Получите консультацию прямо сейчас!

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Получите консультацию прямо сейчас!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Штрафы, установленные НК РФ за неуплату налогов и неисполнение других налоговых обязательств, налагаются на организацию как налогоплательщика. Должностное лицо организации, занимающее должность ее директора, не может быть оштрафовано по НК РФ, так как не является налогоплательщиком, а выступает в качестве наемного сотрудника.

Административная и уголовная ответственность директора

Оба этих вида не случайно объединены в один раздел. Часто речь идет об одних и тех же нарушениях, а применяемая ответственность зависит от масштаба противоправных действий и наличия отягчающих обстоятельств.

Работа без регистрации при небольших оборотах наказывается штрафом в сумме до 2 тыс. руб. (п. 1 ст. 14.1 КоАП РФ). Если же доход превысил 2,25 млн. руб., то такая деятельность уже квалифицируется, как незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ). В этом случае руководитель организации может быть оштрафован на сумму до 500 тыс. руб. или лишен свободы на срок до 5 лет.

За небольшие налоговые нарушения ген. директор организации может быть в худшем случае оштрафован на сумму до 20 тыс. руб. или дисквалифицирован на срок до 2 лет (п. 2 ст. 15.11 КоАП РФ). Уголовная ответственность применяется, если сумма недоимки превысила 5 млн руб. за три года или 15 млн руб. единовременно (ст. 199 и 199.1 УК РФ). В этом случае сумма штрафа может достигнуть 500 тыс. руб., срок дисквалификации – 3 лет, а лишение свободы — 6 лет.

Выше рассказывалось о взыскании с руководителя организации долгов при банкротстве. Но если убытки кредиторов превысили 2,25 млн. руб., то к руководителю могут быть применены и уголовные санкции (ст. 195, 196, 197 УК РФ). Эти статьи УК РФ предусматривают штраф до 500 тыс. руб. или лишение свободы на срок до 6 лет.

За незначительные нарушения трудового права в большинстве случаев руководителю грозит административная ответственность. Например, за просрочку по зарплате на несколько дней штраф составляет до 20 тыс. руб. (п. 6 ст. 5.27 КоАП). Но если зарплата не выплачивается более двух месяцев полностью или более трех месяцев – частично, то нарушение уже квалифицируется по ст. 145.1 УК РФ. Санкции по ней предусмотрены в виде штрафа в сумме до 500 тыс. руб., лишения свободы на срок до 5 лет и дисквалификации на тот же срок.

Административные штрафы для директора

Статья КоАП РФ

Состав правонарушения

Меры ответственности директора организации

ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров и т.д.

Штраф в размере от 4 000 до 5 000 рублей

ст. 15.3 КоАП РФ

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе

Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 000 рублей

ст. 15.4 КоАП РФ

Нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке

Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 2 000 рублей

ст. 15.5 КоАП РФ

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета

Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 рублей

ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ

Непредставление в налоговые органы документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде

Штраф в размере от 300 до 500 рублей

ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Штраф от 5 000 до 10 000 рублей

ч. 2 ст. 15.11 КоАП РФ

Повторное грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету и бухотчетности

Штраф от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до двух лет

ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ

Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица налогового органа

Штраф в размере от 2 000 до 4 000 рублей

ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ

Воспрепятствование законной деятельности должностного лица налогового органа

Штраф в размере от 2 000 до 4 000 рублей

ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ

Воспрепятствование законной деятельности должностного лица налогового органа, повлекшее невозможность проведения или завершения проверки

Штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей

ст. 19.7 КоАП РФ

Непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы годовой бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения

Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 рублей

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Понятие должностного лица

Под должностным лицом согласно ст. 2.4 КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Понятие должностного лица появилось впервые в административном законодательстве с принятием КоАП РФ 1 июля 2002 г. Это определение является синтезом понятий должностного лица и лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, содержащихся в ст. 285 и 201 УК РФ соответственно. Подобное слияние двух логически не соответствующих понятий образует обобщающее определение должностного лица, единое для всего КоАП РФ, независимо от принадлежности этого лица к сфере частного права или публично-правовых отношений. Кроме определения должностного лица, ст. 2.4 КоАП РФ указывает на то, что руководитель и другие работники организаций не являются должностными лицами, но могут нести административную ответственность как должностные лица, если они являются субъектами правонарушений, связанных с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Директор за все не отвечает

Среди административных органов существует распространенное заблуждение о том, что генеральный директор может нести ответственность (как должностное лицо) за любое административное правонарушение.

Гипотетическая ситуация, которую и разберем: организацию привлекли к административной ответственности за неисполнение нормы. Одновременно за то же событие орган желает привлечь и должностное лицо. Выбирает генерального директора, потому что он не проконтролировал (не обеспечил) исполнение нормы, хотя обязанность возложена на конкретного работника (к тому же последний может и не оказаться должностным лицом).

Читайте также:  Выселение из квартиры и другого жилья

Неверно :

Конечно, санкция конкретной статьи КоАП РФ может и не предполагать привлечение к ответственности работника как гражданина, и он сам по себе может не иметь статуса должностного лица (так как такой статус определяется не сам по себе возложением конкретных обязанностей, а правом отдавать обязательные указания в установленной сфере деятельности), что исключает дальнейшее выяснение того, как он работал. Однако это не повод привлекать к ответственности всех подряд, какими бы благими намерениями сие не обосновывалось.

Моя практика: для привлечения к ответственности как должностное лицо нужно а) установить, имеет ли он такой статус – http://old.xn--90afdbaav0bd1afy6eub5d.xn--p1ai/bsr/case/1227015, б) в той ли сфере деятельности, где совершено правонарушение, он исполняет обязанности и какие – http://old.xn--90afdbaav0bd1afy6eub5d.xn--p1ai/bsr/case/1227018.

Также во вложении иные материалы по делам о привлечении к административной ответственности должностных лиц.

Административная ответственность руководителя:

Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц следующие. Административным правонарушением является противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица или его руководителя, за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Руководитель несет административную ответственность независимо от административной ответственности самого юридического лица. Это означает, что к административной ответственности за одно и тоже правонарушение могут быть привлечены и директор и юридическое лицо.

Не только работники подвергаются определенным штрафам, если нарушают трудовую дисциплину. Существует и административная ответственность руководителя организации, директора, управляющего лица, обладающего конкретными полномочиями в небольшой фирме или крупной организации. Такие люди решают серьезные административные, хозяйственные, трудовые и другие вопросы, руководят коллективом.

Части 1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ содержат закрытый перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении. Одним из них, например, является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с п. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением отдельных предусмотренных КоАП РФ случаев, определенных ст. 28.4, ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 28.6 КоАП РФ).

Согласно пп. 1 — 2 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В отдельных случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ.

Далее протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).

Могут ли привлечь к административной ответственности должностное лицо после увольнения со службы (уволенное на момент рассмотрения дела)

Любой человек может уволиться или перейти на другую должность. Возможно ли привлечение к административной ответственности уволенного должностного лица, если во время рассмотрения дела оно уже утратило соответствующий статус?

Ответ на этот вопрос дан в Обзоре практики ВС РФ от 27.09.2006 (вопрос 10). Верховным судом сделан вывод о том, что увольнение не освобождает от ответственности, так как нарушение было допущено в период исполнения обязанностей. На момент совершения деяния имелись все признаки состава нарушения, соответственно, должностное лицо должно нести ответственность.

***

Таким образом, должностные лица — специальные субъекты административной ответственности, которые привлекаются к ней в общем порядке, однако с некоторыми особенностями, предусмотренными КоАП РФ.

***

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

Дисциплинарная ответственность руководителя

Дисциплинарная ответственность руководителя предусмотрена Трудовым кодексом РФ (ст.ст. 195, 362 ТК РФ).

Руководитель организации может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения. Например, к руководителю можно применить дисциплинарное взыскание за отказ сообщить соискателю причину, по которой его не взяли на работу, или за устное сообщение о причинах отказа, что нарушает требования ч.5 ст. 64 ТК РФ.

Основанием привлечения руководителя к ответственности является заявление представительного органа работников. Данное заявление подлежит рассмотрению работодателем. Представителем работодателя в данном случае будет выступать уполномоченный орган согласно положениям устава организации.

Как изменялся государственный подход по отношению к бизнесу, а так же причины для привлечения к дисциплинарной ответственности руководителя и его заместителей

Прежде, чем говорить об ответственности руководителя (директора, генерального директора, а также о лице, которое фактически является руководителем, так как сегодня трудно спрятаться за номинального директора) давайте немного поговорим об истории вопроса наложения на него этой самой ответственности.

А история заключается в следующем.

На заре, когда еще писался ныне действующий Гражданский Кодекс РФ (это 90-е годы), провозглашалось, что Общество с ограниченной ответственностью – это Общество именно с ОГРАНИЧЕННОЙ ответственностью. Учредитель не отвечает по обязательствам общества, а общество не отвечает по обязательствам учредителя, аналогично было и с ОАО.

Закон гласил, что каждый из участников рискует своим вкладом, либо стоимостью принадлежащих ему акций, если это акционер.

И лишь индивидуальный предприниматель отвечает по долгам всем принадлежащим ему имуществом.

Но пришли другие времена. Инициатором всего нового стала налоговая инспекция.

Так как перед налоговиками государство поставило задачу взыскивать любыми силами и средствами долги по налогам, а налоговики столкнулись с тем, что они доначисляли, а взыскивать было нечего, то в конце концов назрел вопрос, а что со всеми этими доначислениями делать.
Понятно, что в отличие от налоговиков предприниматели знали, что делать. Банкротиться.
Поэтому налоговики сначала инициировали перед общественностью вопрос об увеличении уставного капитала до нескольких миллионов рублей при создании ООО, чтобы было на что обратить взыскание, если что.

Им возразили и сказали, что это имущественный ценз, и что это ограничивает права граждан РФ на занятие предпринимательской деятельности.

Тогда налоговики придумали другой ход:

  1. Добились совместно со следственным комитетом особого порядка (прежнего) возбуждения уголовных дел за налоговые и иные преступления.
  2. Создали общие правила взаимодействия между налоговыми органами с одной стороны, правоохранительными органами с другой стороны и с третьей стороны с органами ФСБ, издав соответствующие методические указания по организации совместной работы. Об этом я уже писал в других своих статьях.
  3. Инициировали фактически ничем не ограниченную ответственность руководителей и учредителей по долгам предприятия, которую можно провести через процедуру банкротства и через уголовное преследование. Даже в случае, если налогоплательщик и будет освобожден от уголовного преследования в связи с истечением сроков давности совершения преступления, то от возложения на него обязанности заплатить все налоговые платежи он освобождён не будет.
  4. Ввели через закон «О несостоятельности (банкротстве)» презумпцию вины учредителя и руководителя по долгам, что повлекло за собой факт того, что налогоплательщик теперь должен был доказать, что он не виноват в банкротстве. Короче, молчанием не отделаешься.
  5. Дали закону о банкротстве «задний ход», распространив правила презумпции вины на все прошлое время. Т.е., когда гражданин создавал предприятие, он был уверен, что его ответственность будет ограничена, а также, что в случае чего будет работать презумпция отсутствия вины. Сегодня это в одночасье изменилось.

Вот примерно исходя их этих внешних обстоятельств мы с вами и будем говорить об ответственности руководителя.

При этом еще раз напоминаю, что в рамках всего вышесказанного, руководителем сегодня является не обязательно тот, кто числится директором по документам, но однозначно тот, кто фактически руководит или руководил.

Читайте также:  Выплаты за третьего ребенка в 2023 году

Предлагаем к просмотру видео адвоката Тылика П.Ю. по вопросам, связанным с субсидиарной ответственностью.

Ответственность, предусмотренная гражданским законодательством

Гражданско-правовая ответственность (субсидиарная ответственность)

В соответствии с законом «О несостоятельности (банкротстве)» (далее «Закон № 127-ФЗ»), на руководителя может быть возложена субсидиарная ответственность, например, по налоговым платежам. В этом же законе указано, кто является руководителем, например, руководитель это лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем два года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения организацией-должником указания.

То есть директор может быть привлечен к ответственности в случае банкротства компании, если это банкротство произошло по его вине, а его вина презюмируется и руководитель должен доказать обратное (мы об том говорили выше). Ответственность наступает в совокупности применения к руководителю нескольких статей:

  • п.3 ст. 3 Закона № 14-ФЗ,
  • п.3 ст. 3 Закона № 208-ФЗ, п.4 ст. 10 Закона № 127-ФЗ
  • п. 2 статьи 10 Закона № 127-ФЗ, в которой указано, что за неподачу заявления в арбитражный суд о признании предприятия банкротом руководитель может быть привлечен к субсидиарной ответственности.

И за номинала спрятаться не удастся. Мы об этом говорили выше. В моей практике были случаи, когда руководитель и учредитель в преддверии ВНП, а в некоторых случаях и во время ВНП, предполагая, что предприятию будут доначислены налоговые платежи «меняли» себя на номинала.

Но такие действия не только не спасали руководителя и учредителя, а наоборот устанавливали его вину и указывали на его недобросовестность и желание уйти от ответственности не только уголовной, но и субсидиарной.

После такого «хода» адвокату очень трудно вести дело и доказывать, что руководитель «белый и пушистый», и что руководителя «бес попутал». А так он всегда за предприятие горой и готов бороться за его живучесть!

Уголовная ответственность руководителя организации в разделе экономических преступлений:

  • Ст. 171 УК РФ — осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, представление в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также осуществление предпринимательской деятельности без лицензии;
  • Ст. 171.1 УК РФ — производство, приобретение, хранение или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке;
  • Ст. 174, 174.1 УК РФ легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем;
  • Ст. 176 и 177 УК РФ). незаконное получение кредита (с помощью предоставления кредитной организации заведомо ложных сведений о своем финансовом положении) и злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности;
  • ст. 179 УК РФ — незаконное получение государственного целевого кредита и использование государственного целевого кредита не по прямому назначению, если эти деяния повлекли причинение крупного ущерба;
  • ст. 183 УК РФ принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну;
  • ст. 185 УК РФ — злоупотребления при эмиссии ценных бумаг, что означает внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации, утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска ценных бумаг, а равно размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, если эти деяния причинили крупный ущерб ;
  • 193, 194 УК РФ невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте и уклонение от уплаты таможенных платежей;
  • ст. 195 — 197 УК РФ — неправомерные действия при банкротстве (сокрытие имущества, сведений об имуществе, его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе; передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества; сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность предприятия, удовлетворение требований отдельных кредиторов заведомо в ущерб другим кредиторам), фиктивное и преднамеренное банкротство;
  • ст. 201 УК РФ — «Злоупотребление полномочиями» — защита внутрикорпоративных интересов, совершается руководителем путем действия, так и бездействия с обязательным извлечением прибыли. Что это может быть: заключение контракта на заведомо невыгодных условиях, кредитование родственников, сокрытие и вывод имущества, причинение ущерба предприятию;
  • ст. 246 — 247, 250 — 255, ст.ст. 236 — 238 УК РФ в области защиты здоровья населения и экологии.

В соответствии с законодательством РФ субъектом уголовной ответственности может быть физическое лицо, юридическое лицо нести уголовную ответственность не может.

Если юридическое лицо привлекли к административной ответственности, это не значит, что не будет привлечен ее руководитель к административной или уголовной ответственности.

Кто привлекается к ответственности?

Начнем с дисциплинарной ответственности. Субъектом дисциплинарного проступка может быть только физическое лицо, работающее в конкретной организации.

Дисциплинарная ответственность наступает за нарушение трудовой дисциплины в рамках действующего законодательства о труде и возлагается на любого сотрудника в организации, в частности на руководителя общества или главного бухгалтера.

Согласно Трудовому кодексу РФ, руководитель организации – это физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Если рассматривать ответственность обычного служащего и руководителя организации, то будет не лишним добавить, что руководитель организации и главный бухгалтер являются наемными рабочими, с которыми должен заключаться трудовой договор, но как должностные лица, они несут дополнительную ответственность:

  • уголовную ответственность за преступления в сфере экономической деятельности;
  • административную ответственность за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ;
  • материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.

Нужно добавить, что дисциплинарное взыскание могут назначить только строго определенные лица. Если речь идет об обычном сотруднике компании, не являющемся должностным лицом, дисциплинарное взыскание применяет к нему либо руководитель общества, либо руководитель структурного подразделения к которому данный этот работник относится.

Дисциплинарное взыскание к руководителю вправе применять только высший орган управления, который принял его на работу. Как правило, в коммерческих организациях таким органом является общее собрание участников или общее собрание акционеров. До применения дисциплинарного взыскания работодатель или вышестоящий орган должен затребовать от работника письменное объяснение.

Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Поскольку работодатель является таким же работником организации как и обычный служащий, непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт. Работник обязательно должен быть ознакомлен с дисциплинарным взысканием под роспись.

Итак, к дисциплинарной ответственности привлекаются следующие лица:

  • руководитель организации;
  • главный бухгалтер;
  • начальники структурных подразделений;
  • работники компании, не являющие должностными лицами.

Перейдем к административной ответственности. Кодекс об административных правонарушениях РФ уточняет, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, а также юридическое лицо.

Административная ответственность распространяется на несколько областей правоотношений, в частности в области налогов и сборов, трудовых отношений, незаконного порядка увольнения, экологии, предпринимательской деятельности и т.д.

Так как мы разбираем область корпоративных споров, остановимся лишь на некоторых из этих областей. Административная ответственность в области нарушения законодательства о труде. Статья 5.27. Кодекса об административных правонарушениях РФ указывает на то, что в качестве объекта административного правонарушения являются трудовые права граждан, а также право на безопасные условия труда.

Данные нарушения проявляются в нарушении со стороны работодателя законодательства о труде, относительно невыплаты или задержки в выплате заработной платы, неправомерных переводах работников на другую работу, незаконном увольнении, не предоставлении ежегодных отпусков работникам, нарушении порядка проведения инструктажа работников и т.д.

Читайте также:  Как гражданину Таджикистана получить РВП в 2023 году

Субъектом административного правонарушения являются должностные лица организации. Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на руководителя и должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. Следует отметить, что дисквалификация практически всегда предусмотрена, когда аналогичное правонарушение совершается лицом, уже привлеченным к административной ответственности.

Лицо, которому назначено административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания. Административная ответственность в области предпринимательской деятельности.

Под предпринимательской деятельностью подразумевается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Нарушения в области предпринимательской деятельности проявляются в осуществлении предпринимательской деятельности лица без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, незаконной продаже товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, фиктивном или преднамеренном банкротстве, нарушении правил продажи отдельных видов товаров, нарушения законодательства о рекламе, осуществлении дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом, нарушении законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и т.д.

Рассмотрим некоторые их вышеуказанных правонарушений подробнее.

Например, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации и осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Объективной стороной такого административного правонарушения является осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве:

  • индивидуального предпринимателя;
  • юридического лица.

Объективная сторона состоит в том, что виновный осуществляет предпринимательскую деятельность без лицензии, несмотря на то, что необходимость получения определенной лицензии предусмотрена Законом о лицензировании.

Субъектами анализируемых правонарушений являются:

  • граждане;
  • индивидуальные предприниматели;
  • юридические лица, в том числе некоммерческие организации, осуществляемые предпринимательскую деятельность.

В качестве меры наказания осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей, а при осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Совершенно ясно, что предпринимательская деятельность часто связана с убытками и рисками и предполагает извлечение прибыли за счет вложения определенных инвестиций (капитал, рабочая сила, опыт и т.д.).

Штрафы и иные меры наказаний на практике малоэффективны, так как Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.

Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

Наложение штрафов в таком случае будет нерациональным решением проблемы, а административная ответственность руководителя слишком мягким наказанием. Административная ответственность в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.

Объектом данного административного правонарушения является порядок работы с денежной наличностью. Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Лимиты организации устанавливаются по согласованию с обслуживающим организацию банком. Субъектами данного правонарушения могут быть:

  • должностные лица;
  • индивидуальные предприниматели;
  • юридические лица.

Мерой наказания является наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Штрафы налагают налоговые органы. Привлечение к дисциплинарной ответственности не исключает одновременного применения административного взыскания и наоборот.

Комментарий к Ст. 2.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Исходя из требований практики и складывающихся реалий, КоАП РФ впервые в нормативном порядке определил понятие должностного лица как специального субъекта административной ответственности. В основе данного понятия лежит широкая трактовка должностного лица, объединяющая субъектов публичного и частного права, выполняющих обязанности, представляющие государственный интерес.

2. Применительно к сфере публичного права в примечании к данной статье указаны две группы должностных лиц:

1) представители власти, т.е. лица, наделенные правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также иные лица правоохранительных или контрольно-надзорных органов, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;

2) лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

3. К субъектам частного права, подпадающим под определение должностного лица, содержащееся в комментируемой статье, относятся лица, наделенные административными полномочиями в различных коммерческих и некоммерческих организациях, не являющихся публично-правовыми образованиями. Прежде всего это руководители и другие работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (например, директор, генеральный директор, председатель производственного или потребительского кооператива, руководитель общественного объединения).

Проблемы применения наказаний к организациям

Сложности привлечения к ответственности юрлиц обусловлены тем, что институт административного наказания тесно граничит с нормами финансового и гражданского права. В этой связи проблема вызывает особый интерес и требует самостоятельного изучения. Если юридическое лицо привлечено к административной ответственности, значит должно быть соответствующее постановление уполномоченного органа. Следует учесть, что решение этого вопроса не относится к компетенции МВД. Административные правонарушения могут выявляться в рамках выездных проверок, при подаче документов в регистрирующие органы и пр. Необходимо иметь в виду, что меры воздействия могут применяться только при соблюдении процедур, предусмотренных законодательством. В частности, нормами предписана фиксация и изучение доказательств в рамках возбуждения производства, рассмотрение собранных материалов и пр.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *