Как платить налоги: что нужно знать типичному россиянину

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как платить налоги: что нужно знать типичному россиянину». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В профессиональной литературе доходом называют увеличение экономической выгоды, которое приводит к росту капитала бизнеса. Такая выгода возникает в результате поступления в компанию активов (денег, имущества), а также вследствие погашения ею своих обязательств (уплаты долгов).

Выручкой считается сумма денежных средств, поступившая за реализацию продукции или товара, за произведённые работы либо оказанные услуги в рамках основной деятельности компании. Отличается выручка от дохода тем, что она является лишь его составной частью, хотя и значительной, а зачастую – единственной.

В приведённом выше примере выручка – это основная часть дохода ИП в сумме 2 млн рублей, полученная от реализации мебели.

Теперь, когда мы разобрались, что такое доход и выручка, можно вывести такую формулу:

Доход = Выручка от реализации + Внереализационные доходы.

Пример

Ещё раз вернёмся к июльским доходам ИП Смирнова. Теперь мы можем сказать, что они состоят из:

  • выручки в сумме 2 млн рублей (за мебель);
  • внереализационных доходов в сумме 110 тыс. рублей (арендная плата + штраф).

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами

Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.

Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.

Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.

Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.

Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.

Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.

«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8

Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.

Опыт СМИ в поддержании законодательных инициатив в сфере налогообложения

Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.

Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.

В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.

Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.

В 2015 году благодаря СМИ распространилась информация о появлении инвестиционного налогового вычета для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Этот вид счетов и связанная с ним налоговая льгота были специально разработаны в рамках государственной политики по стимулированию инвестиционной активности населения. СМИ принадлежит большая заслуга в популяризации этого нового финансового продукта и преимуществ, которые получает инвестор, который управляет своим портфелем посредством ИИС.


1Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 16.

2Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 25.

3Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 19.

4Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 4.

5Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 27.

6Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 21.

7Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 9.

8Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) о т 31.07.1998 № 146-ФЗ, с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000.

9Рахманова С. Ю. Актуально о НДФЛ. / М.: Бератор-Паблишинг, 2008. – с. 3

10Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 3.

11Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 18.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

  • Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

  • Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

  • Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

    • Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

    • Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

    • Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

  • Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Читайте также:  Получение вида на жительство и гражданства Японии

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

  • владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

  • пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

М – П. Макрорегулирование – Процесс бюджетный

Макрорегулирование (макроэкономическая политика) – это процесс, суть которого заключается в осуществлении посредством основных экономических инструментов таких как бюджетно-налоговая денежная политика.

Замечание 14

Бюджетно-налоговая политика проводится в основном Правительством РФ, а кредитно-денежная – Банком РФ.

Маркетинг – это система, которая занимается управлением деятельностью предприятия по разработке, производству и сбыту продукции или предоставлению услуг на базе исследований рынка и активного влияния на спрос потребителей.

Менеджмент финансовый – 1. Процесс управления денежным оборотом, созданием и применением финансовых ресурсов предприятия. 2. Система форм, методов и приёмов, посредством которой происходит управление денежным оборотом и финансовыми ресурсами.

Механизм финансовый – совокупность форм, которые характерны финансовым отношениям организации, а также методов становления и применения финансовых ресурсов, применяемых в обществе для создания благоприятной атмосферы экономического и социального развития.

Замечание 15

Согласно структуре финансовой системы, финансовый механизм делится на финансовый механизм предприятия, страховой механизм, бюджетный механизм и т.д. Для каждого из этих механизмов характерны следующие звенья: мобилизация финансовых ресурсов, финансирование, стимулирование и пр.

Налог – это вид обязательного индивидуально-безвозмездного платежа, который взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств для обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налог адвалорный – это вид налога, который исчисляется по процентным ставкам к таможенной стоимости товаров или стоимостной оценке услуг, которые могут быть перемещены через границу.

Налоги косвенные – это разновидность налогов, которые взимаются в качестве надбавки к цене товара.

Налоги региональные – это налоги и сборы, которые устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ, вводятся в действие согласно НК РФ и законам субъектов РФ на соответствующих территориях.

Налоги федеральные – это налоги и сборы, которые устанавливаются согласно НК РФ и обязательны к уплате по всей территории РФ.

Налогообложение – это процесс, который подразумевает установление и взимание налогов в стране, определение их видов, объектов, величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты, круга юридических и физических лиц согласно правилам и законам существующей и действующей налоговой политике, а также её принципам их установления.

Налогообложение двойное – это обложение одного и того же объекта налогом несколько раз.

Замечание 16

Двойное налогообложение может быть реализовано при взимании налогов разными государствами, если между данными государствами не существует налогового соглашения, а также при обложении государственными и местными налогами и в некоторых других ситуациях.

Нарушение правил учёта доходов, расходов и объектов налогообложения грубое – это выражается в отсутствии первичных документов, регистров бухгалтерского учёта, систематическое несвоевременное или неверное отражение на счетах бухгалтерского учёта и в отчетных документах по хозяйственным операциям, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений, которые были сделаны налогоплательщиком.

Наценка торговая – это доля розничной цены товара, которая даёт возможность возместить текущие затраты и получить прибыль розничными предприятиям торговли.

Недоимка – сумма налога или сумма сбора, которая не была уплачена в установленный законодательством срок согласно НК РФ.

Недоимка безнадёжная – это такая задолженность, которая числится за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскать которые оказалось невозможно по некоторым причинам экономического, социального или юридического характера.

Недра – такая часть земной коры, которая располагается ниже почвенного слоя, а если он отсутствует, до ниже дна водоёмов и водостоков, располагающаяся вниз до глубины, которые постижимы геологическому исследованию и освоению.

Нерезидент – 1. Юридическое лицо, которое действует в данной стране, при этом зарегистрировано в качестве субъекта хозяйствования в другой стране. 2. Физическое лицо, которое действует в стране, в которой постоянно не проживает.

Замечание 17

Для нерезидентов устанавливаются особые правила налогообложения.

Номинал – это номинальная или основная стоимость, которой обозначается акция, облигация или вексель, а также данная информация может быть указана на купоне, банкноте или ином инструменте.

Норма амортизации – это процент от стоимости основного капитала, который каждый год включается в себестоимость произведённой продукции.

Норматив минимальной бюджетной обеспеченности – это расчётный показатель потребности, в которой минимально нуждается один житель муниципального образования по текущим расходам.

Носитель налога – это физическое или юридическое лицо, которое обязано уплачивать налог из собственных средств.

Обеспечение воспроизводственного процесса финансовое – это покрытие затрат посредством финансовых ресурсов, которые аккумулируются субъектами хозяйствования и государством.

Обеспеченность бюджетная минимальная – это нижняя граница допустимости стоимости государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, которые представлены органами государственной власти или местного самоуправления с расчётом на душу населения за средства соответствующих бюджетов.

Обеспеченность кредита – это разновидности и формы обязательств, которые гарантирует заёмщик перед кредитом банку, направленные на создание мнения о возможности возмещения заёмных средств в случае если сам заёмщик их вернуть не сможет.

Облигации – это вид ценных бумаг, которые приносят конкретный доход в форме процентов.

Замечание 18

Выпуском облигаций занимаются государственные органы с целью покрытия дефицита в бюджете, а также общества акционеров для мобилизации капитала. На облигациях содержится информация о сроке их погашения.

Облигации государственные краткосрочные бескупонные – государственные ценные бумаги, выпуск которых происходит сроком на 3, 6, 12 и более месяцев, основной целью которых является покрытие дефицита федерального бюджета, а также других операций, которые могут быть размещены среди юридических лиц и иностранных инвесторов.

Облигации государственных займов – это ценные бумаги кратко- и долгосрочного характера, которые выпускаются Министерством финансов РФ с целью привлечения внимания инвесторов к стране и к выполнению обязанностей и функций государством.

Облигации сберегательного займа – государственные ценные бумаги, которые выпускаются с целью привлечения средств инвесторов, но их основная функция – размещение среди населения.

Обновление фондов – это процесс, который подразумевает выбытие и замену фондов посредством прежних или новых технологических основах.

Читайте также:  Кому и на сколько увеличат зарплату: новое поручение Путина правительству

Оборачиваемость оборотных средств – это показатель эффективности применения оборотных средств.

Р – Т. Работа – Требование платёжное

Работа – это вид деятельности, чьи результаты приносят материальное выражения и могут реализовываться для удовлетворения потребностей организации или физического лица.

Разгосударствление – это процесс перевода государственной собственности в иные её формы.

Замечание 23

Процесс, в котором разгосударствление происходит посредством приобретения гражданами в частную собственность государственных и муниципальных предприятий и создание на их базе акционерных обществ называется приватизацией.

Размер предприятия оптимальный – это размер предприятия, который предоставляет возможность выполнять заключённые договора и обязательства по производству продукции в оговоренные сроки с минимальными затратами и максимальной эффективностью.

Расходы бюджета – это экономические отношения, которые основаны на распределении фонда денежных средств государства и использовании согласно отраслевому делению, а также ведомственному, целевому и территориальному назначению.

Расходы государственные – это вид денежных отношений, который связан с применением централизованных и децентрализованных государственных средств на совершенно разные потребности государства.

Расходы накладные – это расходы, которые идут на хозяйственное обслуживание производства и управление предприятием, одновременно являющиеся дополнительными к основным затратам, при этом на одинаковых условиях они включаются в издержки производства.

Расчёт коммерческий – метод ведения хозяйства, суть которого заключается в соизмерении в денежной форме затрат и итогов работы; его ключевая цель состоит в получении максимума прибыли при минимальных затратах.

Замечание 24

Коммерческий расчёт подразумевает обязательное получение прибыли, а также высокого уровня рентабельности, которого будет достаточно для продолжения хозяйственной деятельности.

Реализация – передача на возмездной основе права собственности на товары, итоги сделанных работ одним лицом для другого, а также возмездное оказание услуг.

Регулирование бюджетное – это перераспределение средств для уравновешивания территориальных бюджетов и обеспечение их минимальным уровнем доходов, с целью финансирования экономического и социального развития территорий.

Регулирование государственное – это система, которая оформлена на государственном уровне для внешнего воздействия на предприятие.

Регулирование экономики – это специфические меры, которые сконцентрированы на изменении темпов развития народного хозяйства и его отдельных структурных подразделений, основанные на перераспределении финансов.

Замечание 25

Регулирование экономики осуществляется в двух формах: саморегулирование и государственное регулирование. Для саморегулирования характерны методы формирования финансовой базы в разных сферах общественного производства, которые сами же и используют субъекты хозяйствования. А для государственного регулирования характерно вмешательство государства в процесс развития общественного производства посредством различных экономических инструментов, особенно через финансовые рычаги.

Режим налоговый специальный – это специфический порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, который устанавливается на ограниченный период времени.

Режим таможенный – это совокупность положений, посредством которых определяется статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через государственную границу с таможенными целями.

Резидент – это юридическое или физическое лицо, которое на постоянной основе зарегистрировано или проживает в указанной стране.

Замечание 26

Резиденты должна неукоснительно соблюдать законы конкретной страны в своих экономических действиях. Они обязаны выплачивать налоги, согласно законодательству и норм страны проживания.

Результаты финансовые – это процесс, который подразумевает получение финансовых ресурсов и связан напрямую с производством и реализацией товаров, а также операциями на рынке капиталов.

Рекламация – это претензия, которая предъявляется покупателем в сторону продавца и основана она на несоответствии качества или количества поставленного товара, описанного в условиях контракта.

Реконструкция – это процесс глубокого переустройства действующего производства на основе технического и организационного совершенствования, комплексного обновления и модернизации основных фондов.

Рентабельность – это стоимостный показатель эффективности производства.

Замечание 27

Рентабельность даёт характеристику уровню отдачи затрат, которые были вложены в процесс производства и реализации продукции, работы и услуг.

Рентабельность продукции – это показатель, который отражает уровень эффективности производства и определяется отношением прибыли от продажи продукции к её себестоимости.

Рентабельность производства – это показатель эффективности производства, который определяется отношением общей прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов производства и оборотных средств.

Реструктуризация внешнего долга – это процесс, который подразумевает под собой продление сроков погашения долга и выплаты по нему процентов.

Реструктуризация фискальной задолженности – это установление суммарной задолженности в бюджет, установление сроков для её полного погашения и осуществление контроля за соблюдением всех сроков выплаты платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Ресурсы финансовые – это денежные доходы, накопления и поступления, формирование который сосредоточены в руках субъектов хозяйствования и государства, чьё предназначение видится как расширение производства, материальное стимулирование сотрудников компании, удовлетворение потребностей, нужд обороны и государственного управления.

Замечание 28

Финансовые ресурсы представляют собой материальные носители финансовых отношений, которые применяются в двух формах: фондовой и нефондовой.

Роспись бюджетная – это такой документ, в котором представлено поквартальное распределение доходов и расходов бюджета и поступлений из возможных источников финансирования дефицита бюджета, а также распределяющий бюджетное ассигнования между получателем бюджетных средств и составленный согласно нормам и правилам бюджетной классификации РФ.

Рынок товара – это сфера обращения товара, которая определяется на основе возможностей покупателя реально и без серьёзных дополнительных затрат, купить товар, услугу или работу на самой близкой относительно покупателя площадке в РФ или за её пределами.

Рынок финансовый – это рынок, где происходит обращение капиталов и кредитов.

Замечание 29

Финансовый рынок делится на рынок краткосрочного капитала и рынок долгосрочного ссудного капитала.

Самострахование – это список мер, которые направлены на устранение и предотвращение рисков, а также на создание резервных фондов материальных и финансовых ресурсов.

Самофинансирование – это специфический метод накопления финансового капитала, который способствует обеспечению воспроизводственных затрат, где основная функция – использование субъектами хозяйствования собственных финансовых ресурсов, которые были привлечены посредством выпуска ценных бумаг.

НДФЛ может быть не только уменьшен за счёт освобождения от налогообложения доходов, полученных в определённых ситуациях, о чём уже говорилось выше. Часть уплаченного налога можно вернуть за счёт вычетов. В отличие от ситуации с освобождением от налогообложения, когда НДФЛ вообще не начисляется и, соответственно, не уплачивается, вычет – это право (не обязанность!) налогоплательщика возвратить себе часть уплаченного налога.

Гл. 23 НК РФ устанавливает несколько видов вычетов, среди которых:

  • стандартные (возмещение подоходного налога «чернобыльцам», Героям Советского Союза и Российской Федерации, участникам ВОВ, родителям, имеющим детей и другим категориям налогоплательщиков, ст. 218);
  • социальные (можно вернуть подоходный налог с зарплаты работающему, например, за обучение, за лечение или другие медицинские услуги, ст. 219);
  • инвестиционные (на доходы от реализации ценных бумаг, в сумме средств, внесённых на индивидуальный инвестиционный счёт, ст. 219.1);
  • имущественные (можно получить возврат подоходного налога, к примеру, с покупки или продажи квартиры, ст. 220)

Налоговое бремя для физических лиц можно облегчить. Для этого предусмотрены налоговые вычеты. Сразу отметим, что такие льготы касаются исключительно резидентов, иностранные граждане не вправе рассчитывать на послабление выплат по НДФЛ. Без права на вычет остаются и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные режимы уплаты налогов – ИП на упрощенной системе, на патенте, уплачивающие единый сельхозналог либо единый налог на вмененный доход. Кроме того, безработные граждане, не получающие доход, облагаемый НДФЛ, тоже не могут претендовать на вычеты.

Еще один важный момент: гражданин, получивший доход помимо основной деятельности, обязан задекларировать его до 30 апреля следующего года, а для получения вычета и возврата уже уплаченного НДФЛ декларацию можно подавать в течение всего года, следующего за тем, в котором было совершено событие (покупка квартиры, оплата учебы, лечения или другое).

Функции сфер и элементов общества

Функции права, религии, науки, морали, искусства, образования, конституции, государства в жизни человека Функции сфер и элементов общества

Рынок труда. Спрос и предложение труда.

Основная информация по обществознанию для обучения и подготовки в экзаменам, ГВЭ, ЕГЭ, ОГЭ, ГИА Рынок труда. Спрос и предложение труда.

Подоходный налог в Украине. Ставки НДФЛ в 2020 году

В настоящее время НДФЛ обязаны платить все физические лица, получающие доход. Возраст, пол и другие подобные нюансы не влияют на уплату НДФЛ.

Плательщиков НДФЛ можно разделить на 3 группы:

  • резиденты – граждане Украины, лица, не имеющие гражданства какой-либо страны, а также граждане зарубежных стран, которые проводят на территории Украины как минимум 183 дня за календарный год;
  • нерезиденты – физлица, проживающие или находящиеся в Украине менее 183 дней в году, но осуществляющие здесь хозяйственную или профессиональную деятельность, приносящую им доход;
  • налоговые агенты – работодатели, начисляющие, удерживающие и уплачивающие подоходный налог с доходов наемных работников.

Лица-резиденты уплачивают подоходный налог, исходя из суммарного дохода за календарный год, вне зависимости от того, где они заработали эти деньги — в пределах или за пределами Украины. Нерезидент платит подоходный налог с тех доходов, которые получил от деятельности, проводимой на территории Украины. Нерезиденты, наделенные дипломатическими привилегиями, не обязаны платить НДФЛ.

В 2020 году льгота НДФЛ для украинских пенсионеров пока не была предусмотрена, а, значит, налог будут взимать по тем же правилам, что и в 2019 году.

Читайте также:  Надбавка к пенсии инвалидам 2 группы в 2023 году какая будет

Налогообложению подлежат те пенсии, размер которых равняется или выше десяти прожиточных минимумов нетрудоспособных граждан. Прожиточный минимум для лиц, утративших трудоспособность, с 1 января 2020 года по 1 июля 2020 года будет составлять 1638 грн., значит, НДФЛ будет начисляться на пенсию в 16380 грн или больше.

Для пенсий, которые граждане Украины получают из зарубежных источников, действует стандартная ставка. Тем не менее, если такие пенсии облагаются налогом в стране их выплаты, то уплачивать НДФЛ еще и в Украине не нужно.

Вы имеете право воспользоваться налоговым вычетом, тем самым уменьшив сумму налогооблагаемого дохода. Вместе с тем, налоговым кодексом предусмотрены налоговые вычеты, позволяющие вернуть часть налога, ранее уплаченного в бюджет, в связи с осуществлением гражданином определенных видов расходов (например: имущественный вычет в связи с приобретением недвижимого имущества, социальные налоговые вычеты).Подробнее…

Основанием для получения имущественного налогового вычета у налогового органа является декларация по НДФЛ. В большинстве случаев помимо декларации в налоговый орган необходимо представить подтверждающие право на вычет документы. При этом, некоторые налоговые вычеты можно получить как у работодателя, так и через налоговую инспекцию.

Налог с официальных зарплат и гонораров платит работодатель. Самому человеку в этом случае ничего делать не нужно. С остальных доходов необходимо перечислить НДФЛ самостоятельно.

Для большинства россиян нет необходимости самостоятельно платить налог. Как уже сказано выше, НДФЛ с официальных доходов платит за них работодатель. Он вычитает из начисленной суммы заработка 13%, остаток отдаёт сотруднику, а НФДЛ переводит в налоговую. Перечислить деньги необходимо раз в месяц в день зарплаты или на следующий день.

При этом важно, что отчётный период для НДФЛ — не месяц, а год. Поэтому налоговая база начисляется нарастающим итогом: к результату прошлого месяца приплюсовываются данные текущего. Делается это для точности расчётов. Подоходный налог уплачивается в полных рублях, без копеек. За счёт такого округления по итогам года может потеряться или вылезти лишний рубль. Это мелочь для жизни, а для отчёта — критичная величина.

Кроме того, работодатель отчитывается за уплаченный за работника НДФЛ. Для этого существуют два документа:

  • 2‑НДФЛ — справка о доходах;
  • 6‑НДФЛ — расчёт сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (то есть работодателем).

2‑НДФЛ подаётся в ФНС раз в год до 1 марта. 6‑НДФЛ — за первый квартал до 30 апреля, за полгода до 31 июля, за три квартала до 31 октября и за год до 1 марта.

Платить НДФЛ на российской территории необходимо всем физическим лицам, имеющим доходы, поименованные в ст.23 НК РФ. В первую очередь, это – граждане, имеющие статус налоговых резидентов, т.е. беспрерывно находящиеся в России не менее 183 дней. Физлица, пребывающие в стране меньше указанного срока не являются налоговыми резидентами, но этот факт не освобождает их от уплаты НДФЛ.

Важно знать: если субъект НДФЛ покидал пределы России в связи с обучением или необходимостью лечения на период до полугода, за ним сохраняется статус налогового резидента.

Под налогообложение НДФЛ подпадают гражданские лица, получающие всевозможные виды доходов (в национальной или иностранной валюте) от хозяйствующих субъектов, функционирующих на российской территории. При этом не играет роли, в каком выражении осуществляется выплата – в денежном эквиваленте, в натуральной форме или в виде материальной выгоды. Удержание налога работодателем производится как у резидентов, так и у нерезидентов РФ.

Если физическое лицо извлекает доход от источника, расположенного в ином государстве, то для удержания НДФЛ необходимо наличие статуса резидента у гражданина.

В налоговом праве (ст. 217 НК) предусмотрено несколько категорий доходов граждан, которые ни при каких обстоятельствах не попадают под обложение НДФЛ. Не начисляется налог на следующие выплаты:

  • все разновидности соцпособий (на несовершеннолетних детей, «декретные» выплаты, субсидия при потере работы);
  • компенсационные начисления, не включаемые в фонд оплаты труда или установленные местным законодательством;
  • пенсии (трудовые, социальные, по потере кормильца) и федеральные регулярные доплаты;
  • алименты;
  • премии и гранты, полученные в качестве меры поддержки в отраслях науки, искусства, образования;
  • стипендии.

При реализации продукции, выращенной/выкормленной в личных хозяйствах, полученный доход не будет подлежать налогообложению.

Внимание: полученное наследство и доходы (денежные и материальные), переходящие к физлицу по договору дарения, не входят в базу обложения НДФЛ.

Довольная объемная статья в НК РФ посвящена значительному числу вычетов, которые предоставляет государство в уменьшение положенного к уплате НДФЛ. В частности, физические лица могут использовать разнообразные виды вычетов:

  • имущественные;
  • стандартные;
  • профессиональные;
  • социальные.

Уменьшение НДФЛ возможно для граждан, совершивших сделки с собственной недвижимостью или иными активами. При продаже имущества бывший владелец вправе занизить налоговую базу на 1 миллион рублей. При этом необходимо, чтобы давность обладания имуществом составляла 3 года и меньше.

Важно: если недвижимость была куплена в 2016 году, то для получения имущественного вычета при ее продаже предельный срок владения увеличивается до пяти лет.

Для граждан, приобретающих жилье или осуществляющих индивидуальное строительство, предусмотрен вычет в сумме фактических расходов на покупку или возведение квартиры (дома, доли). Максимальная сумма, на которую можно «вернуть» НДФЛ, ограничивается 2 миллионами рублей.

Налог для самозанятых в 2021 году: кому подходит и сколько платить

Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.

«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11

В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.

В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.

Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.

Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.

Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.

Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.

Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *