Что такое специальная оценка условий труда (СОУТ)?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое специальная оценка условий труда (СОУТ)?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.

Что представляет собой спецоценка условий труда?

Госструктуры требуют своевременного проведения спецоценки для реализации ряда задач.

  • Защита здоровья и жизни трудящихся, стимулирование работодателей к созданию максимально благоприятных условий труда.
  • Внедрение и контроль мер по снижению опасного воздействия на организм в процессе вредного производства.
  • Компенсация работодателю затрат на СОУТ при систематическом проведении спецпроверок.
  • Внедрение дополнительных тарифов в фонд социального страхования, обязывая работодателей обеспечить базу для льготных пенсий и потери трудоспособности из-за неблагоприятных условий на предприятии.
  • Обеспечение за счет работодателя социального пакета и гарантий в виде надбавки к зарплате, льготного питания, сокращения продолжительности рабочей смены или недели, дополнительный отпуск.
  • Обеспечение штатных сотрудников опасных производств современными и эффективными средствами индивидуальной защиты.
  • Объективная оценка фактических условий труда, составление полной картины деятельности предприятия.

ПЯТЫЙ ШАГ: прохождение СОУТ

Для компании-подрядчика, выполняющей проверку условий труда на рабочем месте, потребуется дополнительная информация для составления объективной оценки в заключении.

  • Список работников и номера их СНИЛС.
  • Штатное расписание с перечнем должностей.
  • Техническая документация на оборудование, которое находится в оснащении каждой рабочей зоны.
  • Должностные инструкции для каждой должности.
  • График работы.
  • Заключение по результатам производственного контроля состояния рабочих мест.
  • Для водителя необходимо указать марку автомобиля, год выпуска, тип используемого топлива, номер.
  • Фотоснимки рабочего места на протяжении смены.

Особенности проведения процедуры

  • Предварительная идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
  • Установление соответствия условий труда в организациях государственным нормативным требованиям
  • Оценка эффективности средств индивидуальной защиты (СИЗ) (в случае необходимости таковой оценки) с возможным дальнейшим снижением класса условий труда за счет применения эффективных СИЗ
  • Обязанность работодателя уведомить организацию, проводящую СОУТ, об утверждении Отчёта в течение трёх рабочих дней с даты утверждения
  • Обязанность работодателя опубликовать на сайте организации материалы по итогам спецоценки
  • Обязанность работодателя подать в ГИТ декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (при наличии РМ, подлежащих декларированию).

Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда

Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.

Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:

  • межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
  • стандарты безопасности труда;
  • типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)

Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст. 143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).

Подготовка к проведению специальной оценки условий труда

Закон 426-ФЗ определяет порядок проведения специальной оценки условий труда. Ее подготовительный этап включает следующие процедуры:

  • Cоздание на предприятии специальной комиссии для проведения СОУТ. В зависимости от ситуации в ее состав могут войти работодатель (лично), представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, члены профсоюза или другого представительного органа (если он существует). Возглавляет комиссию работодатель (или его представитель). Своим приказом работодатель утверждает состав и порядок деятельности комиссии.
  • Утверждение списка рабочих мест, на которых на которых будет проведена СОУТ.
  • Выбор исполнителя: сторонней экспертной организации, которая вправе проводить специальную оценку условий труда. Выбранная организация-исполнитель привлекается на основании договора. Представители организации не включаются в состав комиссии, оставаясь в ходе процедуры незаинтересованной стороной.
Читайте также:  Какой штраф за просроченный паспорт в 2023 году в Краснодарском крае

Что такое внеплановая специальная оценка условий труда и как она проводится?

Иногда возникает необходимость провести внеплановую специальную оценку условий труда. В Законе 426-ФЗ перечислены ситуации, когда она требуется:

  • Создание в компании (на предприятии) новых рабочих мест
  • Несчастные случаи в процессе выполнения каких-либо работ, получение сотрудником травмы (но не в результате действий третьих лиц)
  • Выявление профессиональных заболеваний, возникших из-за воздействия вредных или опасных производственных факторов
  • Предписание контролирующих органов в связи с выявленными в ходе государственного надзора нарушениями Закона 426-ФЗ или иных нормативно-правовых актов в области охраны труда
  • Внедрение новых технологий в процесс производства, а также модернизация производственных линий, использование нового оборудования
  • Внесение изменений в состав сырья, используемого для производства продукции. В данном случае проверка проводится лишь при обнаружении новых вредных или опасных факторов, влияющих на здоровье сотрудников
  • Обращение профсоюза с обоснованными аргументами в пользу проведения СОУТ вне намеченного графика

В чем отличие нестационарных рабочих мест от стационарных?

Рабочим местом признают часть пространства, где сотрудник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой. Можно выделить следующие признаки рабочего места (ст. 15, ч. шестая ст. 209 ТК РФ, ГОСТ 19605-74, утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 20 марта 1974 г. № 636):

  • работник на этом месте выполняет свою трудовую функцию;
  • место оснащено необходимыми техническими средствами;
  • работодатель может прямо или косвенно контролировать рабочее место.

Трудовой кодекс подразумевает, что рабочие места можно разделить на стационарные и нестационарные. Закон о спецоценке выделяет рабочие места с территориально меняющимися рабочими зонами (п. 4 ст. 16 Закона № 426-ФЗ).

Как оценивают условия труда на нестационарных рабочих местах?

Главная цель спецоценки на нестационарных рабочих местах – выявить вредные или опасные факторы, оценить уровень их воздействия на работника. Спецоценку проводят в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, и в зависимости от отраслевой принадлежности объекта.Создайте комиссию, чтобы провести спецоценку на нестационарных
местах. Ее возглавляет работодатель или его представитель. Комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых будут проводить оценку (ч. 1–5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

Если работники трудятся на объекте заказчика, спецоценку, как правило, обеспечивает организация, чьи сотрудники выполняют работы. Это связано с тем, что организовать специальную оценку обязан работодатель. Но нужно изучить условия договора между заказчиком и исполнителем. В нем может быть указано, что именно заказчик предоставляет подрядчику рабочие места для выполнения работ и проводит на них спецоценку.

Границы нестационарного рабочего места. Это территория, на которой расположен объект, или санитарно-бытовые и производственные помещения, складские площадки. Если работы выполняют на объекте заказчика, то обычно каждая бригада имеет свой участок работы. В пределах рабочего места у каждого члена бригады есть определенная зона работы. В то же время для отдельных работников, например сторожей, дежурных электрослесарей и др., вся территория объекта является зоной обслуживания и может рассматриваться как рабочее место.

Допуск экспертов на рабочие места. Работодатель должен предоставить экспертам необходимую информацию для проведения исследований и допустить их на объекты, где трудятся сотрудники. Но для допуска на некоторые рабочие места, например, отдельных категорий медработников, сотрудников, занятых на подземных работах, и т. д., необходимо соблюдать ряд требований (приказы Минтруда России от 24 апреля 2015 г. № 250н, от 9 декабря 2014 г. № 996н и др.). Перемещаться по территории объекта, а также идентифицировать потенциально вредные или опасные производственные факторы в этих случаях эксперты должны под контролем уполномоченного лица работодателя.

Специальную одежду, обувь и другие средства индивидуальной защиты экспертам выдает организация, проводящая спецоценку. У компании, в которой оценивают условия труда, нет такой обязанности (абз. 2 п. 18 Межотраслевых правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н).

Читайте также:  Налоговые льготы ветеранов боевых действий в 2023 году

Общий порядок спецоценки условий труда

Согласно пункту 4 приложения к приказу № 699н, выявлять потенциально опасные и вредные производственные факторы может сам работодатель либо его представитель вместе с сотрудниками. Для этой задачи не нужно обращаться за услугами в стороннюю организацию.

В процессе СОУТ обязательно учитываются факторы, перечисленные в пункте 5 Приложения к Приказу № 699н:

  • какие материалы, сырье, оборудование используют работники и могут ли они быть источником вредных или опасных факторов;
  • каковы были результаты предыдущих исследований, производственного контроля и государственного санэпиднадзора;
  • отмечались ли случаи получения травм или заболеваний сотрудников под влиянием тех или иных рабочих факторов;
  • есть ли у самих сотрудников предположения о том, какие факторы на их рабочем месте могут нести вред или быть потенциально опасными для их здоровья.

По результатам СОУТ на каждое рабочее место должен составляться поверочный лист, форма которого приведена в Приложении № 1 приказа. В документе предусмотрено 8 блоков:

  1. Сведения о работодателе: наименование, место нахождения и выполнения работ, название подразделения, контакты.
  2. Сведения о рабочем месте: номер и наименование (специальность, должность, профессия).
  3. Таблица с перечнем физических, химических, биологических факторов, тяжести и напряженности трудового процесса — напротив каждого из факторов есть слова «да» и «нет», одно из которых нужно подчеркнуть при оценке рабочего места.
  4. Заключение, где ставится галочка напротив одного из результатов оценки: условия труда соответствуют нормативным требованиям или были выявлены опасные либо вредные факторы, требующие измерения и исследования с привлечением сторонней организации, имеющей лицензию на СОУТ.
  5. Дата составления поверочного листа.
  6. Сведения о председателе комиссии по СОУТ
  7. Данные о членах комиссии по СОУТ.
  8. Блок для подписи и ФИО работника, ознакомленного с документом.

Важно знать! Если в ходе оценки был выявлен хотя бы один вредный или опасный фактор, то микропредприятию нужно привлечь специализированную организацию, которая проведет СОУТ. Если нет — достаточно заполнить декларацию соответствия условий труда и в течение 30 рабочих дней со дня утверждения поверочного листа подать ее в Реестр деклараций и ФГИС СОУТ.

Рекомендованный образец декларации приведен в Приложении № 2 Приказа № 699н. В документе указывают:

  • наименование микропредприятия;
  • место его нахождения и осуществления деятельности;
  • ИНН;
  • ОГРН;
  • перечень всех рабочих мест, прошедших оценку;
  • номер поверочного листа, на основании которого подается декларация;
  • дату подачи;
  • сведения о регистрации, включая наименование органа, который зарегистрировал документ;
  • подпись, фамилию и инициалы должностного лица, зарегистрировавшего декларацию.

Кому следует организовывать СОУТ?

426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» разъясняет, что эта процедура необходима для всех РМ, которые существуют в стране. Исключение – РМ:

√ которые для себя организовали надомники;
√ трудящихся, которые выполняют свои задачи дистанционно;
√ трудящихся, задействованных у физлиц (например, садовников, поваров, нянь частных домохозяйств).

Специальная оценка условий труда СОУТ организуется исключительно на тех РМ, где уже кто-то работает. Когда РМ вакантно, СОУТ для него не организуется. Работодателей, которые игнорируют необходимость СОУТ, штрафуют по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Кому нужно проводить специальную оценку?

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели (вне зависимости от системы налогообложения и штатной численности работников). Более того, специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Офисные рабочие места также подлежат спецоценке. Никаких исключений для них в законодательстве нет. Прежде официальные органы тоже настаивали на проведении аттестации рабочих мест, если работник больше половины рабочего времени находится за компьютером (письмо Минтруда России от 08.04.2013 № 15-1-859). Специальную оценку можно не проводить лишь в отношении (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ):

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям (ч. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Как быть с проведенной аттестацией?

Результаты аттестации рабочих мест можно использовать в целях установления дифференцированных тарифов до 31 декабря 2021 года. Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий (ч. 5 ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 № 421-ФЗ):

  • Аттестацией установлено, что условия труда на рабочих местах являются вредными или опасными.
  • Срок действия аттестации еще не истек.
  • Результаты аттестаций отражены в документах, которые оформлены не позднее 31.12.2013 (письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).
  • Аттестационные документы оформлены по правилам, утв. Приказами Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н или от 31.08.2007 № 569.
Читайте также:  Социальные выплаты инвалидам в 2023 году

Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло. Так, например, если проведенной аттестацией условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2). Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя. Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.

Единой установленной цены нет. Размер стоимости проводимой оценки отличается по регионам и колеблется, в основном, в диапазоне от 600 до 1500 рублей за 1 рабочее место («от» – потому что точный вариант необходимых исследований зависит от специфики предприятия; цена меньше, если вредных факторов нет, а рабочих мест много). Иногда организация, имеющая право на проведение СОУТ, назначает минимальную стоимость договора — например, не менее 15 тысяч рублей. Так, СОУТ Москва (точнее, московские компании) предлагает провести, в среднем, по стоимости около 2000 рублей за рабочее место, но не ниже 10 000 рублей за организацию.

Так как СОУТ в 2018 году вынуждены проводить все работодатели, за срочность проведения до начала 2019 года уже назначают доплату.

В случае, если СОУТ не будет проведена, то в законодательстве предусмотрены штрафы (ст. 5.27.1 КоАП): для ИП и должностных лиц 5-10 тыс. руб., а для юрлиц – 60-80 тыс. руб. Отсутствие СОУТ, ставшее причиной тяжкого вреда здоровью работника, или повлекшее его смерть, наказывается штрафом от 400 тыс. руб. или лишением свободы до 5 лет (ст. 143 УК РФ).

Проведение СОУТ государственных и муниципальных служащих

Регулированию проведения оценки в отношении условий труда служащих органов государственной и муниципальной власти посвящена ч. 4 ст. 3 закона № 426-ФЗ. Правда, данная норма является лишь бланкетной, поскольку отсылает к неопределенному кругу нормативных источников и определяет, что особенности проведения такой оценки должны быть утверждены соответствующими законами и иными правовыми актами, регламентирующими правовое положение указанных лиц на уровне Федерации и регионов.

К моменту написания статьи (конец 2017 года) на федеральном уровне не принято ни одного акта, регламентирующего порядок проведения СОУТ в отношении данной категории служащих. Аналогичная ситуация складывается и в регионах — в связи с этим ни проведение подобных мероприятий, ни тем более привлечение к ответственности за их непроведение пока невозможно.

Однако на практике надзорные органы в лице государственных инспекций труда нередко проявляют рвение при проведении проверок (особенно в отношении муниципальных органов власти), привлекая руководителей учреждений к административной ответственности за отсутствие результатов проведения СОУТ, а также выдавая соответствующие предписания по проведению оценки условий труда служащих.

Суды подобные пробелы правоприменения разрешают однозначно в пользу органов власти и их представителей, подвергнутых наказаниям в соответствии с КоАП. Так, например, Московский областной суд, рассматривая подобный спор в качестве апелляционной инстанции, вынес определение от 15.04.2015 по делу № 33-8631/2015, установив также (как и предыдущая инстанция), что предписание о проведение СОУТ было выдано незаконно. В частности, судом указывалось, что в связи с отсутствием принятых правовых актов, регулирующих порядок спецоценки условий труда данной категории служащих, проведение соответствующих мероприятий не представляется возможным.

Аналогичные решения уже рассматривались и разрешались верховным судом Республики Хакассии (от 06.10.2016 по делу № 33-3412/2016), Приморским краевым (от 02.07.2014 по делу № 33-5613) и Свердловским областным (от 14.07.2016 по делу № 33-11987/2016) судами. Таким образом, очевидно, что до принятия соответствующих правовых актов данная оценка проведена не будет ни одним из органов власти. Соответственно, судебная практика по данной категории дел будет только пополняться.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *