Инструкция: заполняем и сдаем декларацию по водному налогу
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция: заполняем и сдаем декларацию по водному налогу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В НК РФ закреплено, кто сдает декларацию по водному налогу, — те, кто пользуется поверхностными и подземными водными объектами по лицензии ( гл. 25.2 НК РФ , ФЗ №2395-1 от 21.02.1992 «О недрах» ). Ежеквартальный отчет сдают коммерческие и некоммерческие организации, ИП ( ст. 333.8 НК РФ ).
Кто отчитывается и в какие сроки
Сроки отчетности совпадают со сроками уплаты взноса в бюджет. Смотрите предельные сроки предоставления декларации по водному налогу в таблице:
Квартал | Уплата | Подача декларации |
---|---|---|
1 | 20.04 | 20.04 |
2 | 20.07 | 20.07 |
3 | 20.10 | 20.10 |
4 | 20.01 следующего года | 20.01 следующего года |
Объектами налогообложения являются различные способы использования ресурсов ( ст. 333.19 НК РФ ):
- забор воды;
- пользование акваторией;
- использование воды для гидроэнергетики;
- сплав древесины по воде.
Нормативная технология расчета и составления налоговой декларации по водному налогу такова: взнос рассчитывается как произведение трех показателей: налоговой базы, действующей ставки и повышающего коэффициента. Налоговая база — это количество потребленной воды за отчетный период. Ставка — тариф для конкретного региона. Коэффициент — это корректирующий индекс, который меняется каждый год.
Ежеквартальный взнос в бюджет рассчитывают по формуле: налог = налоговая база × действующая ставка × корректирующий коэффициент.
Представим таблицу с коэффициентами и тарифами по водоснабжению. Эти тарифы применяются только для коммерческих целей, для бытового обслуживания граждан используется другая тарифная сетка.
Год | Повышающий коэффициент | Тариф за 1000 м³, руб. |
---|---|---|
2020 | 2,31 | 162 |
2021 | 2,66 | 186 |
2022 | 3,06 | 214 |
2023 | 3,52 | 246 |
2024 | 4,05 | 283 |
2025 | 4,65 | 326 |
Для определения количества использованной по лицензии воды необходимо поставить водоизмерительные приборы. Если таких приборов нет, то расчет осуществляется по базовым региональным нормативам. В порядке заполнения отчетной формы разъясняется, суточный или годовой лимит указывать при заполнении декларации по водному налогу, — указываем лимит водопользования, который закреплен в лицензии для данного вида объекта и установленной цели пользования ( п. 5.1.9 Порядка №ММВ-7-3/497@ ).
Общей ставки для расчета водного налога не установлено. Коэффициенты различаются по типу использования и географическому расположению водных объектов ( ст. 333.12 НК РФ ).
Приложение N 4. Коды водопользования
Приложение N 4
к Порядку заполнения налоговой
декларации по водному налогу,
утвержденному приказом Федеральной
налоговой службы
от 9 ноября 2015 г. N ММВ-7-3/497@
1. ЗАБОР ВОДЫ ИЗ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
1.1. Забор воды из поверхностных водных объектов
Северный экономический район
Прочие реки и озера
Северо-Западный экономический район
Прочие реки и озера
Центральный экономический район
Прочие реки и озера
Волго-Вятский экономический район
Прочие реки и озера
Центрально-Черноземный экономический район
Прочие реки и озера
Поволжский экономический район
Прочие реки и озера
Северо-Кавказский экономический район
Прочие реки и озера
Уральский экономический район
Прочие реки и озера
Западно-Сибирский экономический район
Прочие реки и озера
Восточно-Сибирский экономический район
Озеро Байкал и его бассейн
Прочие реки и озера
Дальневосточный экономический район
Прочие реки и озера
Прочие реки и озера
1.2. Забор воды из подземных водных объектов
Северный экономический район
Прочие реки и озера
Северо-Западный экономический район
Прочие реки и озера
Центральный экономический район
Прочие реки и озера
Волго-Вятский экономический район
Прочие реки и озера
Центрально-Черноземный экономический район
Прочие реки и озера
Поволжский экономический район
Прочие реки и озера
Северо-Кавказский экономический район
Прочие реки и озера
Уральский экономический район
Прочие реки и озера
Западно-Сибирский экономический район
Прочие реки и озера
Восточно-Сибирский экономический район
Озеро Байкал и его бассейн
Прочие реки и озера
Дальневосточный экономический район
Прочие реки и озера
Прочие реки и озера
1.3. Забор воды из территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод
Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации)
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКВАТОРИИ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЛЕСОСПЛАВА В ПЛОТАХ И КОШЕЛЯХ
2.1. Использование акватории поверхностных водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях
Северный экономический район
Северо-Западный экономический район
Центральный экономический район
Волго-Вятский экономический район
Центрально-Черноземный экономический район
Поволжский экономический район
Северо-Кавказский экономический район
Уральский экономический район
Западно-Сибирский экономический район
Восточно-Сибирский экономический район
Дальневосточный экономический район
2.2. Использование акватории водных объектов территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод
Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации)
3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ БЕЗ ЗАБОРА ВОДЫ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ГИДРОЭНЕРГЕТИКИ
Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер Ильмень
Прочие реки бассейна Балтийского моря
Прочие реки бассейна Белого моря
Реки бассейна Баренцева моря
Бассейн озера Байкал и реки Ангара
Реки бассейна Восточно-Сибирского моря
Реки бассейнов Чукотского и Берингова морей
Прочие реки и озера
4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ЛЕСОСПЛАВА В ПЛОТАХ И КОШЕЛЯХ
Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень
Прочие реки бассейна Балтийского моря
Прочие реки бассейна Белого моря
Прочие реки и озера, по которым осуществляется лесосплав в плотах и кошелях
5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ СЕВАСТОПОЛЬ
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Объектами налогообложения являются различные способы использования ресурсов ( ст. 333.19 НК РФ ):
Нормативная технология расчета и составления налоговой декларации по водному налогу такова: взнос рассчитывается как произведение трех показателей: налоговой базы, действующей ставки и повышающего коэффициента. Налоговая база — это количество потребленной воды за отчетный период. Ставка — тариф для конкретного региона. Коэффициент — это корректирующий индекс, который меняется каждый год.
Ежеквартальный взнос в бюджет рассчитывают по формуле: налог = налоговая база × действующая ставка × корректирующий коэффициент.
Представим таблицу с коэффициентами и тарифами по водоснабжению. Эти тарифы применяются только для коммерческих целей, для бытового обслуживания граждан используется другая тарифная сетка.
Год | Повышающий коэффициент | Тариф за 1000 м³, руб. |
---|---|---|
2020 | 2,31 | 162 |
2021 | 2,66 | 186 |
2022 | 3,06 | 214 |
2023 | 3,52 | 246 |
2024 | 4,05 | 283 |
2025 | 4,65 | 326 |
Для определения количества использованной по лицензии воды необходимо поставить водоизмерительные приборы. Если таких приборов нет, то расчет осуществляется по базовым региональным нормативам. В порядке заполнения отчетной формы разъясняется, суточный или годовой лимит указывать при заполнении декларации по водному налогу, — указываем лимит водопользования, который закреплен в лицензии для данного вида объекта и установленной цели пользования ( п. 5.1.9 Порядка №ММВ-7-3/497@ ).
Общей ставки для расчета водного налога не установлено. Коэффициенты различаются по типу использования и географическому расположению водных объектов ( ст. 333.12 НК РФ ).
Как правильно заполнить декларацию
Для всех налогоплательщиков действует такой порядок заполнения декларации по водному налогу в 2022 году:
- Оформлять в строгом соответствии с правилами — не выходить за края ячеек, заполнять темными чернилами, шариковой или перьевой ручкой (для бумажных бланков).
- Не исправлять ошибки корректирующими средствами.
- Не скреплять скобками, степлером или иным способом, который портит целостность бумаги.
- Не печатать бланк с двух сторон.
- Нумеровать страницы по порядку начиная с 001.
- Присваивать первичной декларации номер «0- -». Корректировкам присваиваются номера по порядку — «1- -», «2- -».
- Указывать фактические данные за отчетный период. Сведения подаются отдельно за каждый квартал.
Теперь рассмотрим инструкцию по заполнению налоговой декларации по водному налогу для каждого раздела:
Номер раздела | Название раздела | Порядок заполнения |
---|---|---|
— | Титульный лист |
Указываются все сведения о подотчетном лице — организации или индивидуальном предпринимателе. Вносятся ИНН и КПП, название или ФИО налогоплательщика, основной вид экономической деятельности (код ОКВЭД), контактные данные и ответственное лицо. Указываются реквизиты отчета: период и год, контролирующая инспекция, номер корректировки и кодировка по месту учета. |
— | Сведения о физическом лице, не являющемся ИП | Заполняется для подотчетных физических лиц, действующих в некоммерческих целях. |
1 | Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет | В этом блоке идентифицируется налог: указываются все взносы, КБК и ОКТМО для уплаты в бюджет. |
2 | Расчет налоговой базы и суммы | Здесь ведется расчет суммы налога. Блок дифференцируется на два подраздела по типу использования водных ресурсов. |
2.1 | Расчет налоговой базы и суммы при заборе воды из водного объекта | Исчисляется взнос в случае забора водных ресурсов. Указываются данные объекта: наименование скважины и номер лицензии, код водопользования (проверяется в порядке заполнения формы, приложение № 4), количество изъятой воды в тысячах кубометров, лимит по лицензии и сверхлимит. Производится расчет — лимит и превышенный объем умножаются на соответствующие ставки и на повышающий коэффициент. В последней ячейке указывается исчисленная сумма налога к уплате. Раздел 2.1 заполняется отдельно для каждого объекта и для каждой ставки. |
2.2 | Расчет налоговой базы и суммы при использовании водного объекта, за исключением забора воды | Данные формируются аналогично разделу 2.1. В этом блоке учитываются все остальные способы использования водных ресурсов, кроме забора. |
По какой форме и куда отчитываться
Бланк КНД 1151072 не обновлялся. Форма декларации и порядок ее заполнения закреплены в Приказе ФНС №ММВ-7-3/497@ от 09.11.2015 .
Формат сдачи определяется численностью сотрудников организации или ИП. Если, судя по налоговому отчету о среднесписочной численности за прошлый год, в организации работают 100 человек, направляйте декларацию в электронном виде ( п. 3 ст. 80 НК РФ ). Если в учреждении трудятся меньше 100 человек, есть возможность выбрать способ сдачи — на бумаге или в электронной форме.
В ст. 333.15 НК РФ указано, куда сдают декларации по водному налогу: в территориальную налоговую инспекцию по месту нахождения объекта водопользования. Крупнейшие налогоплательщики отчитываются в ИФНС по месту постановки на учет в качестве крупнейших.
Помимо бумажной формы и электронного формата приказом ФНС № ММВ-7-3/497 закреплён порядок заполнения декларации по водному налогу.
Внести необходимые сведения необходимо в следующие части декларации:
- титульный лист;
- данные о физлице (не ИП);
- Раздел № 1 – размер налога к отчислению в бюджет;
- Раздел № 2 – расчет налоговой базы и величины налога.
Заметим, что у второго раздела есть 2 подраздела:
- 2.1 – расчет базы и величины водного налога при взятии воды из водного объекта;
- 2.2 – расчет базы и размера водного налога при использовании объекта (без забора воды).
В зависимости от видов водопользования, на которые у предприятия (ИП) есть лицензия, заполняют один или оба подраздела Раздела 2 декларации.
Ниже разобран стандартный пример заполнения декларации водного налога в 2017 году.
ПРИМЕР
ООО «Гуру» во II квартале 2017 года забрало из артезианской скважины 150 000 куб. м воды. Из них – 100 000 куб. м в пределах квартального лимита, а 50 000 куб. м – сверх того. Скважина предприятия расположена в селе, которое находится рядом с бассейном реки Кубань. Это Северо-Кавказский экономический район.
Базовая налоговая ставка для этих подземных вод составляет 570 рублей за тысячу кубических метров. Итоговая налоговая ставка равна:
570 руб. за тыс. куб. м × 1,52 (коэффиц. в 2017 г.) = 866,4 рубля за тыс. куб. м.
Сумма налога за II квартал 2017 года:
100 тыс. куб. м × 866,4 руб. за тыс. куб. м + 50 тыс. куб. м × 866,4 руб. за тыс. куб. м × 5 = 303 240 рублей.
Далее с полученными цифрами за II квартал 2017 года показан образец заполнения декларации по водному налогу в 2017 году.
Распространенные ошибки при заполнении декларации
Многие начинающие часто допускают ошибки при заполнении декларации, после которых возникают проблемы, документ приходится переписывать и нести в ФНС заново. Среди наиболее распространенных ошибок отмечают:
- При заполнении указывается не полное, а сокращенное название организации. Например, вместо Общество с ограниченной ответственностью пишут ООО.
- В документации необходимо указывать данные лиц, то есть, фамилию, имя и отчества. Иногда эти данные указывают сокращенно, однако, рекомендуется вписывать полные ФИО, без сокращений.
- Заполняя ИНН, следует помнить, что если поле состоит из 12 ячеек, а вам необходимо вписать 10 цифр, то в оставшихся 2 ячейках строго ставятся нули.
- Некоторые налогоплательщики считают, что на титульном листе достаточно указать ИНН и наименование организации. Такой подход в корне неверен — необходимо заполнять все необходимые данные.
Подавать декларацию в первый раз рекомендуется как можно раньше, чтобы в случае каких-либо ошибок при заполнении налогоплательщик смог переписать документы — и успеть подать их заново в установленный срок.
Объектами налогообложения являются различные способы использования ресурсов (ст. 333.19 НК РФ):
- забор воды;
- пользование акваторией;
- использование воды для гидроэнергетики;
- сплав древесины по воде.
Налог рассчитывается как произведение трех показателей: налоговой базы, действующей ставки и повышающего коэффициента. Налоговая база — это количество потребленной воды за отчетный период. Ставка — тариф для конкретного региона. Коэффициент — это корректирующий индекс, который меняется каждый год.
Ежеквартальный взнос в бюджет рассчитывают по формуле: налог = налоговая база × действующая ставка × корректирующий коэффициент.
Представим таблицу с коэффициентами и тарифами по водоснабжению. Эти тарифы применяются только для коммерческих целей, для бытового обслуживания граждан используется другая тарифная сетка.
Год | Повышающий коэффициент | Тариф за 1000 м³, руб. |
2020 | 2,31 | 162 |
2021 | 2,66 | 186 |
2022 | 3,06 | 214 |
2023 | 3,52 | 246 |
2024 | 4,05 | 283 |
2025 | 4,65 | 326 |
Для определения количества использованной по лицензии воды необходимо поставить водоизмерительные приборы. Если таких приборов нет, то расчет осуществляется по базовым региональным нормативам.
Сроки отчетности и уплаты налога
Водный налог следует перечислять в бюджет ежеквартально. Крайний срок для отправки рассчитанной суммы — 20-е число месяца, идущего за отчетным кварталом.
Декларация подается в те же сроки:
4 квартал 2020 года — до 20 января включительно;
1 квартал 2021 года — до 20 апреля включительно;
2 квартал 2021 года — до 20 июля включительно;
3 квартал 2021 года — до 20 октября включительно;
4 квартал 2021 года — до 20 января включительно.
Если день сдачи декларации и уплаты налога приходится на выходной день, можно исполнить обязательства в следующий ближайший рабочий день.
Декларацию надо сдавать, даже если облагаемый водный объект не используется или деятельность в принципе не ведется. Пока у организации есть лицензия на водопользование, она обязана подавать декларацию по водному налогу.
Отчетность подается в ИФНС по месту использования водного объекта. Организации, у которых среднесписочная численность в 2020 году была больше 100 человек, сдают отчет электронно. Остальные могут выбирать между бумажной и электронной формой.
Декларацию в налоговую в срок и без ошибок! Дарим доступ на 14 дней в Экстерн!
Инструкция по заполнению декларации: применение кодов (водопользования и иных)
Один из ключевых нюансов подготовки декларации по водному налогу — корректное указание кодов:
- Водопользования.
Данный код прописывается в поле 050 подраздела 2.1 раздела 2, а также в поле 060 подраздела 2.2. Он определяется исходя:
- из экономического района, в котором расположен источник водных ресурсов;
- характеристик бассейна реки, к которому относится соответствующий источник
Установить, какой именно код использовать, можно с помощью приложения № 4 к Порядку, утвержденному приказом ММВ-7-3/497.
- Цели забора воды.
Фиксируется данный код в строке 080 подраздела 2.1 раздела 2.
Здесь возможно 3 варианта:
- снабжение водой граждан (код 1);
- использование подземных вод для продажи после проведения необходимой обработки и упаковки (код 2);
- прочие цели, например для использования в промышленном цикле (код 3).
Декларация по водному налогу пример заполнения 2017
Все пользователи водными ресурсами на основании положений налогового права, в частности гл. 25.2 НК РФ, должны перечислять в бюджет водный налог.
Налог относится к категории федеральных и требования его уплаты распространяются на всю территории страны.
Помимо того, что плательщики налога, имеющие как статус юридических, так и физических лиц должны осуществлять уплату бюджетного платежа, у них возникает необходимость составлять и сдавать в инспекцию ФНС декларацию по налогу.
Налоговый отчет призван продемонстрировать, насколько правомерно произведен расчет налога и идентична ли сумма налога, указанная в документе, фактически перечисленной в казну.
Форма декларации по водному налогу 2017 утверждена приказом ФНС № ММВ-7-3/497 от 09 ноября 2015г. Декларацию по водному налогу (пример заполнения 2017 и форма) доступна для скачивания по указанной ниже ссылке.
Заполняем раздел по забору воды
Расчет водного налога по забору воды из водных источников зависит от лимита водопользования, установленного в лицензии (договоре водопользования).
Исключением является забор воды для водоснабжения населения, объем которого не лимитируется. Поэтому в подразделе 2.1 указывают квартальное значение лимита водопользования, а общий объем забранной воды разбивается на два значения: в пределах лимита и сверх него.
Соответственно, приводятся и две ставки налога. Ставка для объема в пределах лимита определяется по данным подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ в зависимости от расположения водного объекта и его типа (поверхностный или подземный). Для 2015 года она, в соответствии с п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ, умножается на повышающий коэффициент 1,15. Ставка для сверхлимитного объема получается 5-кратным увеличением ставки, рассчитанной для объема в пределах лимита (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).
Об актуальных законодательных изменениях по водному налогу говорится в материале «Изменения в НК РФ по водному налогу в 2015 году».
Суммы налога по каждому объему рассчитываются путем умножения соответствующего объема на соответствующую ставку. Результат сложения этих двух сумм отражается в итоговой строке подраздела 2.1.