Права ребёнка в зависимости от возраста

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права ребёнка в зависимости от возраста». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По СК РФ права ребенка возникают с момента рождения (как и соответствующие права и обязанности его родителей). При достижения определенного возраста интересы и обязанности несовершеннолетнего гражданина будут увеличиваться.

Когда у ребенка появляются права

С момента рождения, малыш имеет право:

  • на имя;
  • на фамилию;
  • на отчество;
  • на гражданство и гражданскую правоспособность;
  • жить и воспитываться в полноценной семье;
  • на уважение своего человеческого достоинства;
  • на всестороннее развитие;
  • на обеспечение свобод и законных интересов родителей, службами опеки и попечительства, прокурором и судом;
  • на получение льгот и государственных пособий;
  • на обладание правами собственности.

Законодательные акты России устанавливают следующие возрастные категории, при достижении которых интересы и обязанности малыша будут увеличиваться: 1,5; 3; 6; 7; 10; 14; 15; 16; 18 лет.

Действующее законодательство по защите детей

Несовершеннолетними считаются лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста. Права несовершеннолетних подразделяются на гражданские, социальные и экономические.

Гражданские права ребенка закреплены Конституцией РФ. Их действие начинается с момента рождения. Их нарушение и ограничение запрещено даже судебным органам.

Экономические права детей имеют радикальное отличие от возможностей совершеннолетних граждан. Ребенок имеет право быть собственником любого имущества, не запрещенного к обороту законодательством Российской Федерации. Однако распоряжаться им до 14 лет он не может, а по достижению указанного возраста – только с согласия законных представителей.

Несовершеннолетние обладают социальными правами. Среди них – возможность получить бесплатную медицинскую помощь и образование.

Нарушение прав ребёнка

За нарушение прав детей может последовать административная ответственность. В особых случаях обидчикам несовершеннолетних придётся ответить по Уголовному кодексу.

Например, ст. 156 УК РФ предусматривает наказание в виде тюремного заключения на срок до 3 лет в случае жестокого обращения родителей с детьми. Это распространяется и на учителей, воспитателей, и прочих взрослых, имеющих дело с детьми.

С заявлением в органы опеки и правоохранительные органы может обратиться сам ребёнок или его представитель. Нередки случаи обращения за защитой неравнодушных к судьбе малыша людей.

Как реагировать, если вы стали свидетелем насилия над ребёнком? Ответ в следующем видеосюжете.

Права детей в разном возрасте

Главный нормативный акт, посвященный этой теме, это Семейный кодекс РФ. Есть и другие законы о правах несовершеннолетних. Вот какими законами регулируются права и обязанности несовершеннолетних в России:

  • Конституция РФ;
  • Гражданский кодекс России;
  • Трудовой кодекс РФ;
  • Федеральный закон №273 «Об образовании в РФ»;
  • Федеральный закон №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • Федеральный закон №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
  • Федеральный закон №49 «Об опеке и попечительстве».

Все дети в России имеют возможность:

  • расти в семье;
  • воспитываться своими родителями, а при их отсутствии — опекунами, попечителями, а в крайнем случае и специализированными детскими учреждениями;
  • знать, кто его родители;
  • жить вместе с биологическими родителями и получать от них должную заботу. Единственное исключение — если это противоречит интересам ребенка и тем более ставит его здоровье и жизнь под угрозу;
  • общаться с кровными родственниками;
  • пользоваться правом на уважение;
  • получать всестороннее развитие;
  • получать защиту;
  • выражать свое мнение;
  • иметь фамилию, имя и отчество, а при желании — изменить их;
  • снабжаться средствами на жизнь. Сюда же входит право на личные доходы.

Подробно все права и обязанности несовершеннолетних в РФ описаны в главе 11 Семейного кодекса России. Все эти возможности ребенок получает с рождения.

С 6-летнего возраста он получает еще и право на:

  • мелкие бытовые сделки;
  • посещение школы;
  • самостоятельное распоряжение карманными деньгами;
  • получение подарков.

С 8 лет добавляется возможность участвовать в детском общественном объединении.

С 10-летнего возраста им предоставляется свобода давать согласие на восстановление в родительских правах кровных родителей (ст. 72 Семейного кодекса России), на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 132 Семейного кодекса России). С этого возраста учитывается его мнение по всем семейным вопросам, которые затрагивают его жизнь. И он получает возможность заслушания в процессе административного либо судебного разбирательства.

С 14 лет граждане вправе:

  • самостоятельно обращаться в суд;
  • получать паспорта;
  • работать с согласия одного из родителей не дольше 4 часов в свободное от учебы время;
  • открывать банковские вклады.
Читайте также:  Закон о тишине в 2023 году: изменения и штрафы

После 16-го дня рождения появляется возможность:

  • работать до 36 часов в неделю;
  • учиться на водительское удостоверение;
  • при особых обстоятельствах — вступать в брак;
  • пройти процедуру эмансипации: получить полную дееспособность.

Возможностей у ребенка с ходом времени становится все больше. Вот для чего нужны права и обязанности подростка:

  • плавно подготовить его к взрослой жизни;
  • научить справляться сначала с малым кругом обязательств и свобод, затем расширяя его;
  • обеспечить безопасность и хорошие условия жизни;
  • гарантировать получение образования;
  • наделить его правом самостоятельно регулировать некоторые аспекты своей жизни.

Права и обязанности ребенка

Ребёнком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия).

Способность иметь права или же правоспособность возникает с момента рождения человека. А способность самостоятельно реализовать собственные права, другими словами дееспособность, появляется в полном размере по достижении 18-летнего возраста. В случаях, предусмотренных законом, могут быть установлены и другие возрастные пределы для этого.

Как известно, права и свободы одного человека заканчиваются там, где начинаются права и свободы иного человека. В связи с этим на ребенка помимо прав возлагаются определенные обязанности.

Прежде всего, каждый ребенок должен уважать права и законные интересы других людей. Он обязан почитать культурные обычаи и традиции не только своего народа, но и других национальностей. Особо важно, чтобы ребенок соблюдал законы своей страны, бережно относился к окружающей среде и ко всем видам собственности.

Никто не может быть освобождён от прямых обязанностей соблюдения законов страны, ибо здесь уже начинается юридическая ответственность.

Обязанности детей в Конституции РФ

Конституция Российской Федерации корреспондирует, какими обязанностями и степенью ответственности наделены несовершеннолетние дети в России.

  • получение основного общего образования (данная обязанность ложится на плечи не только самого несовершеннолетнего ,но и его родителей или других законных представителей);
  • соблюдение правил поведения, регламентированных социальной группой, в которой состоит ребенок;
  • выполнение трудовых обязанностей, если осуществляется работа по трудовому договору;
  • соблюдение устава образовательного учреждения;
  • для ребенка мужского пола — постановка на воинский учет.

Основные обязанности детей

  • Согласно Конституции, дети с 6 лет обязаны получать дошкольное и школьное среднее образование, то есть ходить в детский сад или учиться в школе. Причем они должны строго соблюдать дисциплину, установленную в стенах образовательного учреждения.
  • С 8 лет на малышей возлагается обязательство придерживаться устава школы и правил поведения в обществе.
  • 14-летний ребенок обязан выполнять поручения, согласно ТК РФ, а также соблюдать трудовой распорядок, в случае если он устроился на работу. Кроме того, он должен придерживаться правил, установленных обществом и соблюдать устав школы, в которой он обучается.
  • С 17 лет мальчики обязаны встать на учет в военкомат и стать военнообязанным.

Основные обязанности детей в школе

Государственные и общественные интересы – растить грамотное, воспитанное поколение. Для обучения, получения среднего образования не нужно платить денег. Каждый ребёнок обязан, получит школьное образование. Закон гласит – прохождение школьной программы это обязанность детей.

Дальнейшее образование, получение специальности возможно в ВУЗах, техникумах и т.д. Но прежде необходимо сдать государственные экзамены в общеобразовательной школе. ЕГЭ дает возможность выявить качество полученных знаний.

Иногда школьник не хочет учиться из- за некомфортных условий пребывания в школе, либо дома. Зачастую не разобравшись, педагоги нежелание, принимают за неспособность ученика к освоению школьной программы. Ученику необходимо владеть своими правами и выполнять свои обязанности.

Важно определить термин ребенка по утвержденной ООН Конвенцией 1989 года. Согласно этому документу, таковым принято считать человека до 18 лет с момента его появления на свет.

От рождения он наделяется неотъемлемыми права, а по мере взросления законы страны регламентируют его полномочия относительно семейные, гражданских или трудовых отношений.

14 лет — это возраст человека, способного самостоятельно распоряжаться своими денежными активами, принимать решения о переселении и быть ответственным за свои слова и поступки гражданином.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему,

звоните по телефонам

:

Или на сайте. Это быстро и бесплатно!

Какие права даются при достижении 14 лет

Дети в возрасте 16 лет являются частично дееспособными. Они могут вести половую жизнь, а при наличии особых обстоятельств вступать в официальный брак.

Позже (с 10 лет) для него становится возможной смена фамилии, имени и отчества, выражение собственного мнения при решении семейных вопросов, совершение мелких бытовых сделок и вступление в детские общественные объединения. 14 лет — особенный возраст в жизни каждого человека.

С какого возраста получают права на мотоциклы В отличии от ситуации с мопедами и легкими мотоциклами, порядок получения прав на категорию «А» строго регламентирован.

Но, есть и те права, которые человек приобретает по мере своего взросления. Чаще всего, они непосредственно зависят от законодательной структуры того государства, в котором родился и вырос ребенок. В данной статье мы рассмотрим права детей с 14 лет в России, какие особенности присущи этой возрастной категории.

Читайте также:  Выплаты сотруднику при несчастном случае на производстве

Защита прав ребенка и последствия их нарушения

Дети – самая незащищенная категория граждан. В силу возраста они не могут дать отпор агрессору и постоять за себя. Что угрожает несовершеннолетнему чаще всего? Основные угрозы:

  • унижение чести и достоинства – высмеивание, оскорбления;
  • невыполнении законными представителями обязанностей по уходу и присмотру за ребенком;
  • психическое и телесное насилие над ребенком (побои, ругань, сексуальное насилие);
  • эксплуатация детского труда;
  • привлечение к употреблению алкоголя, наркотиков и других токсических веществ;
  • вовлечение в проституцию, производство порнографической продукции;
  • оставление беспомощного ребенка в опасности, в ситуации, угрожающей жизни и здоровью;
  • разлучение со своими кровными родителями без решения суда.

Комментарий к ст. 63 СК РФ

1. Как следует из п. 1 комментируемой статьи, родители имеют преимущественное право перед всеми другими лицами на воспитание и развитие ребенка. Будучи по своей правовой природе личным неимущественным правом, оно не может переходить по наследству. Одновременно это и обязанность родителей.

Это одно из важнейших прав и обязанностей родителей, которое предусмотрено и в международных соглашениях. Согласно ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Интересы ребенка являются предметом их основной заботы.

Право на воспитание позволяет родителям целеустремленно и систематически воздействовать на психологию ребенка для того, чтобы привить ему необходимые, с их точки зрения, качества. Право и обязанность родителей по воспитанию детей закреплены в Конституции РФ (ст. 38) и конкретизируются в п. 1 комментируемой статьи.

Функции по воспитанию осуществляют не только родители, но в силу своих должностных обязанностей и другие лица. Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) такие функции осуществляют педагогические, социальные работники, психологи и другие подобного рода специалисты.

Несовершеннолетние родители также имеют право на совместное проживание со своим ребенком и участие в его воспитании. При этом, в соответствии с п. 1 ст. 68 СК РФ (см. комментарий к нему), родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения.

Для того чтобы реализовать право на воспитание, необходимо постоянное общение с ребенком, позволяющее родителям непосредственно воздействовать на его сознание. Поскольку мать и отец обладают равными правами и обязанностями по воспитанию своих детей, все вопросы и разногласия, связанные с воспитанием, должны решаться по соглашению родителей. Если же такого соглашения достигнуто не было, то родители вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. Однако если родители проживают совместно, то такие обращения встречаются крайне редко. Как правило, родители в конечном итоге сами находят решение проблем, даже если первоначально между ними были разногласия по вопросам, связанным с воспитанием детей.

Большие полномочия в реализации процесса воспитания предоставлены законодательству субъектов Федерации. В частности, согласно п. 3 ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться:

меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;

порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в нарушение установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.

Читайте также:  Правила регистрации брака в 2023 году

Право (и соответственно обязанность) по воспитанию своих детей у родителей прекращается в следующих случаях:

по достижении детьми совершеннолетия;

вступления несовершеннолетних детей в брак;

эмансипации;

усыновления детей;

лишения родительских прав;

смерти и объявления гражданина умершим.

Ребенок как субъект конституционного права российской федерации

В конституционном праве Российской Федерации в качестве исходных понятий для определения субъектов права, являющихся физическими лицами, используются в основном две категории — «человек» и «гражданин».

Понятие «человек» появилось в юридической науке с принятием в 1789 г. французской Декларации прав и свобод человека и гражданина и призвано было подчеркнуть значение разработанной в те годы концепции свободы, равенства и естественных неотчуждаемых прав, принадлежащих всем членам общества без исключения. С тех пор оно переходило из документа в документ и к настоящему времени стало неким универсальным термином, широко применяемым как в зарубежных странах, так и в России. В нашей стране это понятие впервые появилось в правовом акте с принятием Конституции 1993 г.1 Объясняется это в первую очередь своеобразной системой власти, идеологии и соответствовавшего им законодательства, главенствовавших на территории государства на протяжении большей части двадцатого столетия. Социалистическая доктрина не допускала проявлений крайнего индивидуализма, поэтому понятия общества и гражданина как его члена были более применимыми в её рамках, нежели «неколлективное» понятие «человек».

Отсутствие законодательного закрепления данного термина, тем не менее, не препятствовало его исследованию и дефиниции в рамках юридической науки. Человек определялся и как «разумное существо, обладающее даром мышления и речи, способное производить орудия труда и пользоваться ими в своих целях»», и как «качественное своеобразие живого существа, благодаря которому оно выделяется из мира других живых существ в силу особенностей физического, телесного устройства, психической конституции и, главным образом, способности жить и разумно действовать в общественной среде». Суть всех определений человека при этом сводилась к главному — выделить его из ряда других существ, обитающих на Земле, и признать в качестве самостоятельного мыслящего субъекта.

Современные правоведы идут по тому же пути: человек рассматривается как неотъемлемая часть природы, биологический представитель живого мира, проявляющий определенное своеобразие в своих физических, физиологических и психических процессах.

Иную смысловую нагрузку несет термин «гражданин», также звучащий в действующей российской Конституции. Он ограничивает круг субъектов права необходимостью наличия между конкретным физическим лицом и Российской Федерацией особого рода отношений — гражданства, подразумевающих принадлежность данного лица к данному государству, с одной стороны, и признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений, с другой стороны.

Таким образом, применение в Конституции понятий «человек» и» «гражданин» различно: первый термин является наиболее общим и призван характеризовать любое из существ, составляющих наше общество, второй подчеркивает политико-правовую связь индивида с конкретным государством.

Неоднозначным с научной точки зрения является употребление в двух статьях Конституции РФ (ч. 1 ст. 21 и ст. 64) слова «личность».

Анализ указанных статей Основного Закона позволяет сделать достоверный вывод о том, что его создатели отказались от использования этого понятия в том смысле, какой придавался ему советскими правоведами, строго отделявшими «личность» от просто «человека» и констатировавшими, что «человеком рождаются, а личностью становятся».

«…Личность — это индивид, сознательно определивший свое деятельное отношение к окружающему миру»1, — писал В.А. Кучинский. — «Чтобы родившийся человек стал личностью, он должен … не только достигнуть определенного уровня физического и умственного развития, но и приобрести необходимый социальный опыт общения с другими людьми». Схожим образом оценивал процесс формирования личности и выдающийся теоретик права Н.И. Матузов: «Человек становится личностью только благодаря обществу и своим многообразным связям с ним».

Подобное жесткое разграничение понятий «человек» и «личность» вело к тому, что отдельным категориям людей отказывалось в возможности именоваться личностями. В юридической литературе советской эпохи нередки суждения о том, что личностями не являются ребенок и душевнобольной, первобытный дикарь и раб.

Нельзя не согласиться с критическими замечаниями Е.А. Ануфриева по этому поводу: «Некоторые авторы, определяя личность через понятие человек, выделяют в качестве признаков личности социальность, другие — сознательность, третьи — деятельность, четвертые — социальную активность, пятые — все это вместе взятое плюс чувства и эмоции. В итоге создаются определения, в которых с понятием личности связывается набор положительных черт, таких, например, как высокая нравственность, сознательность, ответственность, партийность и т.д. В результате неизбежно деление людей на личности и неличности, признание личностью лишь того, кто обладает определенным, чаще всего положительным комплексом свойств».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *