Составление схемы дорожно-транспортного происшествия в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Составление схемы дорожно-транспортного происшествия в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если при составлении схемы ДТП в 2023 году было нарушено хотя бы одно правило, она признается недействительной. Такой документ не примут ни в автоинспекции, ни в страховой компании, следовательно, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию за причиненный ущерб.
Требования по составлению
При составлении схемы ДТП в 2023 году необходимо придерживаться установленных требований:
- Заполнять Европротокол необходимо исключительно шариковой ручкой черного либо синего цвета.
- Рекомендуется заполнять документ печатными буквами.
- Каждый участник заполняет свою часть самостоятельно.
- Если возникла необходимость внести в схему корректировки, то сначала зачеркивается эта часть схемы (можно той же ручкой), а затем ставится подпись «исправление верно».
- Когда все пункты заполнены, участники изучают документ и после чего подписывают его на обратной стороне. После подписания Европротокола в него уже нельзя внести какие-либо корректировки. Поэтому следует максимально тщательно проверить все данные.
Выделим ещё несколько подводных камней, которые следует знать, дабы не получить отказ в страховой компании в 2023 году:
- Схему ДТП необходимо рисовать на отдельном листе формата А4 (если авария разбирается автоинспекторами), либо в 17 пункте Европротокола.
- При самостоятельном составлении чертеж должен быть изображен в бланке «извещение о ДТП».
- Транспортные средства необходимо обозначать в виде прямоугольников с обозначениями (А и В).
- В схеме обязательно должны быть отображен все совершаемые маневры, в особенности обгон и изменение полосы.
- Вносить показания свидетелей в протокол можно исключительно с их согласия (достаточно устной формы).
- Разрешается использовать типовые схемы ДТП (если они подходят). Скачать их можно на сайте любой страховой компании, например, Росгосстраха.
Правила составления документа
Правила составления схемы ДТП регламентируются Приказом МВД РФ №664 (пункт 280) от 23.08.2017 г., согласно которому в документе должны быть отображены следующие моменты:
- место происшествия – участок автомобильной дороги, улицы, населённого пункта или другой местности, а также их наименования;
- ширина проезжей части дороги, общее количество полос в обоих направлениях и дорожная разметка;
- дорожные знаки и светофоры, в зоне действия которых произошло столкновение;
- дорожные ограждения, разделительные полосы, островки безопасности, тротуары, газоны, остановочные пункты общественного транспорта, здания и их номера;
- расположение автомобилей, в котором они оказались в результате столкновения, следы шин на асфальте, рассредоточенность оторвавшихся деталей, осколков стекла, выпавшего груза, подтёков технических жидкостей с обязательной привязкой к ближайшим стационарным объектам и сооружениям (зданиям, тротуарам, обочинам, знакам и т. д.);
- направление движения столкнувшихся автомобилей по словам их водителей и очевидцев.
Для облегчения графического отображения ДТП при его оформлении без участия сотрудников полиции был разработан пакет типовых схем, отражающих наиболее часто встречающиеся варианты ДТП. О целесообразности применения типовых схем на практике имеются разные суждения. В нашем же случае консультативную помощь опять оказал Михаил Андреевич:
– Михаил Андреевич, скажите, в вашей практике типовые схемы применяются?
– Они существуют, обновляются, но действовать по-настоящему, оказывая реальную практическую помощь, эти шаблоны не могут, несмотря на то, что они являются серьезным и фундаментальным трудом. Обычно каждое происшествие имеет лишком много индивидуальных нюансов, сильно затрудняющих графическую стандартизацию. Другое дело, что типовые схемы имеют ценный обучающий потенциал – ознакомиться с ними заранее полезно каждому водителю.
От себя добавлю, что типовые схемы не применяются при:
- Бесконтактных дорожно-транспортных происшествиях.
- ДТП, оформленных с нарушением п. 2.6 и пп. 2.6.1 ПДД РФ, а также и ст. 11.1 «Закона об ОСАГО».
- Неправильно заполненных 16-м или 17-м пунктах извещения или отсутствии в нем подписей участников ДТП о согласии.
- Нестандартных ситуациях.
Как составляется схема ДТП при генерации Европротокола на парковке
Нужно зафиксировать аварию, нарисуйте схему и составьте извещение. Как нарисовать схему мы расскажем, с учетом того что ДТП произошло на парковке. Итак, что же должно быть включено в это изображение.
Обязательные составляющие аварийной схемы на парковке:
- место столкновения, наносится соответствующая часть парковочной зоны;
- ТС участников, как движущихся, так и зафиксированных на месте;
- ТС, что стояли по соседству (движущиеся объекты и стоящие);
- направление движения объектов (обозначается стрелками);
- нанесение разметки, знаков;
- обозначаются посторонние объекты, попавшие в зону столкновения (лавочки, мусорные баки, столбы).
Если зарисовка дорожно-транспортного происшествия не верна
На практике нередко возникает ситуация, когда участники ДТП, ознакомившись со схемой места происшествия, не соглашаются с ее формулировкой. В таком случае возникает необходимость в оспаривании данного документа согласно законодательству РФ.
Обычно участники аварии не согласны со схемой, если она составлялась без их ведома. Но даже личное присутствие заинтересованного лица при составлении схемы не всегда гарантирует её полноту и достоверность.
Опротестовать изображение можно, если:
- информация неполная (не зафиксированы следы, имеющие отношение к ДТП, нет дорожных условий, способствующих возникновению аварийной ситуации);
- схема недостоверна (специально или случайно искажена – ошибочно отображено место столкновения автомобилей или наезда на пешехода);
- рисунок оформлен с нарушением нормативов (обжалуется в установленном законом порядке).
Отдельным случаем, при котором схема ДТП считается недействительной и должна быть опровергнута – её фальсификация – умышленное искажение всех сведений или их части. Выбор способа оспаривания зависит от конкретной ситуации и исходит из оснований, по которым конкретный участник не согласен со схемой.
Обычно исправление схемы происходит путем:
- восполнения недостающих сведений (дополнительный осмотр места происшествия, которое проводится по ходатайству лица не согласного с первой версией документа);
- опровержения всех данных (приобщение к материалам дела новых доказательств в противовес исходным данным).
На портале Союза автостраховщиков даётся несколько образцов типового составления план-схем, при различных видах автомобильных аварий. Когда число участников ДТП более двух, то документы составляются отдельно для каждого водителя. Например, если один автомобиль при аварии задевает ещё несколько, то владелец каждого пострадавшего авто получает свою схему происшествия.
Когда столкновение происходит на придворовой территории (парковка, стоянка, въезд/выезд со двора), схема составляется по тем же правилам, что и при ДТП на трассе. Когда схема составляется работником автоинспекции, водителям следует следить за правильностью её оформления, своевременно давая пояснения и поправляя возможные ошибки.
Когда нельзя самостоятельно составлять схему?
Самостоятельное составление схемы ДТП в 2019 году допустимо, только если соблюдается следующий перечень условий:
- В результате дорожно-транспортного происшествия пострадали исключительно автомобили, при этом у каждого участника имеется полис ОСАГО.
- В аварии отсутствуют пострадавшие и погибшие. Какому-либо другому имуществу (например, дорожным знакам, витринам и т.д.).
При наличии пострадавших протокол составляется с обязательным присутствием понятых (статья 214 приказа МВД №185).
- Участники ДТП смогли договориться, и у них нет разногласий относительно степени вины.
- Оценочная сумма ущерба не превышает 100 тысяч рублей.
Если не выполняется хотя бы одно из представленных выше условий, то самостоятельно составить схему ДТП в 2019 году нельзя и оформление должно происходить в общем порядке (с привлечением инспекторов ГИБДД или аварийных комиссаров).
Ошибки при составлении схемы аварии
Проблем с оформлением плана дорожно-транспортного происшествия не возникает, если его составлением занимается сотрудник Госавтоинспекции. Однако водители, прибегнувшие к Европротоколу, вынуждены самостоятельно выполнять процедуру. Это значительно повышает риск допущения ошибки. Чаще всего автовладельцы допускают следующие из них:
- Неправильное определение места первого столкновения транспортных средств. Причина ошибки – банальная невнимательность.
- Сокрытие определённых действий либо манёвров. Выполняется с умыслом с целью перекладывания вины за произошедшее на другого водителя. Яркий пример этого – отрицание превышения скоростного порога либо совершения обгона перед столкновением.
- Противоречивое описание сигналов светофора. Для выяснения точной картины произошедшего прибегают к свидетельским показаниям, на основании которых определяется виновник аварии.
Возможно ли оспорить схему ДТП?
Оспорить можно даже план аварии, подписанный всеми сторонами ДТП. Причины для этого могут быть разными:
- Один из водителей был доставлен в больницу сразу после столкновения, из-за чего его показания не учитывались при составлении схемы дорожно-транспортного происшествия;
- Трезвая оценка ситуации автовладельцами была невозможна ввиду того, что они находились в глубоком стрессе или болезненном шоке.
Основанием для оспаривания составленной схемы аварии могут послужить следующие факторы:
- Отображённая в документе информация недостоверна: некорректно установлено место первого столкновения, расположение транспортных средств, объектов дороги, цвет светофора, неправильно проведены замеры на месте происшествия.
- Информация предоставлена в неполном объёме: не отмечен тормозной путь и следы заноса, не указаны дорожные условия на момент аварии и повлекшие за собой критическую ситуацию – плохое состояние дорожного полотна, наличие препятствий, плохая видимость.
- При составлении документа были допущены грубые нарушения законодательства.
Для оспаривания схемы дорожно-транспортного происшествия требуются доказательства того, что при её оформлении были допущены ошибки, в том числе искажения информации. С этой целью используют записи с камер наружного видеонаблюдения, видеорегистраторов, сделанные очевидцами фотографии, показания свидетелей. В ходе судебного заседания по ходатайству истца может быть назначена дополнительная экспертиза места происшествия.
Предъявляемые требования
В законе и регламенте отсутствуют единые и строгие правила, по которым необходимо следовать. Если схема рисуется для ГИБДД, тогда используется обычный лист бумаги. А для страховой требуется воспользоваться европротоколом, указав соответствующую информацию и нарисовав схемы в 17 пункте. Разобравшись, как оформляется ДТП и чертится схема для каждой из ситуации, не лишим будет учесть и некоторые общие требования. От их соблюдения во многом зависит то, окажется лишь ваша схема весомым аргументом при рассмотрении дела по ДТП, либо её даже не станут вовлекать в дело, поскольку она не соответствует правилам составления.
Единственные требования распространяются на необходимость создания чётких и понятных изображений, а также прилагающихся к ним записей, дабы у страховой или сотрудников ГИБДД не возникали дополнительные вопросы.
Не лишним будет заранее изучить типовые примеры схем, а также подсмотреть правильно составленные образцы.
Есть несколько рекомендаций и требований касательно того, как правильно рисуется схема различных ДТП, необходимых для ГИБДД и предъявления в страховую компанию:
- Максимально корректно отображайте всю информацию и факты, спровоцировавшие аварию и влияющие на возможность определить виновника, либо степень вины каждого из участников ДТП.
- Указывайте, как и где находились ТС до столкновения и после аварии. То есть когда машины прекратили своё инерционное движение, вызванное столкновением.
- Всегда наносите на схему дорожную разметку, знаки, светофоры и пр.
- Не забывайте, что без подписей стороны схема не имеет никакой силы.
- Если ответственным за составление схемы выступает сотрудник ГИБДД, он также обязан оставить свою подпись. Без неё документ недействителен.
- Не допускайте исправлений. Если на схеме установлена неточность, её полностью переделывают. Когда изменения незначительные, то под ними обязаны расписаться участники аварии.
- Для заполнения бланка используйте шариковую ручку, желательно чёрного или синего цвета.
- Если это бланк европротокола, тогда нужно заполнить все поля и предусмотренные графы.
Сотрудники ГАИ имеют весомый опыт рассмотрения ДТП и составления схем, поэтому если их вызвать, проблемы при составлении такого документа обычно отсутствуют. Чаще всего сложности возникают при изображении схемы ДПТ самостоятельно. Как нарисовать схему ДТП и свести возможные проблемы к минимуму? Необходимо обратить внимание на следующие особенности составления:
- невозможность определить место первого удара, повлекшего дальнейшие повреждения, приведет к вызову сотрудников ГИБДД;
- противоречия, возникшие при описании сигналов светофоров, возможно ли уладить на месте;
- умышленное сокрытие одной из сторон информационных сведений по поводу маневра, который необходимо было совершить, приведет также к обращению за помощью к органам, контролирующим безопасность дорожного движения.
Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП
Если при составлении схемы ДТП в 2020 году было нарушено хотя бы одно правило, она признается недействительной. Такой документ не примут ни в автоинспекции, ни в страховой компании, следовательно, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию за причиненный ущерб.
Вытекает неприятный вывод: в правильности составления схемы заинтересован в первую очередь тот водитель, который не является виновником аварии. Второй участник происшествия может осознанно искажать сведения или неверно оформлять свою часть документа. Поэтому в случае малейших разногласий рекомендуется приглашать на место аварий сотрудников ГИБДД, либо аварийных комиссаров.
Обратите внимание: автомобиль с прицепом считается за одно транспортное средство.
Правила: как оформить?
Строгих правил, которым нужно следовать, нет. Главным критерием этого рисунка является чёткость изображения, понятная трактовка, не вызывающая дополнительных вопросов.
Лучше воспользоваться готовыми образцами и обратить особое внимание на следующие данные:
- дата и время происшествия, наименование местности;
- расположение улиц с их названиями;
- перекрестки, трамвайные пути, светофоры (с уточнением цвета в момент аварии), дорожная разметка, знаки и островки безопасности;
- объекты, прилегающие к дороге: сооружения, ограждения, столбы, газоны;
- обозначение машин буквами «А», «Б» (в виде простых геометрических фигур);
- расположение авто в момент происшествия;
- направление, в котором двигался транспорт, отмеченное стрелками;
- место удара (или ударов) – указывается крестиком;
- другой транспорт, если он препятствовал движению и причастен к ДТП;
- прочие важные детали – следы торможения, заноса, осколки.
Если графический план происшествия составляется, в первую очередь, для получения компенсации от страховщика по КАСКО или ОСАГО, допустимо не привлекать сотрудников ДПС. Это возможно во избежание образования на дороге пробки из-за аварии или утраты важных доказательств. К тому же у участников не должно быть разногласий.
Чертеж о ДТП имеет юридическую силу, если в нем есть подписи обоих участников.
Также должны быть соблюдены условия:
- в аварии участвовало не больше двух авто;
- нет пострадавших;
- у участников ДТП имеются страховые полисы;
- полученный ущерб не больше 50 тыс. рублей (или 400 тыс. рублей для Петербурга или Москвы).
Если хоть одно условие не соблюдается, необходимо участие в составлении СДТП сотрудников полиции. В присутствии них заполняется Европротокол.
После ДТП важно обязательно оповестить об аварии страховую компанию.
Когда оформление СДТП может осуществляться исключительно инспектором ГИБДД:
- виновник скрылся с места аварии;
- один из водителей на момент ДТП был под воздействием спиртного или наркотиков;
- сумма ущерба больше 100 тыс. рублей;
- у участника происшествия не было водительского удостоверения, непросроченного ОСАГО;
- пострадали люди.
Составление графической схемы аварии для представителей ГИБДД должно составляться должным лицом. Составляют ее сотрудники полиции, но водители имеют право сделать фото готового документа. Если по объективным причинам оператор ГИБДД не может быть привлечен к составлению схемы, то предлагается участникам собрать все необходимые материалы.