Согласование границ образуемого земельного участка
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Согласование границ образуемого земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами Комитета, государственными гражданскими служащими Комитета, МФЦ, работниками МФЦ в ходе предоставления государственной услуги.
К извещению должна прилагаться схема.
Если вы подаете схему в виде файла, то администрация точно ее опубликует, потому что это проще простого.
Из этого следует, что неограниченный круг лиц не только может прочитать извещение, но и по схеме определить местонахождение участка. А многие подыскивают себе участок исходя исключительно из территориального предпочтения.
Иными словами, любой желающий может ознакомиться с вашей схемой и узнать место расположения участка. Ему даже не надо поднимать зад с дивана.
Если подаете бумажный вариант схемы, то с ее публикацией у чиновников возникают небольшие сложности.
Потому что схему нужно перевести в электронный вид.
Частенько местные администрации не заморачиваются с переводом схемы из бумаги в файл для публикации.
Они просто указывают в извещении, что со схемой можно ознакомиться по такому-то адресу. Дополнительно указывают часы для ознакомления.
При такой ситуации не каждый поднимет свою любимую пятую точку. Многим лень идти в администрацию и знакомиться с бумажным вариантом схемы.
Данное обстоятельство, хоть и косвенно, но сужает круг потенциальных желающих подать заявку по вашей схеме.
А это повышает шансы проскочить 30-дневный период без встречных заявок. В результате это увеличивает шансы получить участок без торгов.
Все требования к схеме содержаться в Приказе Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г. N 762.
Данный приказ подписал небезызвестный г-н Улюкаев А.В.
Виды землеустроительной документации.
- Схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации.
- Генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации.
- Схема землеустройства муниципальных образований.
- Схемы использования и охраны земель.
- Карты (планы) объектов землеустройства.
- Проекты внутрихозяйственного землеустройства.
- Материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель.
- Проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.
- Тематические карты и атласы состояния и использования земель.
Вышеуказанный перечень является открытым.
Местные и региональные власти могут вводить свои виды землеустроительной документации.
Порядок согласования местоположения границ.
Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.
В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.
I этап. Подготовительный.
В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:
-
выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;
-
определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;
-
определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);
-
довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.
В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:
- сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
- сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
- кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
- порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
- место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
- сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.
Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:
1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:
- в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
- получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
- смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Постановка земельного участка на кадастровый учет.
После вступления решения суда в законную силу (у ответчиков будет десятидневный срок на обжалование) его в соответствии с пп. 4 п. 25 Приказа Минэкономразвития России № 412 необходимо включить в состав приложения к межевому плану как документ о разрешении земельного спора и обратиться в соответствующий орган с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет.
В связи с признанием местоположения смежной границы между земельными участками по межевому плану смежного собственника кадастровой ошибкой в сведениях орган кадастрового учета в соответствии со ст. 28 Закона № 221-ФЗ обязан исправить эту ошибку.
Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 25 Закона № 221-ФЗ при кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка, орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения в сведения о местоположении границ смежного земельного участка.
Кто и куда имеет право обратиться
Заявление направляется в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления (ст. 29 ЗК РФ).
Пишется обращение на бланке, нотариального заверения не требуется.
Основания Земельный Кодекс | Объект | Заявители |
Ст.39.3 | участки, распределяющиеся без проведения торгов | — некоммерческие структуры, созданные физлицами для ИЖС (не коммерция); — образование ЛПХ; — юрлица на условия бессрочного использования |
Ст.39.5 | передача в собственность бесплатно | — религиозные или благотворительные кампании, имеющие целевую недвижимость для исполнения своих уставных задач; — многодетные семьи (три и больше родных и/или приемных детей моложе 18 лет) |
Ст.39.5, 39.9 и 39.20 | площади в аренду без торгов | — с недостроями; — с постройками, принадлежащими юрлицу в оперативном управлении; — земли, которые госорганы передали некоммерческим структурам, образованным гражданами для ИЖС; — участки, которым владеет компания на основании права бессрочного использования; — всем лицам, с которыми представители госорганов (федеральных или муниципальных) заключили соглашение о поэтапном развитии территории (для застройки) |
Причины для изменения вида использования
Для принятия постановления о проведении предварительного рассмотрения заявления о выдаче участка, который будет образован, требуется предоставить обоснованные причины для изменения вида разрешенного применения этого надела или перевода его в иную категорию. Это нужно в случае, если заявление на предварительное рассмотрение содержит просьбу об изменении цели использования, так как она не может оставаться прежней:
- вид разрешенного использования искомых гектаров не соответствует характеристикам применения земельных наделов, принятым для материнской зоны;
- категория образованного участка не соответствует этому показателю у других наделов в этой территории;
- нет соответствия по категории и разрешенному применению с тем участком, из которого сотки надела должны будут выделены.
Способы уведомления соседей
Для того, чтобы соседи и прочие лица имели возможность присутствовать на согласовании, установлена необходимость их предварительного оповещения, причем такое оповещение должно производиться в срок не позднее, чем за 30 дней до предполагаемой даты проведения согласования.
Чтобы иметь возможность оповестить всех лиц, законодательством также предусмотрено использование нескольких способов уведомления, каждый из которых при определенных обстоятельствах может считаться доказательством того, что определенные лица были поставлены в известность и их неявка не может стать основанием для признания акта согласования недействительным.
Среди таких возможных способов могут использоваться:
- Личное вручение уведомления под роспись;
- Передача уведомления посредством заказного письма;
- Передача уведомления посредством письма, высланного на электронную почту;
- Публикация в периодических средствах печати.
Перечень документов для подачи
Наряду с заявлением необходимо приложить перечень документов, который определяется законодательством:
- Паспорт гражданина или учредительные документы (для юридических лиц).
- Документы, которые подтверждают право лица на передачу территории без конкурса. Это может быть договор о том, что земля будет осваиваться (комплексное освоение) или выписка из реестра юрлиц, которая подтверждает особый статус организации (например, религиозное или общественное объединение) и т.п.
- Если до сих пор не была проведена процедура межевания на местности, подают также схему расположения участка (т.е. в будущем предполагается официально обозначить границы и составить соответствующие документы).
Любой гражданин вправе получить землю через предварительное согласование земельного участка.
Наличие или отсутствие льгот не имеет значения.
Обратите внимание.
Предварительное согласование не относится к льготным способам получения земли.
Это означает, что любой гражданин может использовать данную процедуру.
Более того, получать участки через предварительное согласование можно многократно.
В этом отличие предварительного согласования от льготного приобретения земли.
Приведем пример для сравнения.
Многодетные семьи получают землю по льготному основанию без торгов.
При этом, 1 семья получает один земельный участок и только 1 раз.
Через предварительное согласование участки получают без ограничения их количества.
Случаи изъятия участков земли
Приобретая право собственности на землю, владелец также берет на себя некоторые обязанности. Согласно 42 статье Земельного кодекса РФ, люди, которые владеют участком земли, имеющим целевое назначение, обязаны использовать его в соответствии с указанными целями. При несоблюдении требований этой статьи, муниципалитет вправе изъять участок земли.
В зависимости от обстоятельств изъятия участка, инициатором процесса могут являться органы федерального или местного уровней. Иногда землю забирают у собственника в упрощенном режиме, без вмешательства суда.
Законодательством предусмотрено четыре случая изъятия земли: в виде реквизиции, конфискации, для нужд муниципального или государственного характера или из-за неиспользования участка.
Гражданин, желающий отказаться от права собственности на земельный участок должен предоставить заявление с обозначением своей воли в орган, регистрирующий права на недвижимость и фиксирующий сделки с таковым. Отделение должно быть расположено по месту нахождения интересующей территории. Подать заявку можно как лично, так и воспользовавшись услугами представителя, предварительно оформив на него нотариальную доверенность.
Структура бланка заявки должна быть следующей:
- шапка документа, включающая наименование государственного учреждения, а также Ф.И.О. заявителя, его адресные и контактные данные;
- наименование заявления;
- основная часть, где следует указать сведения о местонахождении земельной площади, а также обозначить имеющиеся правоустанавливающие документы на надел;
- перечень бумаг, прилагаемых к заявлению;
- дату составления документа;
- подпись заинтересованного лица.
Нужно ли утверждать схему после предварительного согласования
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован ст.ст.
39.14; 39.15 ЗК РФ. При наличии основания предоставления земельного участка без проведения торгов, в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок гражданин или юридическое лицо подготавливает схему расположения земельного участка на КПТ и обращается в орган местного самоуправления с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
К заявлению прилагается схема расположения земельного участка на КПТ.
При этом, форма заявления о предварительном согласовании, установленная в п.1 ст.39.15 ЗК РФ, не содержит требование об утверждении такой схемы. Однако, в соответствии с п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка на КПТ должна утверждаться решением органа местного самоуправления, уполномоченного на предоставление находящихся муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Таким образом, согласно нормам земельного законодательства в целях предоставления земельного участка без проведения торгов в случае, если испрашиваемый земельный участок необходимо образовать, органом местного самоуправления издаются два распоряжения: 1.
Об утверждении схемы расположения земельного участка на КПТ.
2. О предварительном согласовании предоставления земельного участка Вопрос: Принимая во внимание, что установленный порядок предоставления земельных участков без проведения торгов носит заявительный характер, нужно ли гражданину или юридическому лицу при подаче заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка одновременно подавать заявление об утверждении схеме? Если нет, то на основании чего ОМС издает распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на КПТ? В силу пункта 11 стать 39.15 Земельного кодекса РФ в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения.
В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка. Таким образом, схема расположения земельного участка утверждается решением о предварительном согласовании предоставления земельного участка при этом принятие отдельного решения об утверждении такой схемы не требуется, равно как и отдельного заявления об ее утверждении. Может ли считаться Обременением, выданное собственником Предварительное согласование предоставления земельного участка для строительства, находящегося в частной собственности?
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка не принимается в отношении земельного участка, находящегося в частной собственности. Обременение земельного участка возникает в случаях, предусмотренных законом. Например, при установлении зоны с особыми условиями использования территории, сервитута и т.д.
Процесс разрешается в течении одного месяца, заявление должно быть рассмотрено в течении семи дней с момента подачи.
Решение, касающееся земельных территорий, действительно на протяжении трех лет.
Если те, кто пользуется участком, получив уведомление о предварительном соглашении и передаче земельной площади в руки юридическому или физическому лицу, совершили какие-то финансовые вложения в данную территорию, то они рискуют потерять потраченные средства, так как они не будут возвращены.
Предварительное соглашение не будет завершено в двух случаях:
- при возведении на территории, выделенной муниципалитетом, жилых комплексов;
- при выборе территории, ранее уже задействованной для постройки других объектов.
Нужно ли утверждать схему после предварительного согласования
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован ст.ст. 39.14; 39.15 ЗК РФ. При наличии основания предоставления земельного участка без проведения торгов, в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок гражданин или юридическое лицо подготавливает схему расположения земельного участка на КПТ и обращается в орган местного самоуправления с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
К заявлению прилагается схема расположения земельного участка на КПТ.
При этом, форма заявления о предварительном согласовании, установленная в п.1 ст.39.15 ЗК РФ, не содержит требование об утверждении такой схемы. Однако, в соответствии с п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка на КПТ должна утверждаться решением органа местного самоуправления, уполномоченного на предоставление находящихся муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Нужно ли утверждать схему после предварительного согласования
Обязтельно ли утверждать печатью схему на предварительное соглосование земельного участка Без проведения торгов возможно получение земли на следующие цели: Регламент о проведении процедуры Внимание!
Подается соглашение в местную администрацию или Департамент имущественных отношений, расположенный в том районе, где находится участок.
Данная услуга оказывается бесплатно.
Для оформления предварительного согласования нужно пройти несколько этапов:
- Заполнение заявления о согласовании по установленной форме.
- Готовится схема о размещении интересующего земельного объекта с приблизительным указанием его нахождения на плане данного земельного округа. Это необходимо для подсчета его приблизительной площади и выяснения возможного целевого назначения. Данный этап осуществляется только для участков, у которых нет проекта межевания земли.
ФЗ) 1.
В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются: 1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее — испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»; (в ред.
В конечном виде порядок предоставления земельного участка состоит из следующих этапов:
- Проведение кадастровых работ;
- Оформление договора купли-продажи, аренды;
- Принятие органом исполнительной власти решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- Подготовка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
- Проведение государственной регистрации права на земельный участок.
- Обращение с заявлением установленного образца о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
Схема расположения земельного участка Для оформления прав лиц на земельные участки, предоставленные в аренду или собственность без торгов, требуется подать заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка и дождаться решения уполномоченного органа.
Как согласовать границы участка с соседями?
В согласовании новых границ с владельцами смежных участков также поможет кадастровый инженер: он должен направить им извещения на почтовый или электронный адрес, также допускается согласование в индивидуальном порядке.
Если найти их не получается, кадастровый инженер публикует извещение в местной прессе. Адресат будет считаться уведомленным, даже если он не прочитает это объявление.
Правообладатели смежных участков должны подтвердить свое согласие, подписав акт согласования. Если они не согласны, то могут направить свои возражения кадастровому инженеру. Возражения должны быть зафиксированы в акте согласования местоположения границ земельного участка, а также приложены к межевому плану.
Далее документы необходимо передать в Росреестр. При наличии обоснованных возражений учетно-регистрационные действия будут приостановлены, а решать разногласия соседям придется уже в суде.