числе:

441,8 8,9
Налог на имущество физических лиц 1,4 0,02
Налог на имущество организаций 373,5 7,5
Транспортный налог 49,1 1,0
Налог на игорный бизнес 10.7 0,2
Земельный налог 6.9 0,1
Налога, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 73,8 1,5
Государственная пошлина 1,9 0,04

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

116,4 2,3
Платежи при пользовании природными ресурсами 14,6 0,3
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 46,7 0,9
Доходы от предпринимательской деятельности, иной приносящей доход деятельности 44,5 0,8
Безвозмездные поступления 1606,8 32,4

В структуру входят две составляющие: доходная и расходная.

К доходной части относятся:

  • федеральные прямые и косвенные налоги;
  • акцизные и таможенные пошлины и сборы;
  • региональные и местные налоги.
Читайте также:  Отчет о движении средств ФЛ по счету (вкладу) в банке за пределами РФ

К расходной части относятся:

  • финансирование отраслей промышленного сектора экономики;
  • финансирование агропромышленного комплекса и сельского хозяйства;
  • затраты на оборону и правоохранительную деятельность;
  • финансирование социального блока, а также науки, образования, здравоохранения.

Социальные институты и их функции.

Понятие социального института в обществознании подразумевает Спенсеровский подход и Вебленовский подход Социальные институты и их функции.

Право. Понятие и признаки права.

Основная информация по обществознанию для обучения и подготовки в экзаменам, ГВЭ, ЕГЭ, ОГЭ, ГИА Право. Понятие и признаки права.

Образование. Понятие, структура, система и функции образования.

Образование, согласно словаря Ушакова, — это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение Образование. Понятие, структура, система и функции образования.

Местные власти максимально приближены к населению, а бюджет конкретного региона является первичным уровнем организации публичной власти. Муниципалитеты – это те органы, которые являются опорой демократии, поддерживающей устойчивость всего государства. Однако не секрет, что именно на уровне местных бюджетов чаще всего происходят сбои и проблемы, которые негативно сказываются на состоянии всего социума.

На сегодняшний день можно выделить ряд основных проблем:

  • возможность противоречиво трактовать нормативно-правовую базу;
  • несоответствие между полномочиями органов местной власти и финансовыми ресурсами;
  • несбалансированность большинства муниципальных бюджетов;
  • большая часть регионов имеют малую доходную часть из-за минимального количества собственности, земель и даже малого количества населения;
  • безответственность представителей региональных властей.

Но самая большая проблема — это несбалансированность состава и структуры расходов местного бюджета и материальной базы большинства регионов. Решение этих вопросов требует системного подхода и неотлагательных мер.

Государственная Дума обсуждает его общие качественные характеристики: концепцию и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

– доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

– распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации;

– дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита федерального бюджета;

– общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.

Распределение регионального бюджета

Деньги из регионального бюджета распределяются, в основном, по определенным путям, где основополагающими являются:

  • предоставить нужную величину денежных средств для эффективной деятельности государственной власти;
  • погасить и обслужить все долги государства;
  • обеспечить осуществление всей составляющей необходимых расходов, которые направлены на организацию выборных мероприятий или референдумов;
  • осуществление программ и мероприятий, которые необходимы в том или ином регионе страны;
  • купить и реализовать имущественной собственности государственного аппарата, которое будет принадлежать регионам страны;
  • реализовать систему отношений регионов с зарубежными странами или поддерживать действующие отношения;
  • обеспечить государственные организации и компании денежными средствами для того, чтобы те могли своевременно и эффективно развиваться;
  • спонсировать средства массовой информации при их участии в становлении социально-значимых мероприятий в регионах;
  • предоставлять деньги в бюджет местным органам самоуправления;
  • выделять денежные запасы для органов местного самоуправления с последующей передачей определенных государственных функций.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *