Иcтория страхования и его этапы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Иcтория страхования и его этапы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Тенденцией входящего перестрахования в прошлом году было фактическое прекращение сотрудничества с компаниями международного рынка дальнего зарубежья, как из недружественных, так и из дружественных стран, считает директор департамента перестрахования «Ингосстраха» Игорь Алексеев. «Это произошло из-за ухода международных рейтинговых агентств из России и, как следствие, потери международных рейтингов российскими страховщиками, необходимых для подписания рисков из-за рубежа. Также появились проблемы с расчетами в связи с ужесточением комплаенса цедентов и банков при проведении платежей российским контрагентам, попадание ряда крупных страховщиков РФ под блокирующие санкции делали невозможным продолжение сотрудничества с ними, — сказал он. — В то же время наблюдается рост входящего перестрахования на отечественном рынке (без учета очевидного роста сборов у РНПК) за счет поиска дополнительных альтернативных ёмкостей».

После исхода партнеров

В 2023 году будет происходить адаптация к новым «правилам игры», определенных регулятором в новых экономических и политических условиях, идет актуализация андеррайтинговых подходов к оценкам рисков (предстраховая оценка рисков — ИФ).

«Важную роль будут играть межправительственные и межведомственные контакты с финансовыми властями дружественных стран, которые должны помочь восстановить присутствие российского капитала на рынках дружественных стран, опираясь на рейтинги по национальной шкале финансовой устойчивости», — полагает Алексеев.

В связи с отказом от продолжения деятельности в РФ международных перестраховщиков весной прошлого года и последовавшим за этим зеркальным законодательным запретом на сотрудничество российских СК с контрагентами из недружественных стран ЦБ принял решение о докапитализации РНПК, поскольку на национального перестраховщика переносился основной груз перестраховочной защиты.

ЦБ увеличил объявленный капитал дочерней перестраховочной компании РНПК с 71 до 300 млрд рублей, гарантии ЦБ «дочке» были обеспечены в пределах 750 млрд рублей. Кроме того, законодатели в 5 раз — с 10% до 50% увеличили размер обязательной цессии в пользу РНПК (обязательной к передаче РНПК доли в несанкционных договорах перестрахования — ИФ).

«Увеличение объявленного капитала АО РНПК расширит возможности российских страховых компаний по перестрахованию рисков внутри страны позволит создать дополнительные перестраховочные емкости и вести работу с новыми санкционными рисками», — комментировал ЦБ решение о докапитализации в своем сообщении. Одним из главных направлений деятельности РНПК регулятор назвал «обеспечение страховой защиты предприятий, попавших под международные санкции».

В III квартале прошлого года главы правительств стран ЕАЭС подписали соглашение о создании Евразийской перестраховочной компании (ЕПК). Ее главными учредителями должны стать Россия и Белоруссия с долями в 45% и 30% уставного капитала соответственно. Основной целью ЕПК после создания компании будет «страхование экспортных поставок и рисков, которые не могут быть перестрахованы в развитых странах», обращает внимание ЦБ в обзоре, посвященном деятельности страховщиков в III квартале 2022 года.

Вместе с тем ЕПК изначально задумана как межгосударственный институт, эта структура будет жить по своим правилам и своему уставу, она не станет регулироваться ЦБ наравне с другими коммерческими страховщиками или РНПК, сфера деятельности ЕПК останется обособленной.

В поисках дополнительных альтернатив РНПК и дополнительных емкостей ЦБ в прошлом году вынес на обсуждение страховщиков предложение о создании их силами иной перестраховочной компании. Однако эта идея по разным причинам не нашла поддержки в сообществе. Большинство компаний склонялись к тому, что поддержки РНПК им достаточно.

В компании МАКС оценивают результат работы по входящему перестрахованию в 2022 году как отличный. «Каждый год наши показатели по сборам входящей перестраховочной премии составляют 128-137% к результатам предыдущих периодов, плановые показатели как по сборам так и по техническому результату также выполняются и даже перевыполняются, в том числе, за счет качественного андеррайтинга входящих рисков. Мы принимаем на себя доли обязательств других страховщиков по различным видам страхования, через перестраховочные договоры, предоставляем свои ёмкости для этих рисков, тем самым расширяем круг перестраховочных партнёров и увеличиваем сборы премий», — привел данные Шелюбский.

Говоря об изменениях внутренней андеррайтинговой политики «АльфаСтрахования», Лаврова сообщила, что ее политика всегда была достаточно строгой: «По складским рискам, о которых сейчас много говорят, у нас всегда была жесткая андеррайтинговая политика, поэтому здесь нет особенных изменений. Но, например, при страховании производственных предприятий мы больше внимания стали уделять оценке импортозависимости и процессов по замене западного сырья, запчастей, электроники. Изменения есть в грузах, так как существенно изменились маршруты перевозок. Растут тарифы по страхованию животных от инфекционных заболеваний. Есть ряд других изменений, но это далеко не всегда связано с условиями РНПК».

ВСК в прошлом году, несмотря на довольно тревожные ожидания по объёмам бизнеса, удалось выполнить все показатели, согласованные акционерами на 2022 год, сообщили в компании.

Позитивно оценивают итоги прошедшего года с точки зрения результатов по перестрахованию в СК «Совкомбанк Страхование»: «Оплаченные за защиту премии совпали с бюджетными планами. Сложный период ухода иностранных перестраховщиков завершился. Рынок работает и выстраивает бизнес в новых реалиях, оперируя доступными ёмкостями. Андеррайтинговая политика почти не претерпела изменений, подходы остались прежними. В целом по рынку остаются проблемы сбора перестраховочных возмещений по некоторым страховым событиям 2022 года, покрытие по которым было размещено на международных рынках».

В «Согласии» считают, что 2022 год с точки зрения показателей по исходящему перестрахованию прошел относительно неплохо. РНПК в марте прошлого года взяла на себя обязательства по облигаторным договорам перестрахования на текущих условиях, что позволило компании продолжить нормальную работу. «Безусловно, были значимые убытки в течение прошлого года. В основном это были пожары на производстве и на транспорте (авиационном и ж/д). Крупных по меркам рынка убытков в нашем портфеле не было. Но не у всех коллег по рынку ситуация была такой же», — сказал Хуторянский.

Для «Ингосстраха» самыми крупными случаями 2022 года стали пожары, сообщил страховщик. В компании были застрахованы товарно-материальные ценности, оборудование и инвентарь склада OZON, который сгорел в Истре 3 августа. Еще один крупный убыток произошел в городе Химки 9 декабря 2022 года — тогда сгорел строительный гипермаркет OBI. В «Ингосстрахе» были застрахованы торговое оборудование, офисная мебель, движимое имущество, рекламные конструкции, товарные запасы, электронное и торговое оборудование, убыток от перерыва в хозяйственной деятельности и другие дополнительные расходы. Имущество гипермаркета было застраховано «от всех рисков». По этим событиям до сих пор продолжаются расследования обстоятельств и причин происшествий, идет сбор информации и документов о размере причиненного ущерба, отмечают в «Ингосстрахе».

Бремя возмещения ущерба по таким страховым событиям ложится и на прямых страховщиков, и на партнеров по перестрахованию, в первую очередь на РНПК. Если для отдельных страховщиков, в зависимости от течения заключенных ими договоров страхования, итоговая ситуация с убыточностью может сильно различаться, то для РНПК все реализовавшиеся за период многомиллиардные риски кумулируются, требуют резервирования, выплат и влекут пересмотр подходов в оценке рисков на будущее.

Виды страхования по объекту

Страхование в зависимости от объекта подразделяется на два вида: личное и имущественное.

Личное страхование представляет защиту от рисков, которые угрожают жизни человека, его здоровью, трудоспособности. Личное страхование делится на два основных вида: страхование жизни и страхование от несчастных случаев. Кроме того, к личному страхованию относят еще и медицинское страхование.

Отдельно выделяют такой вид страхования жизни, как накопительное страхование, поскольку оно не связано с каким-либо риском, его цель состоит в том, чтобы аккумулировать определенную сумму к указанному в договоре сроку или событию.

Объектом имущественного страхования являются имущественные интересы. К числу этого вида страхования относятся как договора страхования непосредственно от риска повреждения и уничтожения имущества, например, квартиры, дома, дачи, автомобиля (КАСКО), так и договора страхования ответственности. По договору страхования ответственности страховщик возмещает ущерб, нанесенный страхователем третьим лицам.

Одним из примеров таких договоров служит обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств. Объектом страхования по договору ОСАГО являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

Другими примерами служит страхование ответственности авиа- и железнодорожных перевозчиков на случай порчи или пропажи багажа, нанесения вреда здоровью или гибели пассажиров по их вине.

Имущественные интересы страхователя с точки зрения объекта делятся на три группы, каждой из которых соответствует определенная отрасль страховой деятельности (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением застрахованного.

Личное страхование

Страхование жизни

Страхование от несчастных случаев

Медицинское страхование

Имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом.

Имущественное страхование

Имущественные интересы, связанные с возникновением расходов при наступлении ответственности страхователя за ущерб, причиненный третьим лицам.

Страхование ответственности

Договор страхования и страховой полис

Договор страхования устанавливает права и обязанности сторон, связанных с предоставлением услуги по обеспечению страховой защиты. Сторонами договора страхования выступают страховщик и страхователь. Отношения, возникающие из договора страхования, регулируются главой 48 «Страхование» Гражданского кодекса РФ.

Читайте также:  Инструкция: нумеруем страницы в журналах правильно

По договору страхования одна сторона (страхователь) обязуется уплачивать другой стороне (страховщику) определенную соглашением сторон плату (страховую премию), а страховщик при наступлении предусмотренного договором события (страхового случая) обязуется выплатить страхователю или иному указанному в договоре лицу (выгодоприобретателю) страховое возмещение (возмещение причиненных страхователю или иному застрахованному лицу убытков) или страховую сумму (всю максимально возможную по договору страхования сумму).

Статьей 940 Гражданского кодекса РФ установлено, что договор страхования должен быть заключен в письменной форме. При оформлении договора страхования страховщик выдает страхователю страховой полис – документ, который подтверждает факт заключения договора страхования. Договор страхования должен в обязательном порядке содержать определенные сведения:

  • наименование документа;
  • юридические адреса и реквизиты сторон;
  • описание объекта (объектов) страхования;
  • характеристику страхового события (риска);
  • перечень страховых случаев;
  • размер страховой суммы или страхового возмещения (суммы, в пределах которой будет осуществляться страховая выплата);
  • размер, порядок внесения и сроки уплаты страхового взноса (страхового платежа), который представляет собой плату за услугу страхования;
  • срок действия договора;
  • подписи сторон;
  • другие существенные условия по соглашению сторон (например, исключения из страхового покрытия, когда происходит событие, которое по формальным признакам является страховым случаем, но страховое возмещение в этом случае не выплачивается).

Что нужно прописать в договоре страхования груза

В договоре страхования в обязательном порядке необходимо указать:

  • объект страхования, в качестве которого выступают имущественные интересы страхователя;
  • условия, отражающие страховые случаи и риски;
  • сумму договора (обычно определяется полной стоимостью товара и подлежит изменению по согласованию сторон во время действия соглашения;
  • срок действия.
  • порядок действий сторон при наступлении страховой ситуации и последствия невыполнения принятых обязательств, а также основания для отказа в выплате возмещения.

Грузы можно разделить на несколько групп — в зависимости от их специфических особенностей: по назначению, лёгкости разрушения, способу транспортировки.

Защиту любых категорий товаров в международных перевозках предусматривает страхование карго. Данная процедура обеспечивает страховую защиту на всех стадиях перемещения товара между пунктами.

Классическая схема транспортировки может состоять из пяти этапов:

  1. Погрузка товара с пункта отправления на транспортное средство для транспортировки в порт отправки
  2. Погрузка объекта на водное или воздушное судно, в вагон или в спецавтотранспорт.
  3. Транспортировка товара любым видом транспорта.
  4. Перевалки товара в установленных местах по пути транспортировки.
  5. Вручение получателю в указанном месте с оформлением приемо-сдаточных документов и проведением денежных расчетов.

Схему поставки можно упростить. Например, перевозить груз одним транспортом, использовать самовывоз и т.п.

При подписании договора страхования груза нужно заострить внимание на формулировке условий. Это поможет избежать судебных разбирательств из-за затягивания с выплатами возмещения при наступлении страховых ситуаций.

По срокам действия договор может заключаться:

  • на конкретную перевозку;
  • на определенный временной период.

Также эксперты говорят о том, что в свете пандемии популярной станет страховка от потери работы. В 2021 году лучше подготовиться к сложным ситуациями, чтобы в случае потери постоянного дохода обеспечить себе временную финансовую поддержку.

Минимальная цена такого страхования составляет 3 – 3,5 тысячи рублей на срок 15-24 месяца. Хотя в расчет берется сумма страхования, а также оклад человека, но все равно такой полис отлично защищает человека от страшной ситуации.

Можно долго рассуждать о том, какими видами страхования будут пользоваться людям. Только в этом нет необходимости, главное, что компании готовы оказать всяческую поддержку населения. В стране сложилась непростая ситуация, поэтому любая защита оказывается нелишней.

Какая сторона страхует груз?

Внешнеторговые контракты предусматривают различные базисные условия поставки, в зависимости от которых страхование товаров должен осуществлять продавец (экспортер) или покупатель (импортер). В основном стороны контракта используют последнюю версию правил ICC по толкованию торговых терминов (условий поставки), вступившую в силу 1 января 2011 г., — Инкотермс 2010 (Incoterms 2010). Данные Правила изложены в публикации Международной торговой палаты N 715.

Рассмотрим такие условия поставки, как CIF и CIP.

CIF — Cost, Insurance and Freight (…named port of destination) — «Стоимость, страхование и фрахт (…указанный порт назначения)». По данному условию продавец должен обеспечить морское страхование товара от рисков утраты или повреждения при перевозке. Продавец заключает договор страхования и выплачивает страховую премию, при этом он должен обеспечить лишь минимальное страховое покрытие — 110% от цены товара по контракту. Условие CIF можно применять только для морского или внутреннего водного транспорта.

CIP — Carriage and Insurance Paid to (…named place of destination) — «Перевозка и страхование оплачены до (…указанное место назначения)». Данное условие отличается от условия CIF тем, что может использоваться вне зависимости от вида транспорта, включая и смешанный (мультимодальный) транспорт.

Условия CIF и CIP требуют, чтобы продавец передал страховой документ покупателю, поскольку риск утраты или повреждения товара переходит на покупателя с момента пересечения товаром поручней судна в порту погрузки (при CIF) или с момента передачи товара первому перевозчику (при CIP). Контракт определяет, от каких рисков и на какой процент от стоимости должен быть застрахован товар, а также какой страховой документ должен быть оформлен.

Для внешнеторговой операции на условиях CIF или CIP при расчетах с использованием аккредитива необходимо, чтобы условия аккредитива предусматривали представление в банк оговоренного в контракте страхового документа. Если в заявлении на открытие аккредитива или в полученном из-за рубежа аккредитиве такой документ не указан, а отгрузка производится на условиях CIF или CIP, то работник отдела документарных операций должен обратить внимание клиента на это упущение и настаивать на том, чтобы страховой документ был включен в перечень документов, подлежащих представлению по контракту и по аккредитиву.

Какие изменения в практику проверки страховых документов вносит новая редакция ISBP?

Новая редакция ISBP для UCP 600 от 2013 г. значительно отличается от предыдущей редакции и дополняет UCP 600 в части банковской практики проверки страховых документов:

  • если лицо, выдающее страховой документ, идентифицируется как страховщик (insurer), то в страховом документе не требуется указания, что это страховая компания или андеррайтер;
  • страховой документ может быть выписан на бланке страхового брокера при условии, что он подписан страховой компанией, андеррайтером либо их агентом или доверенным лицом. Брокер может подписывать документ как агент или доверенное лицо от имени (или по поручению) поименованной страховой компании или поименованного андеррайтера;
  • страховой документ, подписанный агентом или доверенным лицом, должен содержать наименование страховой компании или андеррайтера, от имени (или по поручению) которых документ подписывает агент или доверенное лицо, если только наименование страховой компании или андеррайтера не идентифицировано где-либо в документе. Например, если компания AA Insurance Ltd. идентифицирована как страховщик, документ может быть подписан как «John Doe (по доверенности) по поручению страховщика» или «John Doe (по доверенности) по поручению AA Insurance Ltd.»;
  • если страховой документ требует подписания второй подписью страховщика, страхователя либо поименованного юридического лица, он должен быть подписан второй подписью;
  • графа для подписи в страховом документе может содержать только торговое наименование страховой компании при условии, что она идентифицирована где-либо в документе как страховая компания. Например, где-либо в документе указана компания AA Insurance Ltd. с адресом и контактной информацией, а сам документ подписан «AA»;
  • страховой документ, который указывает, что страховое покрытие предоставляется более чем одним страховщиком, может быть подписан одним агентом или доверенным лицом по поручению всех страховщиков или страховщиком от имени (по поручению) всех состраховщиков. Примером последнего может служить ситуация, когда страховой документ выдан и подписан «AA Insurance Ltd., ведущий страховщик от имени (или по поручению) всех состраховщиков».

Какой термин Инкотермс следует использовать в контракте?

Условия поставки Инкотермс 2020 также как и предыдущая версия правил Инкотермс 2010 состоит из 11 торговых терминов, которые делятся на 2 категории в зависимости от вида транспорта.

I ПРАВИЛА ИНКОТЕРМС 2020 ДЛЯ ЛЮБОГО ВИДА ИЛИ ВИДОВ ТРАНСПОРТА II ПРАВИЛА ИНКОТЕРМС 2020 ДЛЯ МОРСКОГО И ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
EXW — «Ex Works / Франко завод»
FCA — «Free Carrier / Франко перевозчик»
СРТ — «Carriage Paid to / Перевозка оплачена до»
CIP — «Carriage and Insurance Paid to / Перевозка и страхование оплачены до»
DPU — «Delivered Named Place Unloaded / Поставка на место выгрузки»
DAP — «Delivered at Place / Поставка в месте назначения»
DDP — «Delivered Duty Paid / Поставка с оплатой пошлин»
FAS — «Free Alongside Ship / Свободно вдоль борта судна»
FOB — «Free on Board / Свободно на борту»
CFR — «Cost and Freight / Стоимость и фрахт»
CIF — «Cost Insurance and Freight / Стоимость, страхование и фрахт»

В Инкотермс 2020 можно выделить четыре группы базисов поставок товара (E, F, C и D). В основу этой классификации положены два принципа: определение обязанностей сторон по отношению к перевозке поставляемого товара и увеличение обязанностей продавца от минимальных к максимальным. Группа «E» — условие поставки EXW, согласно которому продавец только предоставляет товар в распоряжение покупателя в своих помещениях; далее идет группа «F» — условия поставки FCA, FAS и FOB, в соответствии с которой продавец обязан передать товар указанному покупателем перевозчику; затем группа «C» — условия поставки CFR, CIF, CPT и CIP, в соответствии с которыми продавец обязан заключить договор перевозки, но не принимая на себя риск утраты или повреждения товара или дополнительные затраты вследствие событий, произошедших после отгрузки и отправки; и, наконец, группа «D» – условия поставки DAP, DPU и DDP, при которых продавец должен нести все расходы и риски, необходимые для доставки товара до пункта назначения.

Условия поставки DPU Инкотермс 2020

Условия поставки DPU Инкотермс 2020 — расшифровывается «Delivered Named Place Unloaded» named place of destination переводится «Поставка на место выгрузки» указанное название места назначения.
Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление, доставить товар до места назначения и выгрузить его.
Покупатель обязан: принять товар и выполнить импортное таможенное оформление.
Риски переходят в месте назначения после полной выгрузки.
Условие поставки DPU стало единственным правилом, поручающим продавцу разгрузку товара в месте доставки. Базис поставки DPU не является новым, прежний термин DAT Инкотермс 2010 (Поставка на терминале) переименовали в DPU. В Инкотермс 2010 «терминал» никак не описывается с технической точки зрения, а означает любое место разгрузки, поэтому местом выгрузки может быть любое согласованное сторонами место.

Читайте также:  Как продлить лицензию на охотничье оружие в 2023 году

Классификация видов страхования.

Видом страхования называется конкретизация объектов в определенном объеме страховой ответственности по соответствующим тарифным ставкам (например, смешанное страхование жизни или страхование гражданской ответственности владельцев автотранспорта).

В зависимости от различий в объектах защиты страхование делится на четыре основные отрасли:

личное страхование – в качестве объекта страхования выступают жизнь, здоровье и трудоспособность человека;

имущественное страхование – объектом страхования выступает имущество в его различных видах);

страхование ответственности – объектом защиты выступает ответственность перед третьими лицами, которым может быть причинен ущерб (вред) вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя;

страхование экономических рисков – страхование от возможных убытков, где объектом страховой защиты выступает результат предпринимательской деятельности – прибыль или доход.

Каждая отрасль делится в свою очередь на подотрасли и виды страхования.

Личное страхование подразделяется на страхование жизни и страхование от несчастных случаев.

Имущественное страхование делится на несколько подотраслей в зависимости от форм собственности и категорий страхователей: страхование государственного, частного, арендуемого имущества и имущества отдельных граждан на правах личной собственности.

В страховании ответственности выделяют две подотрасли – страхование гражданской ответственности и страхование профессиональной ответственности.

В страховании предпринимательских рисков также две подотрасли – страхование риска прямых потерь и страхование риска косвенных потерь.

В зависимости от того, по чьей инициативе осуществляется страхование, выделяют обязательную и добровольную формы страхования.

При обязательном страховании не требуется согласия страхователя и страховщика. Виды, условия и порядок обязательного страхования определяются соответствующими законами. Обязательное страхование обеспечивает устойчивость страхового фонда при незначительных размерах страховых тарифов и гарантирует возмещение ущерба. В то же время оно имеет принудительный, налоговый характер и не учитывает финансовые возможности страхователя. В странах с рыночной экономикой обязательное страхование всегда считалось фактором, сдерживающим конкуренцию. Поэтому его применение ограничивается защитой только социально-значимых интересов.

Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Основой для заключения договора является инициатива граждан или хозяйствующих субъектов, которые самостоятельно решают вопрос о потребности в страховой защите. Правила добровольного страхования устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с действующим законодательством. Добровольное страхование в полной мере соответствует характеру рыночных отношений, поэтому именно оно является основной формой страхования в рыночной экономике.

Основы построения страховых тарифов.

Страховой тариф – это ставка страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования. Он является основой для определения страхового взноса и формирования страхового фонда. По обязательным видам страхования тариф устанавливается законом, по добровольным видам – рассчитывается страховщиком.

Расчетом страховых тарифов занимается актуарий. Главная задача актуария – определить справедливую долю каждого страхователя в создании страхового фонда. Эта доля должна быть математически обоснована, и отражать степень опасности, которую вносит страхователь в страховой фонд компании. Страховой тариф не должен быть завышенным, чтобы не потерять клиентов, и не может быть заниженным, чтобы не подорвать финансовую устойчивость страховщика.

Определение страхового тарифа – сложный и важный процесс, требующий учета множества обстоятельств: вероятности наступления страхового случая, уровня ожидаемых претензий, издержек функционирования страховщика, а также уровня инфляции, процентной ставки и т.д.

Для практических расчетов страховые компании России используют методики, разработанные Департаментом страхового надзора.

Тарифная брутто-ставка (Тв), которую платит страхователь страховщику, состоит из двух элементов – нетто-ставки и нагрузки.

Тв = Тn + Fabc, где

Тв – брутто-ставка,

Тn – нетто-ставка или цена страхового риска

Fabc – нагрузка, составляющие которой –

а – расходы на ведение дела;

b – фонд предупредительных мероприятий;

c – прибыль.

Расчет страхового тарифа начинается с определения нетто-ставки, поскольку это его главный компонент. В некоторых видах страхования доля Тn доходит до 90% брутто-ставки.

Что такое тур. страховка, и как она работает?

Выбрать страховку для путешествий легче, если знать основные понятия, от которых зависит не только цена страховки, но и само обслуживание. Давайте начнём с самого важного: разберёмся, как работает туристическая страховка, кто такой ассистанс и зачем он нужен.

Если вы знаете, что такое туристическая страховка заграницу, можете смело переходить к следующему разделу. А для тех, кто не знает, как всё это работает, я сейчас объясню.

Мед. страховка для путешествий — это страховка, которая оплатит ваше лечение в другой стране. Но это не значит, что вы можете купить мед. страховку, поехать в Израиль лечиться и требовать, чтобы страховая всё оплатила. Тур. страховка для путешествий оплатит лечение лишь тогда, когда вы на отдыхе и с вами что-то случилось. Например, пищевое отравление, перелом или аппендицит. С хроническими заболеваниями всё обстоит сложнее. Зачастую страховая согласна лишь купировать обострение, а лечиться предложит вам за свой счет на родине.

У мед. страховки путешественника естьпокрытие — это сумма, которую страховая обязуется потратить на ваше лечение. Часто задают вопрос «Я заболел, приём у доктора стоил 100$, когда страховка выплатит мне 29900$?». Нет, тур. страховка так не работает. Вы платите один раз небольшую сумму, а страховая обязуется вас полечить на сумму покрытия, если вы заболеете или с вами что-то случится заграницей.

Следующее важное понятие — это ассистанс.

Ассистанс— служба, которая организует помощь путешественнику при наступлении страхового случая. Ассистанс связывается с госпиталем, узнаёт цены и передаёт это всё в Страховой компании, у которой был куплен полис. Страховая компания либо соглашается, либо начинает торговаться. Например, наш друг, попав в аварию на Бали, ждал операции больше 8 часов, пока ВТБ торговалась с балийским госпиталем.

От скорости работы ассистанса зависит скорость вызова доктора, поступления оплаты в госпиталь и других важных коммуникаций. К выбору как страховой, так и ассистанса нужно подходить очень и очень серьезно.

Франшиза в тур. страховке — это сумма, которую путешественник платит из своего кармана в случае чего. Например, турист «шел, упал, очнулся — гипс», и всё это обошлось ему в 150$. Страховка, которую он оформил, имеет франшизу 100$. Это значит, что 100$ турист заплатит сам, а страховка покроет лишь 50$.

В последнее время очень многие страховки ввели фрашизу. Франшиза есть у Либерти (30$ для стран ЮВА), у ИнгосСтраха (для всех 50$), у Ренесcанса (50$), у Ресо (50$), у TripInsurance (только для поездок > 21 дня вводится франшиза 50$), у Zetta (50$).

С одной стороны, франшиза делает страховку дешевле, т.е. это способ сэкономить. С другой стороны, это всегда риск оплачивать лечение из своего кармана.

Хоть страховка с франшизой дешевая, наш совет: не берите страховку с франшизой в страны с дорогой медициной.

Последний важный термин, о котором я хочу рассказать, это период страхового покрытия. Международный страховой полис бывает:

  • краткосрочный — покрывает конкретное число дней за границей. Например, когда мы ехали на Кипр на 8 дней, то сделали себе краткосрочную страховку ровно на 8 дней;
  • годовойдействителен целый год в зависимости от типа:

1) годовой полис с неограниченным количеством поездок, каждая из которых не больше 90 дней. Такой тип страховки идеально подойдёт для активных путешественников, которые совершают много поездок заграницу, каждый раз возвращаясь на родину. Для зимовщиков, которые зачастую уезжают на полгода, такая страховка не подойдёт.

Годовые полисы с неограниченным количеством поездок на 90 дней очень популярны. Цена зависит от суммы покрытия и страны путешествия. Купить годовую страховку, например, у Liberty с покрытием 30 тыс.$, можно за 8 тыс. рублей. ERV предлагает годовую страховку с покрытием 100 тыс.$ за 6000 рублей, TripInsurance за 10 тыс. рублей, Альфа-страхование (Class Assistance) за 9 тыс. рублей.

2) годовой страховой полис на 365 дней — без разницы, сколько поездок заграницу, ведь полис работает 365 дней в году без перерывов на обед и выходных 🙂 К сожалению, это самый дорогой тип страховки. Альфа-страхование предлагает годовую страховку 365 дней за 75 тыс. рублей, Зетта за 45 тыс, Либерти за 43 тыс. У TripInsurance такая страховка называется Multitrip и стоит 40 тыс. рублей, а действует во всех странах, кроме США, Канады, Австралии, Японии, Карибов, Таиланда и России.

Годовая страховка на 365 дней — это идеальный вариант для длительной кругосветки.

Цена страховки — тур. страховка меняет стоимость в зависимости:

  • от страны — есть страны с повышенным уровнем риска, например, Таиланд, или страны с очень дорогой медициной, например, США и Австралия.
  • от возраста страхуемого — для детей и пожилых людей цена страховки выше;
  • от дополнительных рисков — например, экстремальные виды спорта, горнолыжная страховка, вождение;
  • от длительности поездки — чем дольше, тем дороже.

Есть ещё и другие факторы, влияющие на стоимость страховки. Например, дополнительные опции «потеря документов», «задержка рейса», «экстренная эвакуация» и т.д.

Перспективы страхового рынка 2021 по версии Deloitte

Пандемия и другие катастрофические убытки сильно ударили по многим страховщикам в 1 половине 2020 года, особенно по тем, которые отменяют различные мероприятия и выплачивали компенсацию работникам. Например, страховые компании в США и Канаде, специализирующихся на страховании имущества столкнулись с падением операционной рентабельности собственного капитала по GAAP в первом полугодии с 8,3% до 2,8% в сравнении с аналогичным периодом 2019 года, в значительной степени из-за понесенных убытков в размере 6,8 млрд USD, связанных с COVID-19 и одновременного снижения начисленной страховой премий по ключевым направлениям. В целом по 9 месяцев 2020 г. совокупная доходность индекса страховой отрасли S&P с начала 2020 года до указанной даты отставала от более широкого индекса S&P 500 на 24,6 %.

Читайте также:  Как поменять паспорт РФ в 45 лет

Учитывая влияние пандемии на занятость, деловую активность и торговлю, ожидается, что в 2020 году мировые премии, не связанные с жизнью, останутся неизменными, включая снижение на 1% на развитых рынках. Однако ожидается, что есть потенциал роста страхового рынка до 3% в 2021 году, в первую очередь, за счет потенциального роста развивающихся рынков на 7%.

Ожидается, что пандемия и ее последствия по-прежнему будут сильнее сказываться на имущественном страховании (больше, чем по другим видам). Например, продажи страховок работникам были подорваны массовым сокращением рабочих мест, и прогноз Deloitte в США предполагает, что объемы могут вернуться к уровню до пандемии только после 2022 года. Кроме того, страховые взносы по СМБ (среднему и малому бизнесу), пострадавшие от остановки и банкротств, также скорее всего будут медленно восстанавливаться, если закроются множество других магазинов розничной торговли, ресторанов и т.д.

“Ожидается, что есть потенциал роста страхового рынка до 3% в 2021 году, в первую очередь, за счет потенциального роста развивающихся рынков на 7%.

Многие автостраховщики в США столкнулись со значительным снижением полученных страховых премий, за счет предоставления клиентам скидок и снижения ставок по полисам, поскольку они пытались сгладить влияние пандемии на потребительский рынок, при этом они уже ощутили повышение прибыльности, за счет снижения частоты происшествий.

Компании должны одновременно управлять тремя ключевыми фазами кризиса COVID-19

  • реагировать,
  • восстанавливаться и
  • процветать.

Когда возникла пандемия, страховщики отреагировали, приняв незамедлительные меры для обеспечения непрерывности бизнеса и помощи клиентам и их сообществам в решении этой проблемы17. В 2021 году страховщикам следует подумать о сочетании наступательных и защитных действий для ускорения долгосрочных усилий по восстановлению и перехода к фазе процветания, когда рост будет вновь подчеркнут, несмотря на сложные экономические условия.

Прогноз «Делойта» на третий квартал в США включает 55% вероятность того, что при наиболее вероятном сценарии, когда население будет вакцинировано в течение 2021 года, все еще может произойти «значительное замедление экономического роста».

Хуже того, существует 25% вероятность столкнуться с проблемой Сценарий «без конца и края», при котором вакцинация откладывается, что приводит к длительной слабости экономики.

VTimes: «Что ждет страховой рынок в 2021 году»

Гражданский кодекс РФ (ст. 928) содержит перечень интересов, страхование которых не допускается:

  • страхование противоправных интересов;
  • страхование убытков от участия в играх, лотереях и пари;
  • страхование расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников.

Также Гражданский кодекс РФ освобождает страховщика от обязанности выплачивать страховое возмещение, если причиной нанесенного ущерба стали:

  1. ядерный взрыв, радиация или радиоактивное заражение;
  2. военные действия, а также военные маневры или иные военные мероприятия;
  3. гражданские беспорядки;
  4. забастовки;
  5. изъятие, конфискация, реквизиция, арест или уничтожение застрахованного имущества по распоряжению государственных органов.
  6. действия либо бездействие страхователя;
  7. сообщение страхователем страховщику заведомо ложных сведений об объекте страхования (например, при заключении договора страхования жизни страхователь скрыл, что неизлечимо болен – в случае его смерти или инвалидности страховое возмещение выплачиваться не будет);
  8. получение страхователем соответствующего возмещения ущерба по имущественному страхованию от лица, виновного в причинении этого ущерба;
  9. совершение страхователем или лицом, в пользу которого заключен договор страхования, умышленного преступления, находящегося в прямой причинной связи со страховым случаем (например, если владелец автомобиля, застрахованного по договору КАСКО, намеренно сожжет его и страховая компания сможет доказать его умысел, в выплате страхового возмещения будет отказано).

Участниками страховых отношений по российскому законодательству являются:

  1. страховые организации (страховщики),
  2. страхователи,
  3. выгодоприобретатели,
  4. застрахованные лица,
  5. страховые агенты;
  6. страховые брокеры;
  7. страховые актуарии;
  8. объединения участников страхового рынка, в том числе саморегулируемые организации,
  9. федеральный орган исполнительной власти по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Страховщики – это юридические лица, созданные для осуществления страховой деятельности и имеющие лицензию на ее осуществление на территории Российской Федерации.

Лицензия подтверждает разрешение на право осуществления страховой деятельности.

«Формы деятельности страховщи­ков различны, но наиболее распростра­ненным типом страховщика являются страховые организации (компании) – коммерческие организации различных организационно-правовых форм, для которых создание страховых фондов и управление ими является средством получения прибыли».4

Страхователем называют физическое или юридическое лицо, которое заключает договор о страховании определенных рисков. Страхователь обязан уплачивать страховые взносы и имеет право получить страховое возмещение при наступлении страхового случая.

Выгодоприобретателем называют лицо, которое имеет право на получение страхового возмещения вместо страхователя. Например, муж может заключить договор страхования своей жизни в пользу жены, и тогда в случае его смерти она получит страховое возмещение. Другой распространенный пример страхования в пользу третьих лиц: заемщик страхует жилье, приобретенное в рамках ипотечной сделки, в пользу кредитора, который выступает выгодоприобретателем по этому договору. Если застрахованное жилье будет повреждено или разрушено, страховая компания выплатит возмещение не собственнику жилья, а банку, выдавшему ипотечный кредит.

Если в договоре страхования жизни не указан выгодоприобретатель, в случае смерти страхователя выгодоприобретателями признаются наследники застрахованного лица.

Застрахованным лицом называют физическое лицо, чье здоровье, жизнь, имущество или пенсионное обеспечение выступают объектом страхования, но которое не является стороной страхового договора. Типичные примеры застрахованных лиц: родитель страхует жизнь и здоровье своего ребенка, работодатель заключает договор негосударственного пенсионного или дополнительного медицинского страхования в пользу своего работника.

По российскому законодательству страховщики могут осуществлять свою деятельность через страховых агентов и страховых брокеров. Страховые агенты – это физические или юридические лица, которые выполняют поручения страховщика в рамках предоставленных им полномочий на основании гражданско-правового договора.

«Взаимоотношения между страховщиком и его агентом строятся на основе договора, в котором оговариваются права и обязанности сторон. Страховыми агентами – юридическими лицами – обычно являются такие организации, как туристические агентства, бюро брачных знакомств, нотариальные конторы и т. п., которые наряду с услугами по своей основной деятельности предлагают оформить те или иные договоры страхования».5

Страховые брокеры оказывают услуги, связанные с заключением договоров между страховщиком и страхователем, а также с исполнением указанных договоров. При оказании услуг, связанных с заключением указанных договоров, страховой брокер не вправе одновременно действовать в интересах и страхователя, и страховщика.

Страховые актуарии – специалисты по расчетам страховых тарифов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестиционных проектов с использованием актуарных расчетов. Страховщики обязаны ежегодно проводить актуарную оценку принятых страховых обязательств (страховых резервов) и предоставлять результат в орган страхового надзора. Оценку имеют право проводить только страховые актуарии, имеющие квалификационный аттестат.

В России действуют объединения страховщиков: Всероссийский союз страховщиков (ВСС), Российский союз автостраховщиков (РСА), Национальный союз страховщиков ответственности (НССО) и Национальный союз агростраховщиков (НСА).

«В большинстве стран действуют саморегулируемые организации страховщиков, которые, с одной стороны, защищают интересы участников страхового рынка, а с другой – устанавливают и контролируют определенные правила и принципы поведения на рынке. К их числу относятся национальные и региональные ассоциации (союзы) страховщиков. Наиболее влиятельным национальным объединением страховщиков в России является Всероссийский союз страховщиков».6

По российскому законодательству отраслевые саморегулируемые организации (СРО) разрабатывают и согласуют с регулятором стандарты деятельности для участников рынка, а затем контролируют соблюдение этих стандартов. Без членства в отраслевой СРО запрещено вести страховую деятельность. На начало 2017 года в России на страховом рынке была зарегистрирована только одна СРО – Всероссийский союз страховщиков.

Страхование в зависимости от объекта подразделяется на два вида: личное и имущественное.

Личное страхование представляет защиту от рисков, которые угрожают жизни человека, его здоровью, трудоспособности. Личное страхование делится на два основных вида: страхование жизни и страхование от несчастных случаев. Кроме того, к личному страхованию относят еще и медицинское страхование.

Отдельно выделяют такой вид страхования жизни, как накопительное страхование, поскольку оно не связано с каким-либо риском, его цель состоит в том, чтобы аккумулировать определенную сумму к указанному в договоре сроку или событию.

Объектом имущественного страхования являются имущественные интересы. К числу этого вида страхования относятся как договора страхования непосредственно от риска повреждения и уничтожения имущества, например, квартиры, дома, дачи, автомобиля (КАСКО), так и договора страхования ответственности. По договору страхования ответственности страховщик возмещает ущерб, нанесенный страхователем третьим лицам.

Одним из примеров таких договоров служит обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств. Объектом страхования по договору ОСАГО являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

Другими примерами служит страхование ответственности авиа- и железнодорожных перевозчиков на случай порчи или пропажи багажа, нанесения вреда здоровью или гибели пассажиров по их вине.

Имущественные интересы страхователя с точки зрения объекта делятся на три группы, каждой из которых соответствует определенная отрасль страховой деятельности (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением застрахованного.

Личное страхование

Страхование жизни

Страхование от несчастных случаев

Медицинское страхование

Имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом.

Имущественное страхование

Имущественные интересы, связанные с возникновением расходов при наступлении ответственности страхователя за ущерб, причиненный третьим лицам.

Страхование ответственности

По российскому законодательству страхование может быть добровольным и обязательным. Российским законодательством установлена обязанность по страхованию жизни, здоровья, имущества определенных лиц либо гражданской ответственности одних лиц перед другими.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *