Понятие и основные принципы охраны труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и основные принципы охраны труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Охрана труда работников может входить в обязанности непосредственного работодателя, специалиста по ОТ или работников службы. В ст. 217 ТК РФ сказано, что вводить штатную единицу или отдел нужно лишь в том случае, если в компании работает более 50 человек.

Какие документы по охране труда подготовить

Все мероприятия по охране труда нужно не только проводить, но и документировать. В противном случае очередной визит инспектора ГИТ обернется разбирательствами и выплатой штрафов. Оптимизация и систематизация документооборота позволит избежать проблем.

Таблица. Охрана труда: документы 2020

Положения Положение о СУОТ

Положение о службе охраны труда

Положение о проведении стажировки на рабочем месте вместе с программами стажировки

Положение об обеспечении работников СИЗ

Приказы по охране труда · Приказ о назначении ответственных лиц за охрану труда

· Приказ руководителя о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда

· Приказ об утверждении инструкций по охране труда

· Приказ об организации бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств

· Приказ об утверждении перечня рабочих мест и списка сотрудников, для которых в санитарно-бытовых помещениях обеспечивается наличие мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом

· Приказ о создании комиссии по проведению спецоценки

· Приказ об утверждении графика проведения СОУТ

· Приказ о подготовке плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда

· Приказ о назначении лица, ответственного за присвоение неэлектротехническому персоналу I группы по электробезопасности

· Приказ о назначении ответственного за эксплуатацию стеллажей

Журналы · Журнал регистрации вводного инструктажа

· Журнал регистрации НС

· Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу

· Журнал инструктажа на рабочем месте

· Журнал инструктажей по пожарной безопасности

Программы · Программа проведения вводного инструктажа по ОТ

· Программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте

· Программа производственного санитарного контроля

· Программы обучения по ОТ по должностям, профессиям

· Программа действий по улучшению условий и охраны труда

Перечни и списки · Перечень профессий и должностей сотрудников, освобожденных от первичного инструктажа

· Список работников, которые подлежат медицинским осмотрам

· Перечень рабочих мест и список лиц, для которых обязательна выдача смывающих и обезвреживающих средств

· Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям

· Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу группы I по электробезопасности

· Перечень профессий и должностей, которым положена бесплатная спецодежда, спецобувь и другие СИЗ

Инструкции Должностные инструкции для специалистов службы охраны труда

Инструкции по охране труда на каждую профессию или должность

Прочие документы Копии сертификатов и деклараций соответствия СИЗ и смывающих средств

Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты

Важно! Это не исчерпывающий перечень документов по охране труда. Список может пополняться в зависимости от специфики деятельности компании.

Охрана труда 2017 – 2018: новые правила

В законодательство по охране труда в 2017 году внесли поправки. Одно из главных изменений в правила по охране труда – 2017 – это введение оценки профессиональной квалификации в форме профессионального экзамена, который проводят специализированные центры. Соответствие квалификации профстандарту может быть по инициативе как физлица, так и работодателя.

Другое новшество – новые ГОСТы по охране труда с 2017 года. Дополнительные требования к физическим факторам на рабочих местах установлены новым СанПиН 2.2.4.3359-16. В документе перечислены нормативы по освещенности, вибрации, электромагнитным полям, микроклимату, шуму, излучению, ультра- и инфразвуку. Выявить несоответствие нормативам и наличие вредных факторов можно в процессе проведения спеоценки условий труда.

Штрафы за нарушение требований охраны труда

Если не соблюдать правила и нормы по охране труда, компания и ее должностное лицо могут быть привлечены к административной ответственности. Размеры штрафов смотрите в таблице.

Вид нарушения Штрафы для должностного лица и ИП Штрафы для компании
Любое нарушение государственных нормативных требований охраны труда (п. 1 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ) Штраф от 2000 до 5000 руб. При этом в отношении должностных лиц вместо наложения штрафа возможно предупреждение.

За повторное нарушение — штраф от 30 000 до 40 000 руб. При этом вместо штрафа в отношении предпринимателей возможно приостановление деятельности до 90 суток, а в отношении должностных лиц — дисквалификация от года до трех лет

Штраф от 50 000 до 80 000 руб.

За повторное нарушение — штраф от 100 000 до 200 000 руб.

или приостановление деятельности до 90 суток

Нарушение порядка проведения спецоценки условий труда или непроведение спецоценки (п. 2 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ) Штраф от 5000 до 10 000 руб. При этом в отношении должностных лиц вместо наложения штрафа возможно предупреждение.

За повторное нарушение — штраф от 30 000 до 40 000 руб. При этом вместо штрафа в отношении предпринимателей возможно приостановление деятельности до 90 суток, а в отношении должностных лиц — дисквалификация от года до трех лет

Штраф от 60 000 до 80 000 руб.

За повторное нарушение — штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток

Допуск сотрудника к работе без прохождения обучения и проверки знаний по охране труда, без обязательных медосмотров или при наличии медицинских противопоказаний (п. 3 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ) Штраф от 15 000 до 25 000 руб.

За повторное нарушение — штраф от 30 000 до 40 000 руб. При этом вместо штрафа в отношении предпринимателей возможно приостановление деятельности до 90 суток, а в отношении должностных лиц — дисквалификация от года до трех лет

Штраф от 110 000 до 130 000 руб.

За повторное нарушение — штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты** (например, каской для защиты головы) (п. 4 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ) Штраф от 20 000 до 30 000 руб.

За повторное нарушение — штраф от 30 000 до 40 000 руб. При этом вместо штрафа в отношении предпринимателей возможно приостановление деятельности до 90 суток, а в отношении должностных лиц — дисквалификация от года до трех лет

Штраф от 130 000 до 150 000 руб.

За повторное нарушение — штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности до 90 суток

Читайте также:  Можно ли официально работать получая пенсию по потере кормильца в 2023 году

За что отвечает служба охраны труда

В обязанности и задачи представителя службы ОТ входит:

  • Организация расследования, анализирование причин ЧП, разработка рекомендаций по профилактике таких ситуаций;
  • Создание и внедрение программ для улучшения качества трудовых условий;
  • Оказание поддержки подразделениям в вопросах трудовой охраны;
  • Помощь в подготовке документов и списков, связанных с ОТ, включая бумаги на прохождение медосмотра, выдачу специальной одежды, договоры и соглашения, касающиеся изменения рабочего графика;
  • Регулярно заполнять и сдавать отчет по ОТ, хранить все документы, связанные с данной областью.;
  • Организовывать прохождение учебы по безопасности для сотрудников предприятия;
  • Контролировать и проверять состояние ОТ в отделениях фирмы.

Новое в законодательстве

С 2019 года изменения коснулись правил эксплуатации энергоустановок. Теперь контроль за соблюдением правил ОТ при использовании такого оборудования осуществляет Госэнергонадзор.

Также появились изменения в ТБ при выполнении работ на высоте, в строительной сфере и эксплуатации некоторых инструментов. Например, лестницы, используемые при высотных работах, обязательно проходят предварительные испытания. Ручные инструменты должны находиться в исправном состоянии и полностью отвечать требованиям безопасности.

Справка! Также теперь специальная оценка трудовых условий проводится на всех без исключения предприятиях. Она не может быть проведена в несколько этапов, а должна носить целостный характер.

Охрана трудовых условий должна занимать значительное место в любой организации. Термин состоит из множества понятий и разделов. Каждый из них позволяет обеспечить безопасную деятельность каждого работника любой сферы, включая инженера, научного сотрудника и прочее. Основные рекомендации и правила можно найти в ТК, где отражены ГОСТы и нормы, касающиеся безопасности на работе. Регулярные проверки качества и эффективности ОТ позволяют выявить нарушения, направить рекомендации для их устранения. Особенно важна ОТ в ДОУ, где в учреждении постоянно пребывает большое количество детей. Потому организация трудовой охраны и ТБ, входящей в ее состав, должна быть простой, правильной и понятной для сотрудников.

Организация охраны труда

Различают государственный, региональный, муниципальный и корпоративный (локальный) уровни управления охраной труда.

В соответствии со ст. 216 ТК государственное управление охраной труда осуществляется Правительством непосредственно или по его поручению Минтруда и другими федеральными органами исполнительной власти.

Минтруда в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 610, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере условий и охраны труда. Имея в своем составе Департамент условий и охраны труда (Положение о нем утверждено приказом Минтруда РФ от 25 июля 2012 г. № 31), министерство, в частности, готовит предложения по разработке федеральных целевых и ведомственных программ по улучшению условий и охраны труда, осуществляет контроль за исполнением данных программ, разрабатывает и внедряет механизмы управления профессиональными рисками в системах управления охраной труда.

Эффективность регионального уровня управления охраной труда зависит от нормотворческой и правоприменительной активности органов власти субъектов РФ.

Положительный опыт накоплен в Москве. Здесь успешно используют в качестве главных составляющих организационной структуры, во-первых, функцию координации органов государственной власти, работодателей и общественности, а во-вторых, метод производственной демократии.

Статья 17 Закона г. Москвы от 12 марта 2008 г. № 11 «Об охране труда в городе Москве» (с изменениями от 24 июня 2015 г.) предусматривает различные формы общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в данной области. Так, профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы могут создавать собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

Причем данный региональный закон, подчеркивая авторитетность общественных формирований, предусматривает иную концептуальную модель их участия в мероприятиях по обеспечению охраны труда. Ее суть в том, что соответствующие органы профессиональных союзов Москвы имеют право осуществлять выдачу работодателям представлений, содержащих обязательные к выполнению требования об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников в области охраны труда. Напомним, что юридическая сила полномочий профсоюзных надзорных инстанций в соответствии с ТК невелика, поскольку ст. 370 предусматривает всего лишь обязательность рассмотрения требований общественных инспекторов труда.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 10 ноября 2009 г. № 1212-ПП (с изменениями от 3 июля 2015 г.) утверждены положения о системе государственного управления охраной труда и о межведомственной комиссии по охране труда. Последняя является постоянно действующим самостоятельным органом. Ее основная задача — координация деятельности органов исполнительной власти Москвы, территориальных органов государственного надзора и контроля, социального страхования, объединений профсоюзов и работодателей по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.

Третий уровень управления охраной труда — самый молодой из рассматриваемых управленческих ступеней, поскольку введен только летом 2011 г. Примером может служить Муниципальная целевая программа улучшения условий и охраны труда на 2011–2016 гг., утвержденная постановлением главы МСУ Тоншаевского района Нижегородской области от 16 мая 2011 № 6. Примечательно, что в данной программе отсутствует финансовая составляющая охранительных мероприятий, которые в основном связаны с оказанием методической помощи работодателям и работникам, их информационным обеспечением, обучением персонала правилам охраны труда.

Читайте также:  Выплаты и пособия на ребенка в Красноярском крае и Красноярске в 2023 году

Четвертый уровень связан с локальным управлением охраной труда. Охрана труда — в основном сфера публичного, а не договорного права. Работодатели неохотно заключают локальные соглашения по охране труда и (или) коллективные договоры, содержащие полновесные разделы, посвященные своим обязательствам в данной области. Возможно, поэтому, не надеясь на эффективность социального партнерства, законодатель установил порой жесткие требования, связанные с безопасностью на производстве.

Анализ законодательства позволяет говорить, что на данной ступени управления прописана острая необходимость выполнения двух базовых предписаний: во-первых, соблюдения работодателем правовых норм, носящих ярко выраженный императивный характер, а во-вторых, участия работников в осуществлении мероприятий, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда.

Управление охраной труда на производстве возложено на специализированную службу (ст. 217 ТК). Варианты создания службы зависят от количества работников. Если численность превышает 50 человек, то должно быть создано специализированное подразделение или в штатное расписание вводится должность специалиста по охране труда. Если у работодателя трудятся менее 50 человек, то функции данной службы работодатель или выполняет сам, или поручает соответствующие обязанности другому работнику, или приглашает специалиста по охране труда, заключая с ним гражданско-правовой договор о возмездном оказании услуг.

Состав службы охраны труда определяется работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду. Минтруд РФ постановлением от 8 февраля 2000 г. № 14 утвердил соответствующие Рекомендации, в соответствии с которыми структура службы и численность ее специалистов определяются в зависимости от численности работников, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов.

В соответствии с национальным стандартом безопасности труда участие работников является важнейшим элементом системы управления охраной труда в организации (п. 4.2.1). Статья 218 ТК предусматривает возможность создания комитетов (комиссий) по охране труда. Типовое положение об этом паритетном органе утверждено приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 мая 2006 г. № 413. Комитет (комиссия) является составной частью системы локального управления охраной труда, а также одной из форм участия работников в управлении организацией. Его работа строится на принципах социального партнерства. Поэтому при разработке локальных положений о комитете (комиссии) следует иметь в виду, что данный орган создается на паритетной основе из представителей работодателя, профсоюзов и иных представителей работников. Комитет может избрать из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря. Члены комитета выполняют свои обязанности на общественных началах, как правило, без освобождения от основной работы, если иное не предусмотрено в коллективном договоре.

Что такое охрана труда и ее опасные факторы — вредные процессы на производстве, негативно отражающиеся на здоровье работников. Опасные обстоятельства:

  • физический фактор — машины и механизмы, вибрации и высокая степень шума, электромагнитные излучения, плохая освещенность, повышенное статическое электричество;
  • химические обстоятельства — соединения и вещества, обладающие токсичным, раздражающим, мутагенным действием на человеческий организм;
  • биологические причины — патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности;
  • психофизиологические обстоятельства — монотонность работы, умственное и физическое перенапряжение, эмоциональные перегрузки.

Ответственность за нарушение охраны труда

Охрана труда имеет значение не только для работников и работодателей, но и для государства. Сейчас все чаще уделяют внимание профилактике заболеваний и травматизма, нежели расследованию таких случаев. Чтобы заставить работодателей соблюдать нормы и требования, уделять внимание защите работников, законодатели изменили КоАП РФ. Появилась ст. 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации».

За халатное отношение к вопросам охраны труда в организации предусмотрено и уголовное преследование. Так, если работники погибнут или станут инвалидами, работодателя привлекут к ответственности по ст. 143, 216 или 217 УК РФ. Стоит отметить, что степень виновности каждого руководителя и специалиста по ОТ определят в ходе расследования.

Ответственность за нарушения правил охраны труда

Государство стремится, прежде всего, не допускать случаев травматизма и возникновения профессиональных болезней. Чтобы воздействовать на работодателей, заставить их заботиться о работниках и соблюдать установленные нормы, законодатели дополнили Кодекс об административных правонарушениях РФ новой статьей 5.27.1. Теперь недобросовестное отношение к охране труда чревато уголовным преследованием. Халатный работодатель, допустивший инвалидность и тем более гибель работника, понесет наказание согласно статьям Уголовного кодекса РФ 143, 216, 217. Степень вины каждого специалиста и руководителя устанавливается следствием.

Таблица. Охрана труда: документы 2020

Положения

Положение о СУОТ

Положение о службе охраны труда

Положение о проведении стажировки на рабочем месте вместе с программами стажировки

Положение об обеспечении работников СИЗ

Приказы по охране труда

Приказ о назначении ответственных лиц за охрану труда

Приказ руководителя о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда

Приказ об утверждении инструкций по охране труда

Приказ об организации бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств

Приказ об утверждении перечня рабочих мест и списка сотрудников, для которых в санитарно-бытовых помещениях обеспечивается наличие мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом

Приказ о создании комиссии по проведению спецоценки

Приказ об утверждении графика проведения СОУТ

Приказ о подготовке плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Приказ о назначении лица, ответственного за присвоение неэлектротехническому персоналу I группы по электробезопасности

Приказ о назначении ответственного за эксплуатацию стеллажей

Журналы

Журнал регистрации вводного инструктажа

Журнал регистрации НС

Журнал учета присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу

Журнал инструктажа на рабочем месте

Журнал инструктажей по пожарной безопасности

Программы

Программа проведения вводного инструктажа по ОТ

Программы проведения первичного инструктажа на рабочем месте

Программа производственного санитарного контроля

Программы обучения по ОТ по должностям, профессиям

Программа действий по улучшению условий и охраны труда

Перечни и списки

Перечень профессий и должностей сотрудников, освобожденных от первичного инструктажа

Список работников, которые подлежат медицинским осмотрам

Перечень рабочих мест и список лиц, для которых обязательна выдача смывающих и обезвреживающих средств

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям

Перечень должностей и профессий, требующих присвоения персоналу группы I по электробезопасности

Перечень профессий и должностей, которым положена бесплатная спецодежда, спецобувь и другие СИЗ

Инструкции

Должностные инструкции для специалистов службы охраны труда

Инструкции по охране труда на каждую профессию или должность

Прочие документы

Копии сертификатов и деклараций соответствия СИЗ и смывающих средств

Личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты

Читайте также:  Алименты с безработного

Охрана труда. Основные понятия

Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Фе­дерации:

Охрана труда — система сохранения жизни и здо­ровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономичес­кие, организационно-технические, санитарно-гигиени­ческие, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда — совокупность факторов производ­ственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор — производ­ственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор — производ­ственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место — место, где работник должен нахо­диться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защи­ты работников — технические средства, используе­мые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производствен­ных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Сертификат соответствия организации работ по охране труда — документ, удостоверяющий соответ­ствие проводимых работодателем работ по охране тру­да государственным нормативным требованиям охра­ны труда.

Техника безопасности и охрана труда в организации: понятие

Обратимся к нормативным актам, контролирующим деятельность предприятий. В них указано, что руководитель (по иерархической системе ответственность распространяется с увеличением степени от начальника смены до главного руководства) обязан принимать решения, связанные с ТБ.

В компаниях, где численность сотрудников превышает 50 человек, необходимо ввести должность начальника по ОТ или целый отдел. На практике часто полномочия накладываются на старые кадры с дополнительными обязательствами.

Есть третий вариант – заказать услуги аутсорсинга, то есть приглашать стороннего специалиста для проведения плановых мероприятий и решения внеплановых проблем. Последний предложенный способ имеет ряд преимуществ:

  • Профессионал подкован в знании норм охраны труда и тех безопасности, имеет активный опыт работы и профильное образование. По доступной цене вы получаете высококвалифицированного сотрудника.
  • Это внештатная должность, руководство избегает дополнительной бумажной волокиты.
  • Происходит значительная экономия бюджета.

Ответственность за нарушение правил ТБ

В случае чрезвычайной ситуации проводится внутреннее расследование. если был нанесен тяжкий вред здоровью или имуществу, а тем более летальный исход, или установлены несогласные с результатами, то расследовать инцидент будут правоохранительные органы.

Ответственные стороны (ими обычно устанавливаются в разной мере – сотрудник, специалист службы ОТ, руководитель) могут получить разную степень наказания. От дисциплинарного взыскания (обычно используются по отношению к среднестатистическому рабочему) до признания уголовного преступления при выявлении преднамеренного нанесения тяжелой степени урона.

Стандартным вариантом развития событий является наложение штрафа (административная ответственность) и компенсация причиненного ущерба, а также снятие с должности – временное или увольнение, выговор и пр.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Работодатели, профсоюзы и госорганы, их роль в соблюдении Закона об охране труда

Большинство норм и требований, которые содержаться в документе, касается именно обязанностей работодателей в данной сфере. Они ответственны за подбор персонала и его обучение охране труда, именно наниматель должен оборудовать рабочие места, следить за безопасностью выполнения работ, обеспечивать сотрудников необходимыми средствами индивидуальной и коллективной защиты, проводить аттестацию рабочих мест и др.

Именно работодатель должен находить резервы для финансового обеспечения мероприятий, направленных на ОТ.

Руководитель компании курирует службу по ОТ на предприятии или сам является тем должностным лицом, который отвечает за соблюдение норм и требований по ОТ.

Профсоюзные организации также имеют ряд прав в отношении реализации некоторых вопросов охраны труда работников.

На госорганах лежит задача контроля за тем, чтобы руководители компании и отвечающие за данное направление специалисты четко следовали принципам и нормам по обеспечению безопасного труда.

За нарушение требований, закрепленных нормативно-правовыми актами в сфере труда и трудового права, предусмотрена ответственность.

Например, отсутствие у работников, осуществляющих деятельность в опасных производственных условиях, средств индивидуальной защиты, может обернуться:

  • штрафом в 20-30 тыс. руб. в отношении должностных лиц и предпринимателей, ведущих деятельность в статусе ИП (индивидуальные предприниматели);
  • штрафом в 130-150 тыс. в отношении организаций.

Другой пример – допущение к работе сотрудников без проверки знаний по охране труда или без прохождения медосмотров. Штрафы:

  • в отношении должностных лиц – 15-25 тыс.;
  • в отношении ИП – 20-30 тыс.;
  • в отношении организаций – 110-130 тыс.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *