Что проверяет трудовая инспекция по жалобе уволенного работника
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что проверяет трудовая инспекция по жалобе уволенного работника». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Порядок проведения этой формы контроля урегулирован ст. 11 закона 294-ФЗ. Работодателю направляется запрос, ответить на который необходимо в течение 10 рабочих дней с момента получения. К запросу должна быть приложена заверенная копия приказа о проведении проверки. Но если ее нет, обжаловать результаты контроля по этому основанию не удастся, так как ст. 20 закона 294-ФЗ относит к грубым нарушениям только отсутствие приказа в принципе (см. решение Ленинского райсуда Перми от 28.05.2012 по делу № 2-671/12).
Подача жалобы в трудовую инспекцию после увольнения
Если пострадавший работник не желает возвращаться на прежнее место работы, то сроки подачи заявления в трудовую инспекцию после увольнения не имеют существенного значения. Письменное обращение гражданина, с которым был расторгнут трудовой договор, принимается уполномоченными сотрудниками инспекции и передается на регистрацию в течение 3-х дней.
Жалоба на незаконные действия начальника подлежит рассмотрению принявшим ее органом, если в документе:
- указаны фамилия и обратный адрес отправителя
- все части письменного обращения поддается прочтению
- не требуется разглашения информации, составляющей государственную тайну
- не содержится оскорбительных или нецензурных выражений, а также всевозможных угроз в адрес должностных лиц или их родственников
- не требуется решения вопросов, не входящих в компетенцию данного государственного органа. Если разрешение жалобы по существу требует участия других органов власти, то уполномоченные лица перенаправляют документ новому адресату в течение 7-ми дней с момента регистрации. Информация по переадресации жалобы поступает к заявителю в форме письменного уведомления
Каждая письменная жалоба и документ, составленный в электронной форме, подлежит обязательному рассмотрению сотрудниками трудовой инспекции. При необходимости лица, уполномоченные рассматривать жалобы от уволенных работников, организуют рассмотрение обращения с выездом на место.
В ходе рассмотрения жалобы, поступившей от уволенного сотрудника, трудовые инспекторы занимаются:
- обеспечением объективного и всестороннего разрешения дела
- направлением запросов в другие государственные структуры
- осуществлением мер по восстановлению или защите нарушенных интересов
- составлением письменного ответа по существу заявления
- уведомлением гражданина о перенаправлении жалобы в другие властные органы
Письменное обращение рассматриваются в течение одного месяца. Если должностным лицам требуется дополнительное время для разрешения вопросов, описанных в жалобе, они могут продлить срок ее рассмотрения еще на 30 дней. Увеличение срока разрешения жалобы допускается только при наличии:
- исключительных обстоятельств
- письменного разрешения руководящего должностного лица
Заявитель в обязательном порядке письменно уведомляется о перенесении срока дачи ответа по жалобе.
Документы, которые интересуют проверяющих
Понимать, какие документы проверяет трудовая инспекция при проверке, необходимо, чтобы своевременно проводить их внутренний аудит и не допускать в них нарушений.
В компетенцию ГИТ входит контроль соблюдения большого пласта законодательства, поэтому перечень того, что исследует трудовая инспекция во время выездной проверки, чрезвычайно широк:
- уставные документы;
- документы, касающиеся начисления и выплаты зарплат, премий;
- кадровые документы, в том числе трудовые договоры, трудовые книжки и журналы их учета, разнообразные кадровые приказы, штатное расписание, графики отпусков и многое другое;
- документы по охране труда.
А могут ли работодатели не предоставлять запрашиваемые государственным инспектором труда документы — да, могут, но только при наличии на то оснований. Например, организация вправе не предоставлять документы:
- которых у нее объективно нет и которые она не обязана иметь. Например, коллективный договор — не во всех организациях он имеется, но инспекторы нередко направляют стандартный перечень документов, на скорую руку писать договор не нужно;
- которые в ГИТ уже есть. Например, если ранее проводилась документарная проверка и соответствующие бумаги компания уже направляла;
- которые инспекторы имеют возможность получить в других государственных органах. Например, выписку из ЕГРЮЛ инспектор вправе получить самостоятельно;
- не соответствующие предмету контроля. Это правило касается внеплановых контрольных мероприятий, которые проводятся по конкретному поводу, при комплексной проверке соблюдения трудового законодательства оно не работает.
Нормативное регулирование плановых проверок трудовой инспекции
Правовые основы проведения проверок Государственной инспекцией труда содержатся в следующих нормативных актах:
- конвенция Международной организации труда «Об инспекции труда…» от 11.07.1947 № 81 (далее — Конвенция МОТ);
- глава 57 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ);
- закон «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон 294-ФЗ);
- Положение о надзоре за соблюдением трудового законодательства, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (далее — Положение);
- Административный регламент исполнения ГИТ функции по надзору за соблюдением трудового законодательства, утв. приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н (далее — Регламент);
- Методические рекомендации по планированию ГИТ в субъектах РФ мероприятий по надзору за соблюдением трудового законодательства, утв. приказом Роструда от 28.10.2010 № 455 (далее — Методические рекомендации).
Ответственность за непредоставление ответа в адрес ГИТ
В случае если работодатель не ответит на предписание ГИТ в установленный срок, то нарушения, выявленные инспектором при проверке, считаются не устраненными, а значит, организация продолжает нарушать трудовое законодательство.
На основании ст. 19.5 КоАП к работодателю, который не устранил нарушения, выявленные трудовым инспектором, и не предоставил отчет в ГИТ, применяются следующие меры взыскания:
- от 30.000 руб. до 50.000 руб. – для ИП с наемными работниками;
- от 100.000 руб. до 200.000 руб. – для организаций;
- от 30.000 руб. до 50.000 руб. – в отношении должностных лиц (в общем порядке – руководитель, технический директор, главный бухгалтер), которые признаны виновными в неисполнении требований ГИТ.
Периодичность проведения внеплановых проверок не оговорена законодательством. Они могут быть инициированы в следующих случаях:
- согласно заявлению сотрудников, на предприятии имеют место нарушения, предусмотренные ТК РФ;
- от работников поступил запрос проанализировать рабочую обстановку на соответствие нормам законодательства;
- возникла ситуация, создающая угрозу для здоровья сотрудников;
- размер заработной платы ниже установленного законодательством;
- оплата труда производится несвоевременно или же частично;
- истек срок для выполнения предписания, выданного организации во время предыдущей проверки (п. 2 ст. 10 ФЗ № 294 от 26 декабря 2008 г.);
- поступил приказ из прокуратуры.
Порядок проведения проверки
Предусматривается несколько этапов производства проверок:
- Изначально фирма оповещается о том, что произойдет проверка. На трудовую инспекцию возложена обязанность относительно того, чтобы сообщать работодателю о том, что будет проведена проверка. При этом, сделать это нужно не позже чем за три дня до проверки. Это нужно сделать при помощи уведомления, которое передается под роспись.
- Производится проверка актов посредством выезда сотрудников трудовой инспекции. Зачастую начало проверки связывается с запросом документации о проведении работ в компании. Сотрудники инспекции должны иметь при себе удостоверение, указывающее на наличие права проводить проверку.
- У проверяющего есть правомочие относительно того, чтобы затребовать все документы, касающиеся проведения данного мероприятия. О внеплановой проверке компания уведомляется за сутки. В ходе проверки требуется соблюдать установленную длительность мероприятий. Она прописана ниже.
- По результатам проведенных работ формируется пара экземпляров акта. Иногда документ формируется прямо на предприятии, однако, чаще всего, руководителя фирмы вызываются в трудовую инспекцию.
Когда члены комиссии выявили наличие нарушений, то в заключении прописывается:
- суть нарушения и время его совершения;
- описание действующего законодательства;
- период, предназначенный для устранения нарушения (если после повторной проверки останется нарушение, к директору применяется ответственность административного типа).
Обязан ли инспектор предупреждать о внеплановой проверке?
Проверка трудовой инспекцией представляет собой особую процедуру, во время которой особое внимание уделяется деятельности организации и ее соответствия установленным законодательным нормам. Естественно, для каждого работодателя такая проверка характеризуется серьезным стрессом. Дело в том, что обнаруженные в ходе проверочных мероприятий нарушения обязательно будут зафиксированы уполномоченными лицами в письменной форме. Более того, на основании обнаруженных несоответствий, в отношении работодателя могут быть установлены предусмотренные законодательством меры ответственности.
Именно поэтому современных руководителей нередко волнуют вопросы о том, обязан ли трудовой инспектор заранее предупредить работодателя о скором визите. Сразу следует отметить, что здесь все будет зависеть от непосредственного типа проверки, которая была избрана уполномоченным лицом, например:
- Как известно, проверка трудовой инспекции может осуществляться в плановом режиме. В таком случае она будет представлять собой стандартную процедуру, которая исполняется уполномоченными лицами с установленной периодичностью. В данной ситуации трудовой инспектор действительно будет обязан заранее предупредить руководителя организации о грядущей проверке. Более того, предупреждение должно быть оформлено в письменном виде. Для этого трудовым инспектором составляется специальное уведомление, которое отправляется работодателю. Данный документ может быть составлен в свободной форме. Главное, чтобы в нем содержались следующие сведения: наименование и адрес организации, в которую направляется трудовой инспектор, основная информация о том, что в компании будет проведена проверка и т.д.
Во время подготовки вышеуказанного уведомления уполномоченным лицом должно быть соблюдено и еще одно важное правило, а именно – установленные сроки, в которые работодатель должен быть осведомлен о проверке. В соответствии с действующими правилами, документ должен быть передан работодателю не позднее, чем за три дня до непосредственного начала проверки. - Второй разновидностью проверки трудовой инспекции можно назвать внеплановую. Она представляет собой особые мероприятия, которые, как и следует из их названия, проходят во внеплановом режиме. Для назначения внеплановой проверки у уполномоченного лица должны иметься определенные основания. В большинстве случаев таким основанием является получение письменного обращения от недовольного сотрудника. В своем письме он может сообщить о различных нарушениях, которые совершаются работодателем. О внеплановой проверке трудовой инспектор никогда не предупреждает руководителя организации.
Периодичность проведения внеплановых проверок не оговорена законодательством. Они могут быть инициированы в следующих случаях:
- согласно заявлению сотрудников, на предприятии имеют место нарушения, предусмотренные ТК РФ;
- от работников поступил запрос проанализировать рабочую обстановку на соответствие нормам законодательства;
- возникла ситуация, создающая угрозу для здоровья сотрудников;
- размер заработной платы ниже установленного законодательством;
- оплата труда производится несвоевременно или же частично;
- истек срок для выполнения предписания, выданного организации во время предыдущей проверки (п. 2 ст. 10 ФЗ № 294 от 26 декабря 2008 г.);
- поступил приказ из прокуратуры.
Нарушения при увольнении за прогул
В соответствии с пп. «а» п. 6 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей: прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены).
Согласно ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Отметим, что дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Поскольку положения ст. 193 ТК РФ носят для работника гарантийный характер, соблюдение установленной законом процедуры для работодателя является обязательным.
Как отмечают судьи, из ч. 1, 2 ст. 193 ТК РФ прямо следует, что законодатель предоставил работнику право в течение двух рабочих дней со дня затребования объяснения по факту совершенного им дисциплинарного проступка представить письменное объяснение либо отказаться от представления такого объяснения. Поэтому дисциплинарное взыскание, в том числе в виде увольнения, может быть применено к работнику только после получения от него объяснения в письменной форме либо после непредставления работником такого объяснения по истечении двух рабочих дней со дня истребования.
Если же вопрос о применении к работнику дисциплинарного взыскания решается до истечения двух рабочих дней после затребования от него письменного объяснения, то порядок применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения считается нарушенным, а увольнение в силу ч. 1 ст. 394 ТК РФ – незаконным (см. Апелляционное определение Ростовского областного суда от 10.03.2016 по делу № 33-3565/2016).
* * *
В заключение отметим, что, руководствуясь изложенной выше информацией, учреждения смогут своевременно выявить и устранить нарушения, допущенные ими при начислении и выплате сотрудникам зарплаты, а также нарушения порядка увольнения работников.
[1] Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
[2] Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
[3] За исключением должностей, к которым предъявляются специальные требования к образованию и квалификации или которые работник не может выполнять по состоянию здоровья.
Права и обязанности работодателя при проведении выездной проверки
Работодатель имеет право:
- быть уведомленным в установленные сроки о предстоящей проверке;
- потребовать, чтобы проверяющие лица продемонстрировали служебные удостоверения;
- получить заверенную печатью копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) инспекции труда о проведении проверки;
- потребовать предъявить копию документа о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры, если организуется внеплановая выездная проверка по основаниям, требующим такого согласования;
- запрашивать у должностных лиц информацию об органе, направившем их для проведения проверки, а также об экспертах и экспертных организациях, участвующих в ней;
- присутствовать при проверке и давать объяснения по относящимся к ней вопросам;
- обратиться с просьбой ознакомиться с административными регламентами проведения проверки и порядком ее проведения;
- отказаться от оплаты проверки;
- ознакомиться с результатами проверки;
- предоставить в письменной форме возражения, если он не согласен с фактами, выводами, изложенными в акте проверки (предписании об устранении выявленных нарушений). Возражения вместе с заверенными копиями обосновывающих документов предоставляются в соответствующую инспекцию труда в течение 15 дней с даты получения акта проверки;
- обжаловать в административном и(или) судебном порядке действия (бездействие) должностных лиц органа, проводящего проверку, повлекшие за собой нарушение прав работодателя;
- оспорить применение административного наказания по результатам проверки.
При выездной проверке работодатель обязан:
- предоставлять для проверки документы, относящиеся к предмету, целям, задачам проверки;
- организовать личное присутствие руководителя при проведении проверки либо обеспечить присутствие должностных лиц или уполномоченных представителей организации, отвечающих за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований в сфере труда и охраны труда;
- обеспечить беспрепятственный доступ проверяющих на территорию организации, в здания, строения, сооружения, помещения, используемые при осуществлении хозяйственной деятельности, к оборудованию и транспорту;
- вести журнал учета проверок, типовая форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития № 141.
Штрафы по результатам проверки
Привлечение к административной ответственности чаще всего выражается в наложении штрафа. Работодатели должны помнить, что выявленные в рамках одной проверки несколько нарушений норм законодательства о труде образуют самостоятельные составы административных правонарушений (Постановление Президиума Верховного суда РФ от 15.08.2014 № 60-АД14-16). Это означает, что по итогам одной проверки при обнаружении нескольких разных нарушений штраф будет наложен за каждое.
Вместе с тем работодатели должны знать, что выявленные в ходе двух разных проверок одни и те же нарушения могут образовывать единый состав правонарушения, а значит, штраф в таком случае должен быть только один. Подобный случай разбирал Верховный суд РФ: несколько работников пожаловались в ГИТ на нарушение их прав при сокращении. В результате двух внеплановых проверок инспекторы вынесли два отдельных постановления о привлечении к ответственности должностного лица работодателя, при этом тип правонарушения был единый. Вынося решение по данному делу, судьи подчеркнули, что однотипные нарушения должны быть включены в единый состав административного правонарушения, а значит, и штраф должен быть один, а не два. То, что штрафы выписывались по результатам двух разных проверок, и то, что пострадавшими были разные люди, судьи не посчитали фактом, позволяющим назначить двойное наказание за одно и то же нарушение законодательства о труде (Постановление ВС РФ от 01.10.2018 № 41-АД18-21).
Подводя итог, стоит сказать следующее: не стоит считать ведение кадрового делопроизводства и надлежащее оформление требований по охране труда второстепенной функцией в бизнес-процессах организации. Грамотное и аккуратное соблюдение необходимых процедур защитит компанию как от больших штрафных санкций, так и от судебных исков и иных жалоб работников.
Когда проводится внеплановый вид проверки?
Инспектор по труду имеет право проводить внеплановые проверки по строго определенным законом основаниям. В частности, к ним относятся:
- истечение срока, в течение которого работодатель должен устранить нарушение по предписанию со стороны Трудовой инспекции
- поступление в инспекцию жалоб и обращений со стороны граждан, указывающих на обстоятельства нарушения закона
- проверка жалобы от гражданина по факту нарушения работодателем законных интересов работника
- поступление в инспекцию запросов со стороны работников о проведении на их рабочих местах проверки охраны условий труда
- по приказу или распоряжение руководителя Инспекции или его заместителя о начале проведения внеплановой проверки по требованию прокурора или государственных органов
Инспекция в большинстве случаев реагирует на подобные жалобы своевременно. Эта проверка носит внеплановый характер. Инспектор может не предупреждать о визите организацию или компанию, если указанные в жалобе сотрудника обстоятельства, повлекли угрозу его жизни. При других обстоятельствах, оповещение делается за 24 часа до начала проверки любым доступным способом. В качестве основания проверки, о которой не оповещается работодатель, можно назвать невыплату заработной платы на предприятии. Тогда инспекторы приходят в определенную копанию без уведомления, не ставя в известность прокуратуру о своем визите.
Если посмотреть и проанализировать правила составления жалобы на работодателя в письменном или электронном виде, становится очевидным, что анонимные сообщения не рассматриваются инспекторами. В жалобе необходимо указать данные о себе, в частности, инициалы. Но если заявитель просит действовать конфиденциально, опасаясь неблагоприятных моментов, инспекторы удовлетворяют просьбу гражданина.
Когда инспектор приходит в компанию, при нем должно быть его удостоверение. Он его предъявляет в качестве доказательства своего правового положения. Приказ о проверке также должен быть при нем. В тексте распоряжения должна быть проставлена дата проведения проверки, а также время. При внеплановой проверке, инспектор будет проверять те обстоятельства, которые были указаны в жалобе.
Права трудовых инспекторов
Чтобы иметь возможность объективно и в полном объеме выполнять возложенные государством функции, инспекторы по труду наделены на законодательном уровне определенными полномочиями.
Сюда входят:
- Возможность в любое время суток посещать производственные цеха проверяемой компании с целью выявления нарушений. Для этого инспектор обязан иметь при себе служебное удостоверение. Касательно плановых проверок, то для их осуществления необходимо за три рабочих дня уведомить администрацию о начале контрольных мероприятий.
- В процессе выполнения контрольных функций запрашивать в администрации документы, информацию, пояснения касательно проверяемого направления, а также выявленных фактов нарушений трудового законодательства.
- Изымать в качестве образцов (в количествах, достаточных для проведения полноценных анализов и проверок) используемые на предприятии материалы и вещества с целью объективного расследования нарушений либо допущенных несчастных случаев на производстве.
Помните, если на предприятии начинаются плановые контрольные действия, то они должны в обязательном порядке проходить с участием администрации либо уполномоченного ею лица. Инспектор не имеет права самостоятельно осуществлять плановые контрольные действия без ведома владельца (руководителя) компании.
Каждая проверка трудовой инспекцией заканчивается составлением соответствующего акта, с которым руководитель компании знакомится под подпись. Отсутствие подписи руководителя об прочтении материалов проверки не останавливает дальнейшей процедуры устранения выявленных нарушений.
По итогам акта проверки в компанию направляется предписание об устранении недостатков с конкретными сроками, когда это нужно выполнить. Кроме этого, в качестве меры наказания государственные инспекторы имеют право применять такие санкции по отношению к нерадивым работодателям:
- административные штрафы как на должностных лиц (отвечающих за конкретный участок работы), так и на юридическое лицо в целом;
- дисквалификация по конкретной должности (обычно это относится к руководителям среднего звена) на срок до 3 лет из-за фактов грубых нарушений трудовых прав сотрудников;
- остановка работы компании на срок, составляющий не более 3 месяцев.
Помните, если описанных выше мер воздействия недостаточно, уполномоченные государством трудовые инспекторы могут направить соответствующие материалы итогов проверки в прокуратуру, чтобы виновных привлекли к уголовной ответственности.
Размер штрафов, другие меры ответственности будет зависеть от тяжести выявленных нарушений, как они влияют на жизнь и здоровье сотрудников, окружающую среду. Тут же учитывается наличие повторов нарушений, а также своевременность их устранения по итогам предыдущих контрольных проверок.