Учет программных продуктов в государственных (муниципальных) учреждениях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет программных продуктов в государственных (муниципальных) учреждениях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии СГС «Нематериальные активы» и п. 151.2 Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансовом счёте 0 111 60 000. Одним из условий отражения в учёте является его использование в деятельности учреждения свыше 12 месяцев.

Правила оформления электронных первичных документов

Электронные первичные учетные документы (сводные электронные первичные учетные документы) и электронные регистры бухгалтерского учета составляются в форме электронного документа, подписанного (п. 1 Методических указаний):

  • квалифицированной электронной подписью (далее – ЭЦП);

  • простой электронной подписью (далее – простая ЭП) – в случаях, предусмотренных Методическими указаниями.

В соответствии с пояснениями по оформлению электронных первичных документов, доведенными Письмом Минфина России № 02-07-07/98091, условия для принятия электронных первичных учетных документов к учету следующие:

1) заполнение всех реквизитов электронного первичного документа;

2) наличие квалифицированной электронной подписи руководителя учреждения (уполномоченного им лица).

Лицо, ответственное за формирование электронного документа, не заполняет поля электронного первичного документа, предназначенные для бухгалтерских записей либо отметок бухгалтерии (Письмо Минфина России № 02-07-07/98091).

Обратите внимание: документы, форма которых предусматривает наличие нескольких подписей, включая ЭП, можно принять к учету только при наличии в них ЭЦП, например, руководителя или главного бухгалтера (п. 3 Методических указаний).

Отметим, что на основании Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ с 2022 года реализована возможность получения автономными учреждениями квалифицированной ЭЦП на безвозмездной основе в удостоверяющем центре ФНС.

В соответствии с п. 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 первичные электронные документы формируются с указанием предусмотренных унифицированными формами электронных документов реквизитов и соответствующих им согласно общероссийским классификаторам (классификациям) технико-экономической информации при автоматизированной обработке и обмене информации кодов.

При создании электронного первичного документа допускается внесение следующих изменений:

Изменения электронного первичного документа

Обоснование

Изменение размера граф и строк

Пункт 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091

Включение дополнительных строк (подразделов), которые предусмотрены унифицированной формой

Добавление вкладных листов

В бухгалтерском учете расходы бюджетного учреждения по предоставлению доступа к программному обеспечению относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ до 01.01.2021 (Порядок N 209н, Приказ Минфина от 30.11.2018 N 246н).

Если учреждение получило компьютерную программу в пользование, отразите ее на забалансовом счете 01.

Варианты пакета документов при покупке программы

Вариант покупки Документальное оформление
Покупка у оптовика · лицензионный договор;

· акт приема передачи

Покупка в розничной сети · лицензионный договор на коробке программы,

· накладная,

· документ об оплате

Приобретение по интернету · лицензионный договор с сайта, через который приобреталось ПО,

· документ об оплате,

· электронное письмо в печатном виде, которое указывает на покупку программы

Перечисленные первичные документы позволяют зафиксировать затраты на покупку программного продукта в бухгалтерии.

Регистрация прав на программный продукт

При приобретении или создании программного продукта встает вопрос о регистрации прав на него. Согласно ст. 1262 Гражданского кодекса правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Заявка на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных (заявка на регистрацию) должна относиться к одной программе для ЭВМ или к одной базе данных.

Согласно п. 2 ст. 1262 Гражданского кодекса заявка на регистрацию должна содержать:

  • заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных с указанием правообладателя, а также автора, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового, и места жительства или места нахождения каждого из них;
  • депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном размере или наличие оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины либо для уменьшения ее размера, либо для отсрочки ее уплаты.

Согласно ст. 333.30 Налогового кодекса при обращении в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти за совершением действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы соответственно в Реестре программ для ЭВМ, Реестре баз данных и Реестре топологий интегральных микросхем, включая выдачу заявителю свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы, а также публикацию сведений о зарегистрированной программе для ЭВМ, базе данных и топологии интегральной микросхемы в официальном бюллетене в следующих размерах:

  • для организации — 2600 руб.;
  • для физического лица — 1700 руб.;
  • за внесение изменений в документы и материалы к заявке на регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы до публикации в официальном бюллетене — 700 руб.
Читайте также:  Как получить накопительную часть пенсии единовременно в 2023 году

При этом следует помнить, что согласно пп. 4 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса от уплаты государственной пошлины, установленной гл. 25.3 Налогового кодекса, освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой, за исключением случаев, предусмотренных пп. 124 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса.

Правила оформления заявки на регистрацию установлены Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. N 324 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на государственную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявок на государственную регистрацию базы данных, их рассмотрения и выдачи в установленном порядке свидетельств о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных».

В случае если бюджетное или автономное учреждение для приобретения программного продукта привлекают средства от деятельности, приносящей доход, и будут в дальнейшем использовать программный продукт в данной деятельности, следует обратить внимание на формулировки, используемые в договоре. Это связано с тем, что передача исключительных прав на основании лицензионного соглашения и оплата услуг по созданию программных продуктов для ЭВМ не являются идентичными операциями. Передача исключительных прав на основании лицензионного соглашения, в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса, не облагается НДС, а оплата услуг по созданию программного продукта для ЭВМ облагается НДС в общеустановленном порядке и подлежит последующим вычетам в соответствии с требованиями п. 1 ст. 172 Налогового кодекса. Данная позиция определена в Письме Минфина России от 21 сентября 2009 г. N 03-07-07/69.

Списание программного продукта

Списание программных продуктов в государственных (муниципальных) учреждениях в большинстве случаев осуществляется по двум причинам: прекращение использования программного продукта и внутриведомственная передача программного продукта.

Прекращение использования программного продукта может быть связано с его моральным износом и необходимостью использования новых программных продуктов в деятельности государственного (муниципального) учреждения.

Учитывая тот факт, что программные продукты в большинстве случаев относятся к особо ценному движимому имуществу, то для их списания необходимо получение согласия учредителя в соответствии с п. 10 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для бюджетных учреждений и п. 2 ст. 3 Закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» для автономных учреждений.

Передача неисключительного права по лицензионному договору

В бухгалтерском учете доход от предоставления нематериального актива в пользование организация-лицензиар отражает в составе доходов от обычных видов деятельности. Если предоставление нематериальных активов в пользование не является одним из видов деятельности организации (п.п. 5,7 ПБУ 9/99 «Доходы организации»), то в составе прочих доходов.

Поскольку лицензиар остается обладателем исключительного права на нематериальный актив, то с баланса он его не списывает. По этой причине лицензиар продолжает начислять амортизацию по нематериальным активам, предоставленным в пользование (п. 38 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»). Амортизация отражается в составе расходов по обычным видам деятельности, если предоставление прав использования НМА является одним из видов деятельности организации-лицензиара. Если выручка от передачи НМА учитывается в составе прочих доходов (счет 91.01 «Прочие доходы»), то амортизация относится, соответственно, на счет 91.02 «Прочие расходы» (п. п. 5, 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Операции по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности освобождаются от обложения НДС при наличии лицензионного договора (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). Освобождение от НДС применяется:

  • независимо от государственной регистрации исключительных прав на такие программы и базы (письмо Минфина РФ от 01.04.2008 № 03-07-15/44);
  • независимо от способа передачи (на материальном носителе или через интернет) результатов интеллектуальной деятельности (письмо Минфина РФ от 18.08.2008 № 03-07-07/79).

Учет на забалансовых счетах в 1С

В результате передачи объекта нефинансового актива в пользование в Инвентарной карточке (ф. 0504031) должна быть сделана запись о передаче объекта (части объекта) в пользование иному юридическому лицу. При этом ответственным за сохранность переданных ценностей назначается руководитель или уполномоченное им лицо, принявшего объект (часть объекта) в пользование.

Организации повседневно сталкиваются с ситуациями, когда отразить имущество на балансовых счетах не представляется возможным. В бухгалтерском учете для отражения операций с ценностями, не являющееся объектами балансового учета используются забалансовые счета. Следует обратить внимание, что информация за забалансовому учету так же, как и по балансовому, отражается в отчетности (справка по забалансовым счетам ф.050730, ф.0503130 и ф. 050830), в связи с чем необходимо соблюдать корректность вводимых данных, чтобы не исказить отчетность.

Читайте также:  Особенности возврата мебели продавцу

Бухгалтерский учет программного обеспечения

Документальное оформление и договорные отношения:

Поставка сопровождается актом приема-передачи и лицензионным соглашением по форме рекомендованной производителем и владельцем исключительных прав на программы, например фирмой 1С.При покупке программного обеспечения, покупатель (Лицензиат), заключает лицензионное соглашение, с разработчиком владельцем исключительных прав (Лицензиаром), в котором определены порядок и условия использования соответствующего программного обеспечения.

В тексте лицензионного соглашения может быть указан срок его действия. В случае, когда в лицензионном соглашении (договоре) срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет (ГК РФ, часть IV, Ст.

Отражение в бухгалтерском и налоговом учете:

При покупке программы у покупателя не возникает исключительного права на приобретаемую программу. Передача прав на использование объектов интеллектуальной собственности производятся в соответствии со Статьей 149, п.2, пп. 26 Налогового Кодекса РФ и освобождаются от обложения НДС.

Покупатель (пользователь) отражает нематериальные активы, полученные в пользование, на забалансовом счете по стоимости, определяемой исходя из установленной цены экземпляра программного продукта (в соответствии с п. 39 ПБУ 14/2007). Платежи за предоставленное право использования программ, отражаются в бухгалтерском учете покупателя (лицензиата) как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора.

В налоговом учете предусмотрено равномерное списание затраты на протяжении срока полезного использования программы вплоть до его истечения (НК РФ, Ст. 272, пункт 1). Соответственно, разницы в отражении операции по покупке программного обеспечения в налоговом и бухгалтерском учете не возникает.

Бухгалтерские проводки по учету программного обеспечения, в том числе и 1С

  • Д 60 К 51 – оплата поставщику за право на использование программы 1С
  • Д 97 К 60 –расходы на программу 1С
  • Д 26(44) К 97 – списание расходов на программу 1С равными долями в течение срока действия лицензионного договора
  • Д 012 – получение в пользование нематериальные активы
  • К 012 — по окончании срока лицензионного договора производится списание стоимости нематериального актива

Вопрос недели: правила применения КОСГУ 2021 году

Вопрос: По какому КОСГУ оплатить расходы по услугам информационного обслуживания, обновления и сопровождения программных продуктов Сообщаю Вам следующее: В бюджетном (бухгалтерском) учете расходы учреждения на приобретение неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на программное обеспечение и его обслуживание относятся на «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

можно полностью списать на затраты в момент ввода в работу. (СПИ) в налоговом учете определяется по техдокументации к ПО.

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс: Документ 1. Как учесть лицензионное программное обеспечение (для бюджетной организации) Лицензионное программное обеспечение (далее — ПО) — это программа для компьютера (ЭВМ), которой учреждение пользуется на основании лицензионного договора. Большинство офисного ПО (Windows, Word, бухгалтерские программы, антивирусные программы) является лицензионным.

Расходы на приобретение лицензионного ПО могут подтверждать ( Минфина от 14.11.2016 N 03-03-06/1/66442): или лицензионный договор, заключенный в форме единого документа и подписанный продавцом (лицензиаром) и покупателем (лицензиатом), а также акт передачи экземпляра ПО, составленный в произвольной форме; или лицензионный договор, изложенный на самом экземпляре ПО или его упаковке («коробочная» лицензия), и накладная или другой подобный документ, а также документ, подтверждающий оплату (если экземпляр ПО приобретен в розницу); или лицензионный договор, изложенный на сайте продавца ПО, и документ, подтверждающий оплату (если ПО приобретено через Интернет) ( Минфина от 28.09.2011 N 03-03-06/1/596).

Рекомендуем прочесть:

Бюджетная классификация в 2022 году: примеры

В соответствии с п.п. 11.5.2, 11.5.3 порядка, утвержденного приказом Минфина России от 29.11.2022 № 209 (далее — Порядок № 209н), расходы на приобретение неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в зависимости от срока их полезного использования подлежат отражению по подстатьям 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования» и 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» КОСГУ соответственно.

Такая взаимоувязка предусмотрена Таблицей соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, применяемая начиная с 1 января 2022 года.

КОСГУ с 2022 года последние новости — новый порядок применения

Новый порядок применения КОСГУ (классификации операций сектора государственного управления) станет обязательным для учреждений государственного сектора уже с 1 января 2022 года. Согласно данному Порядку, единые правила использования кодов КОСГУ будут действовать в отношении составления финансовой, бюджетной и другой отчетности, а также ведения бухгалтерского учета. Из данной статьи вы узнаете про КОСГУ с 2022 года последние новости.

  • изменения кадастровой стоимости участков земли;
  • оприходования объектов нефинансовых активов с забалансового счета;
  • от оприходования имущества в связи с разукомлектацией объектов ОС;
  • безвозмездного приобретения нефинансовых активов;
  • оприходования излишков, обнаруженных в ходе инвентаризации.

Учет антивируса: как; учреждению провести покупку лицензии на; программные продукты

В соответствии с Порядком № 85н расходы на приобретение неисключительных прав на ПО отражаются по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг». Казенные учреждения вместо кода 244 используют код 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий», если нормативным актом соответствующего финансового органа закреплено такое решение.

Если срок действия лицензии превышает 12 месяцев (то есть она действует в течение нескольких отчетных периодов), то расходы на ее приобретение отражаются в качестве расходов будущих периодов (п. 302 Инструкции № 157н). В дальнейшем они относятся на финансовый результат текущего года (на себестоимость продукции, работ, услуг) в порядке, определенном учетной политикой (п. 66, 302 Инструкции № 157н, п. 124 Инструкции № 162н, п. 160 Инструкции № 174н, п. 188 Инструкции № 183н).

Читайте также:  Правила перевозки детей по ПДД в машине в 2023 году

Если же срок действия лицензии не превышает 12 месяцев, то расходы, как правило, относятся непосредственно на текущий финансовый результат (себестоимость продукции, работ, услуг). Однако в рамках формирования учетной политики может быть принято решение об отнесении подобных расходов на расходы будущих периодов (п. 66, 302 Инструкции № 157н, п. 102 Инструкции № 162н, п. 128 Инструкции № 174н, п. 138 Инструкции № 183н).

Примечание. Здесь и далее под учреждениями мы будем понимать государственные и муниципальные учреждения всех типов (казенные, бюджетные, автономные), а также органы государственной власти и органы местного самоуправления в части собственной деятельности (в соответствии с п. 11 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ приравненные к казенным учреждениям).

При покупке лицензии на использование программного продукта «входного» НДС не будет, так как передача неисключительных прав данным налогом не облагается (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). Учреждения могут учесть расходы для налога на прибыль организации, если программный продукт используется в приносящей доход деятельности (КВД 2), — это правило закреплено п. 1 ст. 252 НК РФ.

Сумма списания должна быть зафиксирована в решении комиссии по поступлению и выбытию. Комиссия должна получить документы о том, что право прекращено или заканчивается в срок, или будет продлено, и на этом основании списать остаток по счету 401.50 или принять объект к учету на счет 111.60 — если срок использования больше 12 месяцев. В Решении должно быть зафиксировано, какие права и на что, чтобы определить счет учета. Бухгалтер не является специалистом в области имущественных прав, соответственно должно быть Решение комиссии.

Расходы на приобретение неисключительных прав, ранее учитываемые на счете 401.50 «Расходы будущих периодов», срок полезного использования которых на 1 января 2022 г. составляет менее 12 месяцев, относятся на финансовый результат первым рабочим днем года применения СГС «Нематериальные активы». Данные расходы не формируют стоимость объекта учета — прав пользования нематериальными активами в соответствии с СГС «Нематериальные активы».

«Признание объектов бухгалтерского учета, ранее не признававшихся в составе нематериальных активов и (или) отраженных на забалансовом учете, в составе группы нефинансовых активов согласно СГС «Нематериальные активы» осуществляется операциями 2022 г. по результатам инвентаризации, которая проводится с целью выявления таких объектов бухгалтерского учета.

В соответствии с Инструкцией 157н в Едином плане счетов бухгалтерского учета права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 111.60 «Права пользования нематериальными активами»:

До 01.01.2022 по Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе лицензии на неисключительные права пользования программными продуктами, учитывались на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». На счете 401.50 «Расходы будущих периодов» учитывались расходы, связанные с приобретением неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов.

Учет в бюджетных учреждениях (бухучет, медикаменты, питание)

Детализация ст. 350 «Увеличение стоимости права пользования». Так, в целях применения ФСБУ «Аренда» добавлена подстатья 351 «Увеличение стоимости права пользования активом» для отнесения операций, отражающих увеличение стоимости права пользования активом при признании объекта учета операционной аренды в составе нефинансовых активов (применяется только для учета, при планировании расходов применяется подстатья 224).

Необходимые для работы компьютера программы (операционная система Windows) включите в его первоначальную стоимость. Связано это с тем, что первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату, складывается из затрат учреждения на их приобретение, сооружение и изготовление, а также приведение в состояние, пригодное к использованию. Расходы на приобретение компьютерных программ, без которых вычислительная техника не может осуществлять свои функции, следует рассматривать как расходы на приведение объекта основных средств в состояние, пригодное к использованию.

Если учреждению переданы права на использование компьютерной программы (по лицензионному договору), она признается нематериальным активом, полученным в пользование. Такую компьютерную программу учтите на забалансовом счете 01 по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. Списание производите на основе оправдательных документов. Забалансовый учет ведется по простой системе, соответственно для списания необходимо сделать кредитовую проводку.

В течение срока полезного использования расходы, отнесенные на счет 040150226, списываются в состав текущих расходов (040120226) равными долями в соответствии с порядком, закрепленным в учетной политике (как правило, ежемесячно, в размере доли стоимости, исчисленной как частное от деления первоначальной стоимости на количество месяцев эксплуатации).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *