АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Правоохранительная деятельность таможенных органов по обеспечению соблюдения лицами норм интеграционного и национального таможенного законодательства играет особую роль в деле защиты экономического суверенитета государства, формирования единой таможенной территории и достижения целей таможенной политики Таможенного союза и стран — участниц торгово-экономического объединения.

Нормативные акты-регуляторы административного производства

Ответственность за вышеназванные нарушения закона определяют акты российского законодательства. При этом учитываются требования международных договоров, которые приняты в рамках ЕАЭС. В таблице приведены нормативные документы, посредством которых реализуются административные производства в области таможни:

Законодательство Российской Федерации

Международные договоры

Конституция РФ

Устанавливает основные принципы ведения производства

ТК ЕАЭС

Указывает на приоритетную роль национальных законодательств при ведении дел об административных правонарушениях

Закон № 289-ФЗ от 03.08.2018 г. «О Таможенном регулировании»

Регулирует отношения, которые связаны с ввозом, вывозом товаров, определяет права и обязанности участников таможенного процесса

Конвенция Найроби, 1977 г. Международный правовой акт о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении нарушений

Создает правовую основу сотрудничества и межгосударственного взаимодействия в борьбе с контрабандой и другими таможенными нарушениями, закрепляет механизм оказания взаимопомощи в рамках международного сотрудничества

КоАП РФ, Главы 16, 28, 29, 30, 31, 32

Содержит перечень административных правонарушений в области таможенного дела. Статьи глав описывают нормы права, ответственность за их несоблюдение, правила реализации производства

Киотская конвенция, 1973 г. «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур»

Устраняет расхождения в таможенных процедурах, которые могут вызвать трудности в процессе международной торговли

Приказы, письма Федеральной таможенной службы, судебная практика

Поясняют нормы таможенного законодательства с целью их точного и объективного применения в рамках производства

Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза и государств-членов ТС, 2010 г.

Обеспечивает соблюдение таможенного законодательства

Участники производства по делам о нарушении таможенных прав

Определение 8

Участники производств по делам об административных правонарушениях в таможенной сфере – это лица, которым законодательно предоставлены те или иные права, и на которых возлагаются определенные процессуальные обязанности.

Действия, совершаемые в рамках административного производства, не должны обходиться без участия установленных законом лиц. У каждого из этих лиц различные формы выражения правоспособности, но всех их объединяет то, что они являются сторонами возникших административно-процессуальных отношений.

В производстве по делам об административных правонарушениях в таможенной сфере принимают участие уполномоченные должностные лица таможенной службы, судьи судов различных юрисдикций, прокуроры, лица, в отношении которых вынесено постановление о нарушении таможенных правил, их законные представители, защитники, экспертные специалисты.

Исполнение постановлений о по делам нарушении таможенных правил

Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях в таможенной сфере регламентируется Главами 31, 32 Кодекса об административных правонарушениях. Постановление необходимо исполнить с момента его вступления в силу после истечения срока, который установлен для обжалования:

  • постановления по делу, если оно не было опротестовано или обжаловано;
  • решения по протесту, жалобе, если решение не было опротестовано или обжаловано. Исключение составляют случаи, когда вынесенное постановление отменяется.

Постановление подлежит немедленному исполнению после вынесения решения по жалобе, протесту, не подлежащим обжалованию, за исключением, если решением отменяется вынесенное постановление.

Исполнение постановления условно подразделяется на два этапа:

  1. Обращение к исполнению.
  2. Приведение в исполнение.
Замечание 9

КоАП предусматривает возможность отсрочки, прекращения или приостановления исполнения постановления о нарушении таможенных правил при наличии объективных обстоятельств.

Постановление о назначении административного наказания, исполненное в полном объеме возвращается таможенному органу, вынесшему его. На документе ставится отметка об исполнении. Если исполнение не производилось или выполнено не полностью, возврат постановления делается на основании специального акта.

Вид административного наказания

Порядок исполнения

Предупреждение

Исполняется должностным лицом, вынесшим его, посредством вручения или направления копии документа лицу, в отношении которого оно вынесено. Решение о назначении наказания в виде предупреждения объявляется немедленно по завершению рассмотрения дела

Штраф

Уплачивается в полном размере лицом, которое совершило противоправное деяние, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа. При назначении штрафа иностранному гражданину или лицу без гражданства, оплата должна поступить не позднее следующего дня после дня вступления постановления в законную силу. Делается одновременно с административным выдворением лица, виновного в правонарушении, за пределы РФ

Конфискация вещи – орудия совершения противоправного деяния

Исполняется таможенным органом или судебным приставом-исполнителем в соответствии с федеральным законодательством. Реализация предметов осуществляется на основании норм, установленных Правительством РФ

Анализ практики применения таможенными органами мер административного принуждения

Анализ практики таможенных органов показывает, что наиболее спорные ситуации возникают при конфискации товаров и транспортных средств за нарушения таможенных правил (НТО)1. Обращение товаров в федеральную собственность на основании постановлений по делу о НТП, вынесенных в отношении товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, происходит в двух случаях: в результате их конфискации у лица, перемещающего товары, и конфискации у собственника этих товаров, если он сам их перевозит либо пользуется ими в нарушение установленных таможенных правил.

В отличие от конфискации имущества, предусмотренной статьями Уголовного кодекса РФ, которая в качестве дополнительного наказания может быть вынесена в отношении имущества, нажитого в результате преступной деятельности гражданина, конфискация имущества, предусмотренная нормами таможенного права может быть распространена только на те вещи, предметы, транспортные средства, которые являются непосредственными объектами правонарушения (ст. 242 ТК РФ).

Кроме того, такие предметы подлежат конфискации независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение таможенных правил, а также установлено это лицо или нет.

Ещё одно существенное отличие процессуального свойства состоит в том, что за преступление конфискация может быть назначена только судом, а за нарушение таможенных правил конфискацию согласно закону могут применить таможенные органы, правомочные рассматривать дела о таких правонарушениях. В соответствии с ч. 1 ст. 358 Таможенного кодекса РФ «дело о на- рушении таможенных правил, в случае привлечения к ответственности лица, рассматривается таможенным органом РФ, должностное лицо которого вело производство по этому делу».

К различиям рассматриваемых отраслевых видов конфискации можно отнести ещё и то, что конфискация в административном порядке может быть применена и к имуществу организаций, предприятий, учреждений, независимо от форм их собственности, а уголовная конфискация — только в отношении имущества физического лица, нажитого преступным путём. Как известно, уголовное дело в отношении юридического лица не может быть возбуждено. В соответствии же с таможенным законодательством дело в отношении юридического лица при наличии признаков правонарушения заводится с момента составления протокола о НТП.

Своё решение о конфискации товаров и транспортных средств таможенный орган выносит в форме постановления по делу о нарушении таможенных правил. В отличие же от этого, уголовная конфискация имущества происходит в строгом соблюдении конституционных норм.

В соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещённой законом экономической деятельности. В качестве гарантий реализации этого права закреплено положение о том, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишён своего имущества иначе, как по решению суда (ст. 35 Конституции РФ).

В сложившейся ситуации важно мнение легального толкователя анализируемых норм. Однако Конституционный Суд РФ (КС РФ) до настоящего времени также не занял однозначную позицию. Правоприменительным органам сложно руководствоваться его постановлениями и определениями при разрешении конкретных дел, связанных с изъятием и конфискацией имущества.

Необходимо отметить что заключение Конституционного Суда РФ в части определения момента прекращения права собственности при изъятии и конфискации имущества не является в полной мере определенным: «…изъятие имущества и принятие компетентными органами решения о его конфискации само по себе не является прекращением права собственности. Оно прекращается в результате реального исполнения такого решения и факта перехода имущества в собственность государства». Остается неясным, какие еще действия должен совершить государственный орган, чтобы данное имущество перешло в собственность государства? Если оно изъято и компетентным органом принято решение о его конфискации, то это и есть переход имущества в собственность государства. Конфискация сама по себе является безвозмездным изъятием имущества у собственника в качестве санкции за совершенное правонарушение. Как представляется, в данном случае не может быть такого положения, когда конфискованное имущество имеет статус ничейного в течение какого-то периода времени.

Впоследствии Конституционный Суд РФ в постановлении от 11 марта 1998 года № 8-П «По делу о проверке конституционности ст. 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, части второй ст. 85 и ст. 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан М. М. Гаглоевой и А. Б. Пестрякова» в аналогичной ситуации занял иную позицию. Он указал, что ст. 266 Таможенного кодекса РФ, предусматривающая в качестве меры административной ответственности конфискацию товаров и транспортных средств без судебного решения, не соответствует ст. 19 (ч. ч. 1 и 2), 35 (ч. ч. 1 и 3) и 55 (ч. 3) Конституции РФ. Предписание ст. 35 (ч. 3) Конституции РФ о лишении имущества не иначе, как по решению суда является обязательным во всех случаях, когда должна применяться санкция в виде конфискации имущества. Как видно, КС РФ объявил конституционным только судебный порядок конфискации имущества1.

Следует отметить, что практика реагирования таможенных органов на данное постановление Конституционного Суда РФ различна. Одной из причин является то, что предложенная в письме ГТК России от 27.04.98 № 01-15/8613 «О квалификации правонарушения» схема действий таможенных органов по привлечению лиц к ответственности по ст. 279 ТК России за недекларирование товаров не учитывает особенности таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами не для коммерческих целей.

Принятие на хранение вышеуказанных товаров имеет место либо в связи с неуплатой лицом таможенных платежей на момент перемещения товаров через таможенную границу, либо в связи с наличием запретов или ограничений по перемещению товаров.

В зависимости от оснований принятия товаров на хранение представляются возможными следующие варианты реагирования.

1. Неуплата таможенных платежей. В этом случае заведению дела предшествовало принятие на хранение товаров по квитанции формы ТС-201 в связи с отсутствием у лица на момент ввоза денежных средств для уплаты таможенных платежей при выпуске товаров в свободное обращение. В квитанции ТС-20 указывается предельный срок временного хранения, в течение которого лицо вправе получить товар при выполнении условия, предусмотренного ст. 31 ТК России — уплаты в отношении товаров таможенных пошлин, налогов, т.е. в данном случае имеет место невыполнение «в установленные сроки хранения требований, относящихся к таможенному оформлению, включая уплату таможенных платежей» (абзац первый пункта 4 описательной части Постановления КС РФ).

Административное принуждение в таможенной сфере.

при обращении с заявлением об установлении корпоративных отношений саморегулируемая организация в области строительства обязана это заявление рассмотреть (процедурный аспект) и удовлетворить по существу при наличии материально-правовых оснований. Поскольку прием в члены са-морегулируемой организации равнозначен принятию решения о допуске к видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов строительства, то исполнение саморегулируемой организацией своей обязанности приводит к возникновению конкретного субъективного права — права на выполнение видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов строительства.

Таким образом, установление надлежащей правовой природы допуска к указанным видам работ и совершенствование на этой основе действующего законодательства имеют принципиальное значение для системы охраны и защиты предпринимательских и потребительских прав.

Гречкина О.В.,

канд. юрид. наук, доцент кафедры конституционного и административного права Южно-Уральского государственного университета

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

В условиях становления и развития институтов государственной власти значительно усложняются задачи специальных органов управления по обеспечению поступления в бюджет денежных средств. Многие субъекты правоотношений стремятся избежать уплаты таможенных пошлин, налогов, поэтому в целях предупреждения, пресечения правонарушений таможенные органы применяют весь спектр административно-принудительных мер.

Пределы компетенции таможенных органов по применению мер административного принуждения определяются правоохранительным характером деятельности и обусловлены их функциями.

Вместе с тем, следует отметить, что административное принуждение в области таможенного дела имеет свои специфические черты. Во-первых, оно применяется в сфере действия правоотношений, урегулированных нормами таможенного законодательства, и лишь в части, не урегулированной ими, — Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Во-вторых, меры административного принуждения в сфере таможенного регулирования обеспечивают соблюдение не всех видов административно-правовых норм, а лишь тех, которые содержат общеобязательные правила поведения в сфере таможенно-правовых отношений.

В-третьих, меры административного принуждения в области таможенного дела применяются, как правило, таможенными органами и их должностными лицами, наделенными особыми полномочиями в сфере правоохранительной деятельности.

В-четвертых, меры административного принуждения имеют достаточно широкий диапазон действия: таможенные органы вправе применять различные его виды — предупреждение, пресечение, правовосстановление, меры процессуального обеспечения производства и меры административной ответственности.

Читайте также:  Все льготы, пособия и выплаты материям-одиночкам в 2023 году

В-пятых, меры административного принуждения в таможенно-правовой сфере могут применяться как в отношении физических, в том числе должностных, так и юридических лиц.

В-шестых, меры административного принуждения в таможенно-правовой сфере носят более суровый характер, чем предусмотренные административным законодательством в целом, что проявляется, например, в высоких штрафных санкциях, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение таможенных правил.

В-седьмых, подобно административному принуждению в целом, большинство мер административного принуждения в таможенной сфере применяется во внесудебном порядке.

Известно, что таможенное законодательство имеет комплексный характер: частично его нормы связаны с гражданским, финансовым, валютным, уголовным законодательством. Вопросы применения административного принуждения как одного из наиболее важных методов регулирования таможенных правоотношений в значительной степени регулируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и меры административной ответственности в достаточной степени регламентированы данным Кодексом, тогда как действующее таможенное законодательство устанавливает порядок применения административно-предупредительных мер, мер административного пресечения и административно-восстановительных мер правового принуждения.

Административно-предупредительные меры применяются с целью предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления и выражаются в профилактическом установлении ограничений и запретов. Например, они применяются при чрезвычайных обстоятельс-

твах (стихийных бедствиях, несчастных случаях) для того, чтобы обеспечить безопасность здоровья и жизнь граждан, нормальные условия работы предприятий и учреждений.

  • № 4 (2021)
  • № 3 (2021)
  • № 2 (2021)
  • № 1 (2021)
  • №4 (2020)
  • №3 (2020)
  • №2 (2020)
  • №1 (2020)
  • №4 (2019)
  • №3 (2019)
  • №2 (2019)
  • №1 (2019)
  • №4 (2018)
  • №3 (2018)
  • №2 (2018)
  • №1 (2018)
  • №4 (2017)
  • №3 (2017)
  • №2 (2017)
  • №1 (2017)
  • №4 (2016)
  • №3 (2016)
  • №2 (2016)
  • №1 (2016)
  • №4 (2015)
  • №3 (2015)
  • №2 (2015)
  • №1 (2015)
  • №4 (2014)
  • №3 (2014)
  • №2 (2014)
  • №1 (2014)
  • №4 (2013)
  • №3 (2013)
  • №2 (2013)
  • №1 (2013)
  • №4 (2012)
  • №3 (2012)
  • №2 (2012)
  • №1 (2012)

Применение административного принуждения при нарушении таможенных правил

В соответствии со ст. 28.1. КоАП РФ в подавляющем большинстве случаев поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

  • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Чаще всего признаки правонарушений в таможенном деле обнаруживаются должностными лицами таможенных органов самостоятельно при проведении таможенного контроля с применением одной или нескольких форм, утвержденных ТК Таможенного союза.

Так, при производстве таможенного досмотра товаров и (или) транспортных средств, проводимого уполномоченными должностными лицами таможенного органа, могут быть выявлены:

  1. сокрытые от таможенного контроля в тайниках товары, т.е. признаки ст. 16.1 ч. 2 КоАП РФ;
  2. несоответствие сведений, внесенных в таможенную декларацию, действительным характеристикам декларируемой товарной партии, т.е. признаки ст. 16.2 ч. 2 КоАП РФ;
  3. факт уничтожения, повреждения, удаления, изменения либо замены средств идентификации, т.е. признаки ст. 16.11 КоАП РФ, а также признаки иных правонарушений, обозначенных в гл. 16 КоАП РФ.

Это обстоятельство можно назвать первой особенностью производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.

Кроме этого, часто порядок и сроки производства по делу об административном правонарушении в области таможенного дела зависит от административно-правового статуса или места нахождения таможенного органа, в котором данное производство ведется. Это утверждение можно считать второй особенностью производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и пояснить следующим образом.

Известно, что анализ административной ответственности позволяет назвать три ее основания:

  • нормативное — систему норм административного права регулирующих ее (в таможенном деле это прежде всего гл. 16 КоАП РФ);
  • фактические — деяния субъектов, нарушающие правовые предписания, охраняемые административными санкциями (административные правонарушения в области таможенного дела — деяния, подпадающие под признаки статей гл. 16 КоАП РФ);
  • процессуальные — акты компетентных субъектов о наложении конкретных административных наказаний на виновных лиц.

Данные акты должны быть законными, своевременными, обоснованными, эффективными и т.д. Перечисленные характеристики в полной мере зависят от качества проведенных при рассмотрении дела мероприятий, направленных на установление объективной истины.

В свою очередь, количество действий или мероприятий, проводимых должностным лицом таможенного органа для вынесения постановления по делу об административном правонарушении в области таможенного дела, зависит от имеющихся при возбуждении дела исходных данных. Наличие последних определяет алгоритм действий уполномоченного лица таможенного органа.

Возможны следующие варианты.

Во-первых, должностные лица таможенных органов РФ вправе назначать административное наказание физическим лицам в виде предупреждения или административного штрафа в порядке, предусмотренном ст. 28.6 КоАП РФ. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе в соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ.

Такая практика используется, если:

  • административное правонарушение не представляет серьезной общественной опасности и не влечет вредных последствий;
  • состав правонарушения очевиден;
  • физическое лицо, привлекаемое к административной ответственности, признает свою вину, не оспаривает справедливости налагаемого взыскания и готово уплатить административный штраф на месте.

При этом уполномоченным должностным лицом таможенного органа административный штраф налагается и взимается на месте совершения административного правонарушения с составлением постановления о назначении административного наказания в виде штрафа без составления протокола, которое оформляется на специальном бланке, рекомендованном к использованию письмом ФТС России от 26 сентября 2012 г. № 01-11/48291 «О применении статьи 28.6 КоАП России».

Правоохранительная деятельность таможенных органов по обеспечению соблюдения лицами норм интеграционного и национального таможенного законодательства играет особую роль в деле защиты экономического суверенитета государства, формирования единой таможенной территории и достижения целей таможенной политики Таможенного союза и стран — участниц торгово-экономического объединения.

Согласно ст. 18 Закона о таможенном регулировании одним из критериев опенки качества работы таможенных органов РФ является эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям в сфере таможенного дела.

Специальная таможенная статистика административных правонарушений, совершаемых в Российской Федерации, имеет устойчиво-стабильный характер и указывает на широкие масштабы и систематичность нарушения таможенных правил физическими и юридическими лицами.

Деятельность по установлению пределов административной ответственности за нарушение правил таможенного регулирования находится в исключительной юрисдикции государства и является важнейшим средством защиты публичных экономических интересов.

Законодательство РФ не содержит легального определения административной ответственности за нарушение таможенных правил. Руководствуясь научными подходами к понятию административной ответственности вообще, административную ответственность в области таможенного дела можно определить следующим образом.

Административная ответственность в области таможенного дела — предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершение правонарушений в сфере таможенного регулирования (нарушения таможенных правил), связанная с применением к виновным лицам административных наказаний (санкций).

Административная ответственность в таможенной сфере обладает общими признаками юридической ответственности в целом, но имеет отличительные и особые признаки:

  • 1) является формой административного принуждения как специфического метода защиты действующего в стране правопорядка в области таможенного регулирования;
  • 2) является правовым последствием виновного антиобщественного поведения. Юридическим фактом для ее применения являются публично-правовые деликты, посягающие на порядок таможенного регулирования и нормальную деятельность таможенных органов;
  • 3) является элементом реализации государственной власти, применяется судами, таможенными органами и их должностными лицами на основании материальных и процессуальных норм, установленных административным законодательством;
  • 4) находится за пределами компетенции органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • 5) реализуется в процессуальных формах, нормативно определенных КоАП (разд. III—V) и международными соглашениями по вопросам сотрудничества и административной помощи таможенных служб зарубежных государств;
  • 6) сопровождается публичным государственным и общественным осуждением поведения правонарушителя и выражается в претерпевании правонарушителем отрицательных для него последствий материального и морального характера;
  • 7) состоит в применении к правонарушителям узкого круга административных наказаний в виде предупреждения, административного штрафа и конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • 8) нацелена на восстановление публичных интересов государства: выполнение фискальных функций, защиту экономики, защиту правопорядка и безопасности населения при перемещении товаров и средств международных перевозок через таможенную границу;
  • 9) в целях формирования единого таможенного пространства в рамках Таможенного союза административный процесс по привлечению виновных лиц к ответственности за нарушение таможенных правил строится на принципах сотрудничества таможенных служб государств, взаимной помощи в таможенной сфере, сближения и унификации административного законодательства в рамках Таможенного союза.

Цели применения мер административной ответственности за нарушение таможенных правил:

  • • превентивная (воспитательная) — направлена на предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП);
  • • карательная — связана с претерпеванием виновным лицом негативных последствии морального или материального плана в пределах меры ответственности, установленной государством;
  • • правовосстановительная (компенсационная), направленная на восстановление нарушенных противоправным поведением общественных отношений. Так, согласно ст. 4.1 КоАП назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено, а ст. 4.7 Кодекса предусматривает возможность возмещения имущественного ущерба и морального вреда, причиненного административным правонарушением;
  • • охранительная — направлена на вытеснение вредных и опасных для экономики и общества вариантов поведения лиц в сфере таможенного регулирования, охрану и защиту интересов государства и достижение целей таможенной политики.

Целью установления и применения мер административной ответственности не может являться унижение человеческого достоинства, причинение физических страданий или нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ст. 3.1 КоАП).

Специфика административного принуждения в таможенной сфере

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ).

В современной России проблемам применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях уделяется значительное внимание.

Кроме того, КоАП РФ делит виды наказаний на основные и дополнительные (ст. 3.3 КоАП РФ). При этом предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Что касается целей административных наказаний, то они, как правило, назначаются для предупреждения новых нарушений, а не устрашения виновных или лишения их чего-либо.

Административное принуждение в таможенной сфере.

В-четвертых, меры административного принуждения имеют достаточно широкий диапазон действия: таможенные органы вправе применять различные его виды — предупреждение, пресечение, правовосстановление, меры процессуального обеспечения производства и меры административной ответственности.

Кроме рассмотренных нами выше прав, таможенным органам предоставлено также право доставления и административного задержания.

Из указанных выше видов административных наказаний к юридическим лицам могут применяться только такие, как предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и административное приостановление деятельности.

Исходя из приведенных определений понятия административной ответственности наиболее полным и точным является определение Хомякова и др.

Применение административного принуждения при нарушении таможенных правил

В основе этой классификации лежат цели и способ обеспечения правопорядка [1]. Данной классификации придерживаются многие отечественные и зарубежные ученые, такие как Ибрагимов Х.Ю., Ахметов Р.И., Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Смоленский М.Б., Козлов Ю.М. и многие другие.

При этом процессуальные меры обеспечения не следует путать с формами таможенного контроля и принудительными мерами, которые никаким образом не связаны с административным правонарушением. Это объясняется тем, что первые обусловлены неправомерным поведением, а последние — необходимостью защиты интересов государства и общества [2, с.18].

В статье 3.5 КоАП РФ закреплено такое административное наказание как штраф. Его размеры также определены в указанной статье. Рассматривая каждую группу в отдельности, можно утверждать, что первый блок мер принуждения применяется в профилактических целях: здесь главный момент заключается в недопущении возможных нарушений в сфере государственного управления. При этом свое практическое выражение они находят в установлении легальных ограничений и запретов.

Административные нарушения в таможенной сфере

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов Российской Федерации принадлежит Федеральной таможенной службе — одному из базовых институтов экономики.

Участвуя в государственном регулировании внешнеторговой деятельности и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует подъему экономики страны и повышению благосостояния населения.

В соответствии с пунктом ж) статьи 71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации.

Пунктом 1 Положения о Федеральной таможенной службе, закреплено, что Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

В связи с введением в действие нового Таможенного кодекса Таможенного союза вопросы возбуждения, производства и рассмотрения дел об административных правонарушениях в области таможенного дела до сих пор является актуальными.

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе осуществления деятельности в сфере таможенного права.

Предмет исследования составляют административные правонарушения.

Целью исследования является анализ административных правонарушений в таможенной сфере.

Для достижения поставленной цели определены следующие базисные задачи исследования:

изучит законодательство об административных правонарушениях;

показать субъекты административной ответственности и особенности;

описать назначения наказания за совершение нарушений таможенных правил;

определить виды нарушений таможенных правил.

Читайте также:  Срок полезного использования ноутбука 2023 году в бухгалтерском учете

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования, обеспечивает логическую последовательность в изложении результатов и состоит из двух глав, в которых в логической последовательности и взаимосвязи освещены вопросы, являющиеся предметом данного исследования.

При написании работы применялись следующие методы исследования: монографический, экономико-статистический, аналитический, логический и другие.

Информационной базой для написания работы послужили: учебная, научная, методическая литература по рассматриваемому вопросу, законодательные акты; статистические справочники, проблемные статьи в федеральных средствах массовой информации, электронные ресурсы удаленного доступа.

I. ПРАВОВАЯ ОСНОВА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

1.1 Законодательство об административных правонарушениях

В странах Таможенного Союза, единственными актами законодательства об административных правонарушениях являются Кодексы об административных правонарушениях (КоАП РФ таможенный законодательство административный ответственность

II. ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

Исчерпывающий перечень составов нарушений таможенных правил, за совершение которых может наступить административная ответственность, а также виды и размеры соответствующих санкций содержатся в главе 16 КоАП РФ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственное принуждение играет одну из ведущих ролей среди юридических гарантий обеспечения функционирования государственных структур. В системе многочисленных мер управления центральное место занимают меры административного принуждения, с помощью которых и происходит непосредственное, целенаправленное воздействие органов управления и их должностных лиц на поднадзорных им физических и юридических лиц.

Проведенный комплексный анализ административного принуждения в таможенной сфере позволяет выявить его основные особенности:

Во-первых, меры административного принуждения в таможенной сфере носят более суровый характер, чем предусмотренные административным законодательством в целом.

Во-вторых, применяются такие меры таможенными органами и их должностными лицами, наделенными особыми полномочиями в сфере правоохранительной деятельности в сфере действия правоотношений, урегулированных нормами таможенного законодательства, и лишь в части не урегулированных ими — Кодексом об административных правонарушениях РФ.

В-третьих, меры административно-таможенного принуждения имеют достаточно широкий диапазон действия. Это: и предупреждение, и меры пресечения, и правовосстановления, и меры процессуального обеспечения производства по делам о нарушениях таможенных правил и меры ответственности.

Институт административной ответственности занимает центральное место в структуре таможенно-правовой ответственности, являясь частью административно-таможенного принуждения.

Проведенный комплексный анализ данного института позволяет сделать следующие выводы:

. Основаниями административной ответственности в таможенной сфере являются: юридические; фактическое — состав нарушений таможенных правил; процессуальное — акт (решение, постановление) таможенного органа или его должностного лица о наложении конкретного вида взыскания.

. Нарушения таможенных правил по своей природе являются административными, однако специфика состава и признаков НТП позволяет отнести их к самостоятельному институту таможенного законодательства. В отличие от административного правонарушения, которое посягает на порядок управления, к объектам НТП относятся: порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ; порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ; порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ; порядок обложения товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, таможенными платежами и их уплаты; порядок предоставления в отношении указанных выше товаров и транспортных средств льгот и пользования ими.

. Субъектами нарушений таможенных правил признаются: физические лица: российские, иностранные граждане, военнослужащие и должностные лица; юридические лица и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

. По своим карательным свойствам меры административной ответственности, применяемые к нарушителям таможенного законодательства, приближаются к мерам уголовной ответственности.

. Административные взыскания за нарушение таможенных правил налагаются с учетом принципа самостоятельности дополнительного взыскания. Оно применимо, даже если срок привлечения к основной санкции пропущен.

В целом, административное и таможенное законодательство Российской Федерации не должно служить средством противостояния государственных органов и субъектов внешнеэкономической деятельности, а способствовать их тесному сотрудничеству. Для этого необходимы закрепленные в нормах права механизмы реализации таможенными органами своих полномочий, в том числе и по вопросам привлечения к ответственности за нарушения таможенных правил. Думается, что проведенное исследование послужит совершенствованию деятельности таможенных органов, особенно в части выполнения ими правоохранительных функций.

Административные правонарушения в сфере таможенного дела — весьма важный и серьезный вопрос, заслуживающий пристального вниманиях. Статистические данные показывают рост различных нарушений в этой области. Подробное рассмотрение особенностей и проблем наказаний за административные правонарушения в сфере таможенного дела выявило ряд недоработок и пробелов законодательства, например спорный моменты в вопросе применения наказания к юридическим лицам. Эти моменты нуждаются во всесторонней доработке.

Борьба с таможенными преступлениями

Как с наиболее опасными нарушениями правил перемещения товаров и транспортных средств через границу закон относит и административные правонарушения. Борьба с нарушениями таможенного законодательства предполагает, не только активное применение уголовного права, но и привлечение лиц совершивших контрабанду к административной ответственности. Последние изменения в области уголовно-правовой ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу переместили вектор в сторону административной ответственности. Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» статья 188 УК РФ была исключена. Разумеется, это не означает, что за действия по незаконному перемещению товаров через таможенную границу сейчас не предусмотрена уголовная ответственность. Если речь идет о так называемой «товарной контрабанде», частично она перешла в область регулирования Кодекса об административных правонарушениях, частично ответственность предусмотрена статьей 194 УК РФ. Учитывая тот факт, что в настоящее время правоохранительными органами не наработано достаточно практики по расследованию уголовных дел, за преступления ответственность за которые предусмотрена ст. 194 УК, привлечению виновных лиц к уголовной ответственности по этому составу преступления. Подобных дел очень мало. Есть трудности и с определением размера уклонения от уплаты таможенных платежей и с квалификацией нескольких эпизодов как единое длящееся преступление. Это логично и объяснимо. Многие годы, за совершение действий, которые образовывали состав преступления, ответственность за которое предусмотрена 194 статьей Уголовного кодекса никого не привлекали. Намного проще было квалифицировать эти действия по статье 188 УК РФ. По этим причинам, на первый план выходит работа в направлении привлечения лиц к административной ответственности.

Административная ответственность в области таможенного дела

  • Курсовая работа Таможенные правонарушения 460 руб.
  • Реферат Таможенные правонарушения 270 руб.
  • Контрольная работа Таможенные правонарушения 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Под понятие правонарушений нельзя подвести такие категории как мысли, помыслы, чувства, но до тех пор, пока они не найдет реального выражения в противоправных действиях или бездействиях.

Бездействие подпадает под категорию правонарушений лишь в ситуации, если лицо, обязанное совершить действия в определенной ситуации и при определенных условиях не совершает оного.

Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы Российской Федерации, являющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую входят: находящаяся в системе Министерства экономического развития Федеральная таможенная служба, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты.

Федеральная таможенная служба России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации. В своей деятельности она взаимодействует с другими федеральными и субъектов Федерации органами исполнительной власти и общественными объединениями, а возложенные на нее задачи решает непосредственно и через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, таможенные лаборатории, подведомственные учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации.

Должностные лица таможенных органов (а таковыми являются все их работники, имеющие специальные звания таможенной службы) являются представителями власти и в качестве таковых имеют право: отдавать законные распоряжения и предъявлять требования, обязательные к исполнению организациями, государственными органами и физическими лицами (ст. 422 Таможенного кодекса РФ), и применять специальные средства пресечения неправомерных действий — физическую силу, технические средства, огнестрельное оружие (ст. 424-427 Таможенного кодекса РФ).

Таможенный контроль и административная ответственность за нарушение таможенных правил призваны обеспечить строгое выполнение всех видов таможенных режимов, а также полноту и своевременность уплаты всех видов таможенных платежей. Таможенный режим представляет собой совокупность закрепленных в юридических нормах правил, регулирующих деятельность по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Важнейшей составной частью таможенного дела является таможенный контроль, который призван проверять соблюдение действующих правил лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу России, выявлять соответствие таможенных операций действующему таможенному законодательству, его конкретным юридическим нормам. При ввозе таможенный контроль начинается с момента пересечения таможенной границы товарами и транспортными средствами, а при вывозе с момента принятия таможенной декларации. Заканчивается же таможенный контроль в момент выпуска ввезенных предметов, а при вывозе в момент пересечения таможенной границы.

Статья 180 Таможенного кодекса РФ предусматривает многочисленные и разнообразные формы таможенного контроля. Он может осуществляться в форме проверки документов и сведений, досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра, учета товаров и транспортных средств, устного опроса, проверки системы учета и отчетности, осмотра территорий и помещений, а также в иных формах, не противоречащих правовым актам.

Личный досмотр — исключительная форма, он проводится по решению начальника таможенного органа при наличии достаточных данных полагать, что находящийся в зоне таможенного контроля гражданин скрывает при себе товары, являющиеся объектами таможенного нарушения.

В процессе и в результате осуществления таможенного контроля, в связи с выявленными нарушениями таможенных правил, таможенные органы и их должностные лица могут применять различные средства и меры административного принуждения: пресекательные средства (приостановление операций по счетам, изъятие товаров или наложение на них ареста, личное задержание граждан, применение физической силы, оружия); восстановительные меры (неуплаченные таможенные платежи взыскиваются ими с организаций и бесспорном порядке, независимо от времени обнаружения факта неуплаты, да еще с ежедневным начислением пени); применение административных наказаний за совершение таможенных административных правонарушений.

В соответствии со ст. 23.8 КоАП РФ таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 16.2-16.22 КоАП РФ. Рассматривать дела об этих правонарушениях от имени представляемого ими органа вправе: председатель ГТК России и его заместители, начальники региональных таможенных управлений и их заместители, начальники таможен и их заместители, начальники таможенных постов — об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами. При этом виновные в совершении административных правонарушений в таможенной сфере физические и юридические лица подлежат административной ответственности по нормам и правилам КоАП РФ.

Характеристика административно-правового урегулирования построена на обеспечении применения инструментов оформления и контроля на таможне, урегулировании товарного обмена, участии в свершении торговых и политических задач в области защиты российского рынка, стимуляции развития национальной экономической сферы, участии в сотрудничестве в международной сфере и т.п. Другими словами, таможенное урегулирование характеризовано административно-правовой нормой, направленной на учреждение порядка права и условий перемещения посредством таможенной границы транспортных средств и товаров, взимание платежей таможенного характера, оформления на таможне, контроль таможенный и иные средства и способы приведения таможенной политики в жизненную арену.

Административно-правовая норма представляет собой установленное государством определенное правило поведения с целью урегулирование отношений в обществе, которые возникают, изменяются, прекращаются в области функционирования механизмов исполнительной ветви власти либо управления государственного типа.

Административные меры применяются тогда, когда виновника нельзя привлечь к уголовному наказанию. Иностранные лица, а также лица без гражданства несут ответственность на равных условиях с российскими гражданами.

Особым образом следует рассмотреть наложение наказания на юридический субъект. В частности, здесь нужно разделить ответственность юридического лица и его сотрудников. Если на саму фирму наложено наказание, это не освобождает ее сотрудников от ответственности. Аналогично: если к ответственности привлекается специалист, это не освобождает от наказания ЮЛ.

Нарушение правил предполагает неизбежность наступления наказания. ЮЛ подлежат ответственности вне зависимости от их адреса, организационной формы (ООО, АО) и прочих характеристик. Соответствующее правило приведено в части 1 статьи 1.4 КоАП РФ. Кроме того, наказание не избежит и субъект, находящийся в процессе реорганизации. В этом случае ответственность накладывается на основании этих принципов:

  • Если выполняется слияние ЮЛ, наказание накладывается на вновь образованный субъект.
  • Если выполняется присоединение, ответственным признается присоединяющее лицо.
  • Если выполняется разделение или выделение, наказание накладывается на то лицо, которому перешли все права и обязанности.

Еще один важный принцип – принцип невиновности. То есть наказание накладывается только на лицо, виновность которого доказана. Подозреваемый не должен доказывать свою невиновность, это обязанность суда. Все сомнения толкуются в пользу подозреваемого на основании статьи 1.5 КоАП РФ.

Наказание устанавливается с учетом всех обстоятельств конкретного дела. В частности, во внимание принимаются все нюансы конкретного дела, личность нарушителя, его имущественное положение. Однако верхний и нижний пороги наказания установлены КоАП РФ. Накладываемая ответственность должна находиться в рамках, оговоренных в законе.

Об административном принуждении в налоговых и таможенных правоотношениях

Состав нарушения таможенных правил, как и любого иного вида правонарушений, является традиционным, включая в себя такие элементы как:

  • объект в нарушении таможенного правила;
  • его объективная сторона в форме правонарушения;
  • субъект в нарушении таможенных правил;
  • его субъективная сторона в форме правонарушения.

В качестве субъекта нарушения правил таможенного права может выступать физическое или юридическое лицо российского либо иностранного происхождения, которое подлежит ответственности за предусматриваемые таможенным законом деяния, выраженные в действии либо бездействии, которые связываются с нарушением правил, соблюдение которых включается в его установленные законом или другим НПА обязанности в сфере таможенного дела. Причем формулировка «подлежит ответственности» — обязательна и весьма важна, потому как 24.5 статье КоАП РФ содержится список обстоятельств, при присутствии которых лицо, которое совершило противоправное деяние, не понесет за него ответственности.

Субъективная сторона в нарушении таможенных правил находится в зависимости от того, кто выступит в образе субъекта правонарушения, юридическое или физическое лицо.

С субъективной стороной в образе признака состава нарушения таможенного правила, когда субъектами правонарушения являются юридические лица, все происходит особенным образом. Виновность юридического лица может быть определена по 2 части 2.1 статьи КоАП, для того чтобы признавать юридическое лицо виновным в нарушении таможенных правил, необходимым является собрать доказательства, что данное юридическое лицо, его коллектив, администрация, должностные лица могли, но не предприняли всех мер, которые были необходимы для соблюдения таможенного правила, за нарушение которых установлена ответственность административного характера. В таких целях, речь идет о целях доказывания, должностные лица органов таможни РФ, которые ведут производство по делу нарушения таможенного правила, могут назначить экспертизу, согласно 26.4 статье КоАП РФ, взять пробы, образцы товаров, почерка, и других необходимых предметов.

Читайте также:  Штрафные санкции за просроченный паспорт

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источник:

В случае привлечения лица к административной ответственности в области таможенного законодательства наиболее частой санкцией со стороны таможни является назначение административного штрафа. Размер штрафа может быть как фиксированным, так и варьирующимся в зависимости от стоимости товара, который стал предметом административного правонарушения.

Именно размер штрафа вызывает опасения у лица, привлекаемого таможней к административной ответственности. Например, при привлечении лица к административной ответственности по ст. 16.2 КоАП РФ – недекларирование либо недостоверное декларирование товаров – размер административного штрафа привязан к стоимости незадекларированного либо недостоверно задекларированного товара: штраф составит сумму от половины до двукратной стоимости товара. Причем размер таможенного штрафа по данной статье одинаков как для физических, так и для юридических лиц.

Общий порядок административного производства по таможенным делам предполагает вынесение таможенным органом протокола об административном таможенном правонарушении. Протокол таможней может быть вынесен немедленно в момент выявления факта предполагаемого правонарушения либо составлен после завершения административного расследования.

По своей сути, таможенный протокол об административном правонарушении – это процессуальный документ, в котором зафиксированы все обстоятельства совершения правонарушения, доказательства факта его совершения и вины лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил. По результатам рассмотрения протокола уполномоченным лицом таможни выносится уже постановление о привлечении лица к ответственности. В отличие от общего порядка административного производства по таможенным делам, в рамках которого оно сводится к протоколу и постановлению, специальный порядок предусматривает вынесение не протокола, а определения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Постановление таможенного органа о привлечении к административной ответственности – процессуальный документ, в рамках которого определяется мера наказания за совершенное таможенное правонарушение. Постановление таможни ставит точку в проведении административного расследования и рассмотрения дела.

При упрощенном порядке производства по делу по отдельным видам административных правонарушений таможня имеет право сразу выносить постановление-предупреждение. Данная возможность предполагает отсутствие общественной опасности, признания вины лицом, привлекаемым к ответственности, и его готовность оплатить таможенный штраф на месте (при условии, что мерой административного наказания является штраф). К таким случаям относятся, в частности, административные правонарушения по ст. 16.5 и ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ.

Если лицо, привлекаемое к административной ответственности за правонарушение в сфере таможенного дела несогласно с фактом его привлечения или с избранной ему таможней мерой административного наказания по делу, постановление о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано.

В целом массив нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность таможенных органов по применению административного принуждения, составляют акты национального законодательства, акты наднационального законодательства, подзаконные акты.
Согласно ст. 6 Таможенного кодекса таможенного союза (далее – ТК ТС) одной из задач таможенных органов является выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений (далее – АП) в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза (п. 8 ч. 1).
В свою очередь, п. 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона РФ от 27.10.2011 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусмотрена такая функция таможенных органов РФ, как осуществление административного производства по делам об АП в области таможенного дела.
Обратим внимание, что большинство дел об АП, возбуждаемых уполномоченными приказом ФТС России от 02.12.2014 г. № 2344 должностными лицами таможенных органов России, безусловно, приходятся на 16 главу КоАП РФ (статьи 16.1-16.24), которой установлены нормы административной ответственности за нарушения таможенных правил (далее – НТП) [6]. В то же время, в своей деятельности таможенные органы, как правило, выявляют и административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 7.12 (ч. 1), 14.10, 15.25, 20.25 (ч.1) КоАП РФ [1; 2; 3; 6].
Осуществляя производство по делам об АП, уполномоченные должностные лица таможенных органов РФ вправе применять административно-процессуальные меры принуждения – меры обеспечения производства, такие как:
● доставление (практика показывает, что должностные лица таможенных органов нередко фактически применяя данную меру обеспечения при выявлении нарушения таможенных правил и препровождении физического лица в служебное помещение таможенного органа, как правило, не фиксируют это установленным образом);
● административное задержание (как показывает практика, такая мера обеспечения производства, как правило, должностными лицами таможенных органов РФ не применятся);
● личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, а также осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (ст. 28.3 КоАП РФ);
● изъятие вещей и документов;
● арест товаров, транспортных средств и иных вещей.
Применение должностными лицами таможенных органов такой меры обеспечения производства, как привод законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, законного представителя несовершеннолетнего лица либо физического лица привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, предусмотрено ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ, из которых следует, что такая мера обеспечения не применяется на стадии возбуждения дела об АП, а применяется только на стадии рассмотрения дела.
Отметим, что осуществлять привод по делам о АП должностные лица таможенных органов самостоятельно не вправе, а вправе – должностные лица органов внутренних дел во исполнение соответствующего определения должностного лица таможенного органа или постановления судьи, которые руководствуются положениями Инструкции о порядке осуществления привода, утвержденной Приказом МВД России от 21.06.2003 г. № 438 (привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, как показывает практика, практически не применяется таможенными органами).
Кроме названных мер, таможенными органами РФ также могут быть применены: задержание судна, доставленного в порт РФ, арест судна, доставленного в порт РФ, залог за арестованное судно, а также временный запрет деятельности,
С некоторыми особенностями, установленными национальным законодательством Республики Беларусь и Республики Казахстан, аналогичные меры обеспечения производства применяются и таможенными органами названных государств.

Правоохранительная деятельность таможенных органов РФ Скачать 163644 0 0

… из них на оперативную обстановку в целом и на деятельность опера­тивных подразделений в частности имеет большое значение для правильной ее оценки. Глава 3: ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. § 1. Борьба с контрабандой и обеспечение экономической безопасности . Деятельность таможенных органов как органов дознания за истекший период 1996 …

Административные меры применяются тогда, когда виновника нельзя привлечь к уголовному наказанию. Иностранные лица, а также лица без гражданства несут ответственность на равных условиях с российскими гражданами.

Особым образом следует рассмотреть наложение наказания на юридический субъект. В частности, здесь нужно разделить ответственность юридического лица и его сотрудников. Если на саму фирму наложено наказание, это не освобождает ее сотрудников от ответственности. Аналогично: если к ответственности привлекается специалист, это не освобождает от наказания ЮЛ.

Нарушение правил предполагает неизбежность наступления наказания. ЮЛ подлежат ответственности вне зависимости от их адреса, организационной формы (ООО, АО) и прочих характеристик. Соответствующее правило приведено в части 1 статьи 1.4 КоАП РФ. Кроме того, наказание не избежит и субъект, находящийся в процессе реорганизации. В этом случае ответственность накладывается на основании этих принци��ов:

  • Если выполняется слияние ЮЛ, наказание накладывается на вновь образованный субъект.
  • Если выполняется присоединение, ответственным признается присоединяющее лицо.
  • Если выполняется разделение или выделение, наказание накладывается на то лицо, которому перешли все права и обязанности.

Еще один важный принцип – принцип невиновности. То есть наказание накладывается только на лицо, виновность которого доказана. Подозреваемый не должен доказывать свою невиновность, это обязанность суда. Все сомнения толкуются в пользу подозреваемого на основании статьи 1.5 КоАП РФ.

Наказание устанавливается с учетом всех обстоятельств конкретного дела. В частности, во внимание принимаются все нюансы конкретного дела, личность нарушителя, его имущественное положение. Однако верхний и нижний пороги наказания установлены КоАП РФ. Накладываемая ответственность должна находиться в рамках, оговоренных в законе.

Ключевая функция наложения наказания – предупреждение возникновения новых нарушений. Ответственность устанавливается на основании положений главы 16 КоАП РФ. Этой главой предусматриваются эти меры воздействия:

  • Предупреждение.
  • Наложение штрафа.
  • Отзыв лицензии, необходимой для ведения какой-либо специфической деятельности.
  • Конфискация продукции, которая является объектом проступка, связанного с таможенными нормами.
  • Взыскание стоимости продукции, которая незаконно перевозилась через границу.
  • Конфискация ТС, посредством которых незаконно перевозилась продукция.

Все меры административной ответственности перечислены в статье 3.2 КоАП РФ.

Понятие предупреждения содержится в статье 3.4 КоАП РФ. В частности, это порицание действий ФЛ или ЮЛ. Оно выносится в письменном виде. Предупреждение и устное замечание – это разные формы наказания.

Штраф накладывается на основании статьи 3.5 КоАП РФ. Предполагает следующие размеры:

  • Для ФЛ – не более 5 000 рублей.
  • Для должностных лиц – не более 50 000 рублей.
  • Для ЮЛ – 1 000 000 рублей.

Также штраф может выражаться в этих размерах:

  • Стоимость объекта нарушения правил (к примеру, стоимость незаконно транспортируемого товара).
  • Сумма долгов виновника по налогам, сборам, пошлинам.
  • Выручка от продажи товара, являющегося объектом правонарушения.

В части 2 статьи 3.5 КоАП РФ указано, что если назначается штраф фиксированного размера, то минимальный его размер составляет 100 рублей. Если же штраф назначается на основании суммы неуплаченных налогов, размер этого штрафа не может превышать стоимость объекта правонарушения. Весь штраф, уплачиваемый нарушителем, направляется в бюджет страны на основании части 5 статьи 3.5 КоАП РФ.

Меры административного восстановления.

Административное принуждение охватывает понятие правовой ответственности, но им не исчерпывается, ибо не всякая принудительная мера, применяемая органами государства, может быть отнесена к разряду мер юридической ответственности. Более того, в обеспечении государственного управления первостепенное значение принадлежит не только юридической ответственности, но и другим видам правового принуждения. К ним, например, относятся те меры, назначение которых исчерпывается одним принуждением к исполнению возложенной на лицо обязанности или восстановлением нарушенного (нарушаемого) права.

Меры административного принуждения весьма многочисленны и разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации.

В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, все меры административного принуждения можно подразделить на четыре группы:

1) административно-предупредительные меры;
2) меры административного пресечения;
3) меры административной ответственности;
4) меры административно-процессуального обеспечения.

Меры административного принуждения направлены на предупреждение правонарушений или наступления тех или иных неблагоприятных последствий (например, при эпидемии); затем, если правонарушение возникло, их цель – пресечь, прекратить его, и лишь позднее может появиться необходимость наложения взыскания, т.е. наказания правонарушителя. При этом применение административного взыскания представляет собой реализацию административной ответственности за совершенное правонарушение, тогда как административные меры предупредительного характера могут применяться и при отсутствии правонарушений (например, личный досмотр пассажиров в аэропортах).

Статьей 239 КоАП предусмотрена возможность применения принудительных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Они применяются в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. Таким образом, речь идет в данном случае о мерах административного принуждения процессуального характера.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Значение объекта административного правонарушения:

1) определяет круг общественных отношений, охраняемых мерами административной ответственности;

2) в значительной мере определяет противоправное или непротивоправное деяние;

3) определяет тяжесть возможного или предполагаемого вреда. Виды объектов административного правонарушения:

1) общий объект (совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых нормами административной ответственности);

2) родовой объект (определенный круг односторонних общественных отношений (благ, ценностей), охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта);

3) видовой объект (определенная группа общественных отношений, которые охраняются административно-правовыми нормами, общих для ряда проступков одного рода);

4) непосредственный объект (конкретные общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами, которым причиняется ущерб данным правонарушением);

5) дополнительный объект (общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но которые не выступают в качестве основного объекта правоохраны, а дополняют его);

6) факультативный объект (общественные отношения, которым в зависимости от складывающихся условий может быть причинен ущерб, а может быть и не причинен).

Предмет административного правонарушения – элемент охраняемого законом общественного отношения, блага, ценности материального и иного характера, воздействуя на которые правонарушитель причиняет вред этому отношению.

Отличие предмета от объекта административного правонарушения:

1) объект есть в любом правонарушении, а предмета может не быть;

2) предмет является факультативным элементом объекта;

3) объект всегда терпит ущерб от правонарушения, предмет зачастую не страдает (например, при хищении).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *