Профстандарт специалиста по закупкам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профстандарт специалиста по закупкам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Мелкие заказчики, как правило, распоряжаются годовым бюджетом не более 10 млн. руб., а их типичным представителем являются муниципальные учреждения. Большая часть и так небольшого бюджета к тому же уходит на коммунальные нужды.

Введение должности управляющего в штатное расписание.

Итак, работодатель может ввести должность контрактного управляющего в штатное расписание. Причем это не обязательно должна быть целая ставка – можно установить и 0,5, и 0,3 ставки, и др.

Обратите внимание:

Закон № 44-ФЗ не содержит положений о том, что в штатное расписание заказчика, выступающего работодателем, необходимо вводить такие должности, как работник контрактной службы, контрактный управляющий. Должностное лицо, на которое возложены обязанности контрактного управляющего, является соответствующим субъектом независимо от на­именования указанной в штатном расписании должности (Письмо Минэкономразвития РФ от 18.02.2015 № ОГ-Д28-2128).

Изменения в штатное расписание вносятся на основании приказа работодателя.

Кроме этого, работодателю целесообразно утвердить должностную инструкцию контрактного управляющего, в которой определить его функции и полномочия. В инструкции, в частности, рекомендуется указать:

  • наименование должности;

  • информацию о том, что контрактный управляющий по 44 фз отвечает за осуществление всех (или нескольких) закупок заказчика;

  • требования к образованию (иные квалификационные требования – при их наличии);

  • требования к знанию законодательства;

  • полномочия по осуществлению закупок;

  • права и обязанности;

  • ответственность.

Госзакупки — сложная область

Такой профессии, как контрактный управляющий, даже нет в Квалификационном справочнике должностей. Поэтому у контрактного управляющего в трудовой книжке не будет записи с таким красивым словосочетанием.

Должность будет называться как угодно: специалист, бухгалтер, инженер, юрист, экономист, но никак не контрактный управляющий.

Любопытно, что в настоящее время основная масса тех сотрудников, кто занимается госзакупками на стороне заказчика – это действительно люди смежных профессий, которым дали дополнительную нагрузку и лишнюю головную боль.

При этом дополнительный функционал далеко не всегда оплачивается.

Особенности работы контрактного управляющего в организации среднего размера.

У средних заказчиков объемы закупок в год составляют не более 100 млн. руб. Тут также не приходится создавать контрактную службу. Однако, если объемы каждой конкретной процедуры закупки небольшие, то справится в одиночку с поступающей информацией и документами уже становится достаточно проблематично.

Образно говоря, на рабочем месте не будет времени попить чай и поболтать по телефону. Вам действительно придется на работе исключительно работать, работать много и быстро, особенно в начале и конце финансового года.

Совмещать основную работу с деятельностью контрактного управляющего в таких условиях можно только в том случае, когда за каждую закупку в учреждении реально отвечает непосредственно тот, кто в этом заинтересован.

В этом случае создать единую систему будет достаточно сложно, однако примеры успешных решений имеются.

Контрактный управляющий вынужден закупать широчайший ассортимент товаров и услуг — от хозтоваров и туалетной бумаги до мобильного электроснабжения, охраны, химических веществ, медицинских препаратов, стройматериалов, услуг связи и т. д.

Примеры запросов от организаций встречаются самые удивительные, а иногда смешные.

Конечно, квалифицированно разбираться во всем этом одному человеку физически невозможно.

Чтобы избежать задержек по времени и ошибок в составлении документации, в такой ситуации следует привлекать к закупкам сотрудников, которым непосредственно нужно то, что закупается.

В частности, в документации к закупке обязательно наличие технического задания (ТЗ). ТЗ проще составить фактическому потребителю, тому, кто непосредственно знает, что ему нужно и как это должно выглядеть.

Если удается найти понимание с конечным потребителем товара или услуги и он идет навстречу, жизнь контрактного управляющего немного упрощается.

К сожалению, это бывает не всегда, руководство не любит отвлекать сотрудников, а сами сотрудники всячески уклоняются от рутинной работы по составлению ТЗ.

В таком случае контрактный управляющий или тендерный специалист вынужден делать ТЗ сам.

Для этого нужно настойчиво просить исчерпывающую информацию о товаре (работе, услуге) от инициатора закупки, включая все существенные особенности, сроки, количество или объем поставки.

Настоятельно советую фиксировать эту информацию в письменном виде, на бумаге, в электронной почте и так далее.

На это есть 2 причины:

1) проще делать документацию на закупку с минимумом ошибок;

2) рано или поздно окажется, что какой-то сотрудник забудет о своей заявке, прозевает сроки, ассортимент или какие-либо важные условия и потребуется фактура. Иногда недобросовестные сотрудники в случаях своих ошибок пытаются свалить проблему на контрактного управляющего. Документирование заявок и сохранение переписки может сберечь нервы, кошелек и репутацию.

Также продуктивной работе в большинстве случаев очень помогает разработка и внедрение отдельного регламента взаимодействия работы по закупкам, в которых должны указываться ответственность, распределение обязанностей и формы взаимодействия участников процесса закупки — от конечного потребителя до руководителя организации.

Что изменится в закупках с апреля 2023 года

Предстоят такие изменения:

  • закупку товаров, работ, услуг для подготовки и проведения выборов, референдума, деятельности избиркомов и комиссий референдума проводят у единственного поставщика. Важное условие: перечень таких ТРУ утверждает правительство по предложению центризбиркома;
  • у заказчиков появилась возможность закупать по госконтракту с едпоставщиком не только товары, произведенные на территории региона, но и услуги, которые оказывают с использованием имущества, созданного или реконструированного на территории этого региона;
  • процедура покупки зданий, нежилых помещений, земельных участков проводится напрямую, если в отношении таких объектов запущено исполнительное производство, банкротство или операция проводится в рамках земельного законодательства;
  • ценности, которые выпустили из государственного резерва, закупают у единственного поставщика;
  • у единственного поставщика закупают спортинвентарь и оборудование, спортивную экипировку для подготовки и участия сборных по Олимпийским и Паралимпийским видам спорта, в международных спортивных соревнованиях по Единому календарному плану межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий.

Кроме того, закупки малого объема любых товаров, работ и услуг разрешены для:

  • дипломатических представительств России;
  • российских консульских учреждений;
  • российских торговых представительств;
  • представительств России при международных организациях.

Востребованность и зарплаты специалиста по закупкам 44-ФЗ

На сайте поиска работы в данный момент открыта 3 581 вакансия, с каждым месяцем спрос на специалистов по закупкам 44-ФЗ растет.

Количество вакансий с указанной зарплатой специалиста по закупкам 44-ФЗ по всей России:

  • от 45 000 руб. 1 964
  • от 80 000 руб. 896
  • от 115 000 руб. 413
  • от 150 000 руб. 266
  • от 185 000 руб. 149

Вакансий с указанным уровнем дохода по Москве:

  • от 80 000 руб. 507
  • от 135 000 руб. 165
  • от 185 000 руб. 87
  • от 240 000 руб. 48
  • от 295 000 руб. 36

Вакансий с указанным уровнем дохода по Санкт-Петербургу:

  • от 55 000 руб. 214
  • от 75 000 руб. 121
  • от 100 000 руб. 69
  • от 120 000 руб. 40
  • от 145 000 руб. 23

Минимальный срок освоения программ повышения квалификации в сфере закупок должен составлять не менее 108 часов для сотрудников контрактных служб и закупочных комиссий заказчика. Для руководителей организаций-заказчиков – не менее 40 часов.

Рекомендуемые формы обучения – очная и очно-заочная. Если образовательная организация проводит обучение по очно-заочной форме, то очная (аудиторная) часть должна составлять не менее 40 часов (для руководителей организаций-заказчиков – не менее 16 часов).

При обучении могут применяться дистанционные образовательные технологии, в том числе занятия в режиме онлайн с использованием Интернет-ресурсов. Суть такой формы обучения проста. Человек получает доступ к учебным материалам (чаще всего это курс видео лекций) и после изучения материалов выполняет домашние задания (проходит тестирование). По итогам тестирования выдается соответствующее удостоверение о повышении квалификации. От человека требуется лишь наличие свободного времени, компьютер и доступ в интернет. Время же своего обучения он выбирает самостоятельно.

Онлайн — обучение удобно тем, что сотрудник не отрывается от своей основной работы и проходит обучение в удобное для себя время. В современных условиях такая форма обучения очень актуальна, так как компьютер (ноутбук, планшет, смартфон) и доступ в интернет есть практически у каждого человека.

Необходимо помнить, что в соответствии с ч. 2 ст. 76 Закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ могут быть допущены:

  • лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  • лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

В программы повышения квалификации рекомендуется включать лекции, практические семинары, деловые игры и консультации.

Обратите внимание, что проходить переподготовку, согласно методическим рекомендациям, специалисты контрактной службы заказчика должны каждые три года.

Дополнительные требования к участникам госзакупок

Заказчики могут предъявить дополнительные требования к квалификации участников, их опыту, деловой репутации, финансовым ресурсам и оборудованию. Такие требования устанавливают, если закупка касается реконструкции объекта культурного наследия, строительству объекта капитального строительства, ремонту автодорог и других работ из перечня Правительства РФ №99. Подтвердить соответствие требованиям участник должен до подачи заявки на закупку — прикрепив документы в личном кабинете на федеральной ЭТП.

Заказчик может потребовать, чтобы участник закупки соответствовал требованиям на выполнение определенной деятельности — имел соответствующую лицензию для проведения работ, членство в саморегулируемых организациях и тд.

Участник должен иметь патент, лицензионный договор или другое подтверждение прав на результаты интеллектуальной деятельности. Это требование обязательно, если в рамках контракта заказчик получает права на результаты интеллектуальной деятельности. Требования не устанавливается, если по контракту поставщик создает или исполняет произведение литературы или искусства, финансирует прокат или показ национального фильма.

Где проводят госзакупки

Все закупки по 44-ФЗ проводят в электронной форме. Они проходят на восьми федеральных электронных торговых площадках (ЭТП): ЕЭТП, РТС-тендер, Сбербанк-АСТ, ЗаказРФ, НЭП, Российский аукционный дом, ЭТП ГПБ, ТЭК-Торг.

Читайте также:  Новый свод правил планировки и застройки территорий садоводческих товариществ

Чтобы участвовать в торгах по 44-ФЗ, нужно зарегистрироваться в ЕИС. Она дает доступ к госзакупкам на восьми федеральных ЭТП, а также к закупкам по капремонту по 615-ПП и торгам по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего бизнеса. Регистрация в ЕИС бесплатная и действует три года.

Поскольку закупки проводятся в электронной форме, то для участия в них необходимо наличие усиленной квалифицированной подписи. Она понадобится для регистрации в ЕИС, отправки заявки, участия в аукционе и подписания контракта.

Усиление поддержки субъектов МСП

Уже в течение нескольких лет государство РФ активно поддерживает предприятия малого и среднего бизнеса. Выделяются гранты на открытие бизнеса, осуществляется гарантийная поддержка по кредитам, на конкурсной основе выдаются субсидии на покупку оборудования и техники, действуют скидки на лизинг, льготы на аренду и много других полезных опций. Не остались в стороне и компании, занимающиеся участием в государственных и коммерческих закупках.

С нового года доля обязательных заказов у МСП увеличилась на 5%. Теперь бюджетные организации обязаны проводить 25% от общего годового объема закупок только у малого бизнеса.

Усилится проверка перечня товаров и услуг, закупаемых у МСП. С 1 апреля 2023 года планы закупки будут направляться на дополнительную оценку и мониторинг соответствия требованиям.

Изменится и ежегодный отчет о закупках у субъектов малого предпринимательства по 223-ФЗ. В частности, усовершенствована форма годовой отчетности, которую, кстати, до 1 февраля 2023 года нужно сдать (уже по новым требованиям).

Обучение по 44 фз сколько часов контрактному управляющему необходимо в 2022 году

Сколько человек в закупочной комиссии должно быть обучено? Можно ли включать в комиссию сотрудников без образования в сфере закупок? Виды комиссий и состав комиссий регламентированы законом о контрактной системе: 1.Конкурсные комиссии = 5 человек 2.Аукционные комиссии = 5 человек 3.Котировочные комиссии = 3 человек 4.Комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений = 3 человек 5. Единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений = 5 человек Для формирования комиссий должны быть подготовлены (пройти профпереподготовку, повышение квалификации в сфере закупок) как минимум 3-е из 5 членов конкурсной, аукционной, единой комиссии; 2-е из 3 членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению запросов предложений.

Об изменениях Закона № 44-ФЗ с 1 апреля 2021 года

Несмотря на то, что госзакупки сами по себе существовали всегда, нормативная база по этой тематике неоднократно менялась. В настоящее время действует федеральный закон №44-ФЗ, требования которого очень серьезно изменили функции, загрузку и необходимую квалификацию контрактных управляющих со стороны заказчика и соответствующих специалистов со стороны поставщиков. Нагрузка увеличилась и очень сильно.

Функционал специалиста по закупкам — вопрос очень важный и до конца не понятный для многих (в том числе руководителей, выросших на правовом хаосе 1990-х). Частично ответ можно получить в части 4 статьи 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Далее большая цитата из первоисточника для желающих:

Статья 38. Контрактная служба. Специалист по Госзакупкам

  1. Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).

  2. В случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий).

  3. Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

  4. Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:

1) разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;

2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;

3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;

5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;

6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

  1. При централизации закупок в соответствии с частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.

  2. Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Читайте также:  Во сколько лет уходят на пенсию подводники

Госзакупки 2021: изменения и дополнения в нормативной базе

Понятие о профессиональном стандарте появилось в Трудовом кодексе в 2012 г. На основании Правил стандартов, которые утверждены Постановлением Правительства № 23 от 22.01.2013, Минтруд разработал и ввел в действие Приказами от 10.09.2015 две специальности для работающих в сфере закупок: № 625н — профессиональный стандарт специалиста по закупкам, № 626н — эксперта.

Круг исполняющих лиц определен правительственным Постановлением № 584 от 27.06.2016.

ВАЖНО!

Для организаций с долевым участием государства свыше 50% Постановлением Правительства № 584 от 27.06.2016 предусмотрели поэтапное применение квалификационных требований в срок до 01.01.2019.

Профстандарт контрактного управляющего с 2021 года работодатели обязательно применяют только в части требований к образованию работников. Это мнение Минэкономразвития из Письма от 06.04.2016 № Д28и-841. И оно соответствует трудовому законодательству. В ч. 1 ст. 195.3 ТК указано, что если в НПА прописаны требования к квалификации, которая необходима работнику для выполнения трудовой функции, то работодатели вправе применять профстандарты только в части этих требований. А в 44-ФЗ есть требование только о наличии образования в сфере закупок. Поэтому только эти требования профстандартов обязательны к исполнению. Остальные качества заказчик применяет как основу для определения требований к квалификации работников. Это правило прописано в ч. 3 ст. 195.3 ТК.

В ст. 9 44-ФЗ профессионализм назван одним из основных принципов в деятельности заказчика. Для его соблюдения привлекаются к работе специалисты в этой области. Заказчик принимает меры по поддержанию и повышению их квалификации. На основании ч. 6 ст. 38 работникам контрактной службы или контрактному управляющему необходимо иметь высшее или дополнительное профессиональное образование.

Профстандарты применяются при создании закупочной комиссии. Преимущество получают сотрудники с профессиональной переподготовкой, повышением квалификации, специальными знаниями об объекте закупки (ч. 5 ст. 39).

Своеобразным водоразделом является текущий год. Еще в 2021 г. контрактному работнику достаточно было иметь образование по правилам размещения заказов. Нынешняя ситуация обязывает соблюдать профстандарт специалиста по закупкам с 2021 года с наличием документов об образовании в контрактной сфере.

Эта специальность разделена по полномочиям в соответствии со шкалой сложности.

Вот квалификационные требования к должности специалиста по закупкам:

  • уровень 5, начальный — обеспечение (предварительный сбор данных, подготовка документации, заключение контракта);
  • 6 — осуществление (составление планов и обоснований, осуществление процедур);
  • 7 — проверка (анализ результатов госзакупки, исполнения условий контракта и качества продукции);
  • 8 — максимальный — контроль (мониторинг и аудит).

Составлены требования к образованию и обучению специалистов:

  1. Среднее, дополнительное профессиональное.
  2. Высшее (бакалавриат), дополнительное профессиональное.
  3. Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.
  4. Высшее (специалитет, магистратура), дополнительное профессиональное.

Определены сроки опыта практической работы для специалистов в сфере госзакупок:

  1. Нет.
  2. Не менее 3 лет.
  3. Не менее 4.
  4. Не менее 5, в том числе на руководящих должностях не менее 2.

Поскольку действующее законодательство не предусматривает единую форму должностной инструкции, компании располагают широким спектром вариантов её составлению. Однако есть формальные стандарты, по которым в инструкцию включают четыре основных раздела, при необходимости добавляя к ним несколько (1-3) дополнительных пунктов.

Типовые разделы:

  1. Общий раздел.
  2. Функции.
  3. Права.
  4. Ответственность.

К обозначенным разделам можно добавить и те, которые описывают должностные связи или, например, условия труда.

Инструкция распечатывается на корпоративном бланке. Её оформление стандартно: в правом верхнем углу помещаются данные компании и её директора, по центру указывается наименование инструкции, в нижней части оставляют место для подписи работника и её расшифровки, а также подписей иных лиц, если того требуют правила документооборота компании.

В разделе прописываются те обязанности, которые возлагаются на сотрудника в первую очередь. К составлению их списка стоит подойти с максимальной ответственностью, дабы не перегрузить специалиста второстепенными задачами. Кроме того, важно учесть сферу деятельности компании и вытекающие из нее особенности работы закупщика.

Взаимодействие специалиста по закупкам с другими отделами

Специалисты по закупкам могут работать совместно с рекламным отделом над рекламной кампанией продуктов, которые они закупают. Важной частью этой работы является дальнейший контроль, так как их ответственность не заканчивается в момент покупки товара. Например, специалисты должны контролировать то, что товары, которые они закупили, расставлены так, чтобы привлечь покупателя. В этом случае может быть полезен контроль по статистике – анализ неслучайного отсутствия спроса и инструменты планограммирования.

Специалисты по закупкам должны отслеживать как потребности клиентов в новых товарах, так и то, как хорошо они распродаются, сколько их нужно закупить, чтобы не было дефицита и хватило места для хранения на складе. При этом необходимо учитывать финансовые возможности компании. Для этого важно наладить взаимодействие с другими подразделениями компании.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *