Уголовная ответственность за таможенные преступления

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовная ответственность за таможенные преступления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица – это состав преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ. Данный состав преступления относится к преступлениям таможенной направленности.

Нормативное регулирование

Поскольку речь идет об уголовной ответственности за нарушения в сфере таможенного дела, все составы деяний, которые в этой сфере будут являться преступными, содержатся в Уголовном кодексе РФ.

Уголовный кодекс разбит на разделы, данный вид преступлений отнесен законодателем к экономическому виду. Составов преступления выделено всего пять и никакие иные действия не будут считаться преступлением, поскольку о них не будет упоминания в главном кодифицированном уголовном акте страны.

Другие деяния могут подпадать под иные виды ответственности, например, административную.

Таким образом преступлением в сфере таможенного дела являются:

  • контрабанда товаров;
  • незаконный экспорт;
  • невозвращение иностранной валюты;
  • отказ уплачивать таможенные платежи или занижение суммы;
  • невозвращение в страну предметов, имеющих ценность.

Практическое задание: аналитический обзор судебной практики по статье 194 УК РФ Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Под таможенными преступлениями принято называть предусмотренное уголовным законом общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств через государственную границу Российской Федерации, порядок их таможенного оформления и таможенного контроля, a также на порядок взимания и уплаты таможенных платежей соответственно.

Преступления, уголовная ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 194 Уголовного кодекса Российской Федерации, посягают на финансовую деятельность государства, в результате чего в бюджет не поступают пошлины, установленные на ввозимые товары.

Таможенные платежи представляют собой денежные средства, уплаченные участниками внешнеэкономической деятельности таможенным органам, участвующими в процессе перемещения транспортных средств и товаров через таможенную границу. В соответствии со ст.

46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза к таможенным платежам относятся: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) Налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; 4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза; 5) таможенные сборы.

Уклонение – невыполнение плательщика таможенных платежей обязанности по их уплате (полностью или частично) в сроки, установленные таможенным законодательством. Уклонение от уплаты таможенных платежей – это умышленное преступление.

Виновное лицо осознает, что не вносит в установленный срок причитающуюся сумму таможенных платежей, предвидит, что в результате его бездействия в федеральный бюджет не поступят соответствующие денежные средства и желает наступления этого результата.

Умысел на совершение уклонения от уплаты таможенных платежей является заранее обдуманным и определенным.

Для начала, давайте выясним актуальность данной проблемы, и для этого обратимся к статистическим данным ФТС России. Согласно информации, представленной таможенными органами: за 2015 год по ст. 194 УК РФ было возбуждено 691 уголовное дело, за 2016 год – 683 уголовных дел, за 2017 год – 481 уголовных дела, за 2018 – 359 уголовных дел, за 2019 год – 338 уголовных дел.

Итак, давайте перейдем непосредственно к самой судебной практике, однако в открытом доступе не так много материалов судебных заседаний. Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении Зародышева А.И.

, подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного пунктами «а, г» части 2 статьи 194 УК РФ. Зародышев А.И. принял решение об организации предприятия по производству светодиодных светильников и приобретения необходимого оборудования.

В связи с тем, что необходимое оборудование отсутствовало в продаже у отечественных производителей, он принял решение о его приобретении за рубежом. Далее, с целью реализации задуманного Зародышев А.И.

подал в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы документы, на основании которых МРИ ИФНС № принято решение о государственной регистрации и постановке на государственной учет, в которой он выступил в качестве учредителя и руководителя. Далее, с целью реализации задуманного Зародышев А.И.

вступил в преступный сговор с неустановленными лицами, которые должны были осуществить ввоз товара на территорию Российской Федерации без документов, свидетельствующих о его декларировании. Таким образом, своими действиями Зародышев А.И. совершил преступление, предусмотренное пунктами «а, г» части 2 статьи 194 УК РФ – уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации, совершенное группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере.

На основании материалов дела, суд постановил уголовное дело в отношении Зародышева А.И., подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного пунктами «а, г» части 2 статьи 194 УК РФ прекратить с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере 200000 (двести тысяч) рублей в доход государства.

Платить ли пени в связи с необходимостью доплаты таможенных платежей?

На практике нередки ситуации, когда процедура определения таможенной стоимости товаров к моменту их декларирования не завершена по объективным причинам (окончательная цена товара зависит от котировок на бирже), в силу чего декларанты вынуждены исчислять и уплачивать таможенные платежи с «условной» таможенной стоимости.

Если в дальнейшем происходит корректировка таможенной стоимости в большую сторону, таможенный орган требует от декларанта не только доплатить таможенные платежи, но и уплатить соответствующие суммы пени. Но правомерны ли такие действия, учитывая невозможность определения окончательной таможенной стоимости в момент декларирования товара?
Согласно общему правилу, установленному ст.349 ТК РФ, пени уплачиваются при неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный п.1 ст.329 ТК РФ срок (просрочке).

Для более детального уяснения сути данного вида платежей следует обратиться к НК РФ, нормы которого применяются к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей в силу последнего абзаца п.1 ст.3 ТК РФ.

В соответствии с п.1 ст.75 НК РФ пеней признается денежная сумма, уплачиваемая в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Кроме того, следует отметить, что сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п.2 ст.75 НК РФ). Данное нормативное положение иллюстрирует отличия правовой природы пеней и штрафа, заключающиеся в следующем.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, что в равной мере относится и к таможенным платежам.

В целях обеспечения выполнения этой публичной обязанности и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства.

Меры принуждения, используемые законодателем, подразделяются на правовосстановительные, обеспечивающие исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, и штрафные, применяемые к налогоплательщику в качестве мер ответственности (наказания).

Так, Конституционный Суд РФ в постановлении от 15.07.1999 г. № 11-П указал:

«…к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж — пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Бесспорный порядок взыскания этих платежей с налогоплательщика — юридического лица вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу закона.

Читайте также:  Какие документы оформляются на ребёнка после его рождения

…иного рода меры, …а именно взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), а также различного рода штрафов, по своему существу выходят за рамки налогового обязательства как такового. Они носят не восстановительный, а карательный характер и являются наказанием за налоговое правонарушение, то есть за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. При производстве по делу о налоговом правонарушении подлежат доказыванию как сам факт совершения такого правонарушения, так и степень вины налогоплательщика».

Аналогичным образом Конституционный суд РФ трактует пени и в определениях от 03.04.2007 г. №334-О, от 27.12.2005 г. №503-О, от 12.05.2003 г. №175-О, что говорит о неизменности его позиции с течением времени.

Отсюда следует, что основанием для взыскания пени выступает не правонарушение, а недоимка — несвоевременно и не полностью уплаченная сумма налога; взыскание пени обусловлено исключительно просрочкой исполнения налоговой обязанности, независимо от того, является просрочка результатом правонарушения или нет.

Также следует отметить, что назначение пени преследует цель компенсировать потери государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Главная задача пени состоит в том, чтобы простимулировать нарушителя и добиться надлежащего исполнения налоговой обязанности, а не наказать его.

Яркой иллюстрацией данного довода служит постановление Конституционного суда РФ от 14.07.2005 г. №9-П, в котором он указал следующее:

«Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, по смыслу ст.57 Конституции РФ, имеет публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой) характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить ее исполнение налогоплательщиком. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы, — иначе нарушались бы воплощенный в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно защищаемый публичный интерес и связанные с ним права и законные интересы налогоплательщиков, публично-правовых образований, государства в целом».

Другой особенностью пеней, обусловленной их правовой природой, является начисление пеней независимо от вины налогоплательщика, только лишь на основании факта просрочки внесения таможенных платежей.

В этом состоит еще одно принципиальное отличие пеней от штрафов, для применения которых доказывание вины (умысла или неосторожности) является обязательным.

Так, в п.18 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.99 г. №41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», специально подчеркивается, что «в силу статей 106, 108 и 109 Кодекса вина является обязательным условием привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение.

В связи с этим необходимо иметь в виду, что освобождение налогоплательщика и налогового агента от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает их только от взыскания штрафов, но не пени, поскольку последняя не является мерой налоговой ответственности (статьи 72 и 75)».

Основные особенности пеней, рассмотренные выше, позволяют авторам сделать вывод о правомерности начисления декларанту пеней в случае корректировки таможенной стоимости товара в бОльшую сторону, а также о соответствии официальной позиции ГТК, отраженной в письмах от 31.05.2000 г. №01-06/14438, от 07.07.04г. №01-06/24875, действующему законодательству.

По данному вопросу имеется и устойчивая судебно-арбитражная практика, признающая законным начисление пеней на сумму неуплаченных в установленный срок таможенных платежей, налогов, начисленных таможенным органом в связи с корректировкой таможенной стоимости (например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.08.2007 г. по делу №Ф03-А59/07-2/3274, постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.04.2007 г. по делу №Ф03-А51/07-2/692, постановление ФАС Центрального округа от 11.07.2007 г. по делу №А14-15287-2006/722/14).

Рассмотрим, какие приговоры выносят российские суды по ст.194 УК РФ

В 2012-2014 годах ПГ «Генерация» помогала аффилированным компаниям ввести на территорию России из Румынии 7 буровых установок. Сотрудники ПК «Генерация» ввели в заблуждение сотрудников таможни, указав, что ввозят в Россию не разобранные установки, а запчасти к ним. После этого оборудование собиралось на заводе компании и продавалось. В результате указанных действий в бюджет не поступило более 100 млн рублей. Первоначально топ-менеджерам ПГ «Генерация» предъявлялось обвинение не только в уклонении от уплаты таможенных платежей, но и в организации преступного сообщества (ст.210 УК РФ), а также в совершении нелегальных валютных операций (ст.193.1 УК РФ). Однако суд признал топ-менеджеров виновными лишь в уклонении от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере. Сотрудники ПГ «Генерация» получили от 7 до 7,5 лет колонии условно.

Комментарий к статье 194 УК РФ

Все таможенные обложения указаны в статье 70 ТК и ТС. Таможенным, Налоговым Кодексами Российской республики даётся разъяснение понятий о платежах(гл. 21 – 22 НК, раздел 2 ТК).

  1. Основание взносов.
  2. Срок.
  3. Плательщик.
  4. Правило выплат.

Гражданами выполняются указанные законодательством правила, чтобы в дальнейшем не попасть под уголовное преследование.

  • пошлина на импорт товара;
  • таможенные отчисления при экспорте продукции;
  • выплата НДС при ввозе предметов чрез кордон;
  • акцизное отчисление на доставку изделий чрез таможенную границу;
  • таможенное обложение.

Обязанности по отчислениям таможенного сбора, налога наступают после пересечения товаром таможенного кордона.

  1. Ввоза продукции.
  2. Вывоза изделий после разрешения таможенного органа на убывание с таможенных территорий.

Профессиональная юридическая консультация, юридическая помощь в Москве своевременная и грамотная защита адвоката

Мы рады приветствовать Вас на сайте Московской коллегии адвокатов «Шеметов и партнеры»! Обратившись к нам, Вы можете получить любые виды юридической помощи в различных направлениях. Мы дадим Вам как устную, так и письменную юридическую консультацию по всем вопросам, касающимся защиты прав и интересов в области уголовного, таможенного, административного, гражданского, корпоративного и международного права. Возьмем на себя все хлопоты ведения дела на стадии предварительного следствия и в суде. Окажем любую помощь в области представления интересов по любому спору. Оказание юридической помощи осуществляется на основании Федерального Закона № 63-ФЗ от 31 мая 2002 г. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации. Являясь председателем Московской коллегии адвокатов «Шеметов и партнеры», кандидатом юридических наук, Шеметов Максим Николаевич имеет свыше 7 лет опыта работы в структуре правоохранительных органов, является экспертом множества средств массовой информации. Дипломированный юрист осуществляет консультации по юридическим вопросам любой сложности, осуществляет защиту на стадии предварительного следствия, а также оказывает доверителям квалифицированную помощь на любой стадии судебного процесса. Члены коллегии специализируются на широчайшем спектре уголовных, гражданских, административных дел и готовы прийти на помощь в любой сложной ситуации, отреагировать незамедлительно, результативно принять все необходимые меры для предотвращения негативных последствий.

Юридическая консультация адвоката по любым административным и корпоративным вопросам

Нужна помощь юриста-профессионала? По предварительной записи адвокат Шеметов Максим Николаевич, члены коллегии адвокатов «Шеметов и партнеры» проводят консультации в области административного права, осуществляют защиту и представляют интересы доверителя в суде в случае возникновения факта административных нарушений. А именно – посягательств на здоровье населения, собственность, общественную нравственность и порядок, экологию, дорожно-транспортные происшествия. Опытный юрист Максим Шеметов, квалифицированные адвокаты коллегии осуществляют консультации, необходимые для разрешения корпоративных споров, разрабатывают юридические стратегии поведения доверителя с его партнерами и другими участниками бизнеса, оформляют всю необходимую внутриорганизационную документацию. А также могут оценить существующую документальную базу компании на предмет ее соответствия требованиям закона.

Выявленные схемы уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации

за 2021 год

Федеральной таможенной службой в 2021 году выявлены следующие наиболее характерные схемы уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации:

недостоверное заявление базы исчисления таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации;

занижение суммы таможенных пошлин и налогов.

Основные действия проверяемых лиц, направленные на уклонение от уплаты таможенных пошлин, заключались в использовании недействительных (фиктивных) документов с целью извлечения выгоды, недостоверном заявлении страны происхождения товаров с целью уклонения от уплаты антидемпинговых и иных специальных видов таможенных пошлин, заявлении недостоверных сведений о коде товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, занижении таможенной стоимости товаров путем невключения в структуру ее формирования отдельных элементов, указании иных условий внешнеэкономического контракта (договора, соглашения) купли-продажи товаров, отличных от фактически заключенной сделки.

Читайте также:  ПАТЕНТ ПО ТОРГОВЛЕ И ОБЩЕПИТУ: ПЛОЩАДЬ ЗАЛА ИЛИ ПЛОЩАДЬ ОБЪЕКТА?

1. В ходе проведения выездной таможенной проверки по вопросу контроля заявленного кода ТН ВЭД ЕАЭС товара «установки № 1, 2 для сжигания древесных отходов…» выявлено использование недействительных (фиктивных) документов в целях извлечения выгоды.

Проверяемая организация задекларировала товары «установки №№ 1,2 для сжигания древесных отходов» (код ТН ВЭД ЕАЭС 8417 80 700 0, ставка ввозной таможенной пошлины — 0%, НДС — 18%).

В ходе таможенного контроля установлено, что в помещениях, принадлежащих проверяемому лицу, фактически находилось оборудование модульной водогрейной котельной мощностью 16 МВт, состоящей из двух водогрейных котельных установок мощностью каждой по 8 МВт. Оборудование представляет собой единую технологическую линию по производству тепловой энергии для технологических нужд производства и отопления зданий общества.

В ходе выездной таможенной проверки получена проектная и техническая документация по строительству котельной установки, документы по выбору поставщика оборудования, предконтрактная переписка.

По результатам анализа полученных документов установлено несоответствие в экземплярах внешнеторгового контракта, представленного организацией в таможенные органы, в уполномоченный банк, в ФТС России, и внешнеторгового контракта, изъятого при проведении оперативных мероприятий. Из предконтрактной переписки следует, что в целях занижения суммы таможенных платежей первоначальная версия контракта на поставку полного комплекта оборудования («водогрейные котельные установки») разделена на два контракта на поставку следующих частей оборудования отдельными партиями — установки № 1, 2 для сжигания древесных отходов. Согласно перечню фактически ввезенного оборудования задекларированные установки не являются установками для сжигания древесных отходов, а являются составляющими элементами водогрейных котельных установок.

Выявленный в ходе фактического контроля товар «водогрейные котельные установки» (ставка таможенной пошлины — 10%, НДС — 20%) не соответствует заявленному при таможенном декларировании оборудованию для сжигания кородревесных отходов, классифицированному как печь для сжигания мусора (ставка ввозной таможенной пошлины — 0%, НДС — 18 %).

По результатам выездной таможенной проверки установлен факт недекларирования двух водогрейных котельных установок мощностью 9 МВт каждая.

По результатам выездной таможенной проверки доначислено 68 млн. рублей, возбуждено уголовное дело по пункту «г» части 2 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ).

2. По результатам проведения выездной таможенной проверки по вопросу контроля таможенной стоимости товаров «сырье и полуфабрикаты для производства кондитерских изделий», классифицируемых в товарных группах 17, 18, 19 ТН ВЭД ЕАЭС, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС, установлено, что проверяемым лицом при определении таможенной стоимости ввозимых товаров из цены товаров, ввезенных на условиях поставки DAP/CIP, были вычтены расходы по перевозке (транспортировке) товаров, осуществленные после их прибытия на таможенную территорию ЕАЭС.

При этом представленные внешнеэкономические контракты о поставках готовой продукции, заключенные между обществом с компаниями (отправителями) «XXX» (Люксембург), «YYY» (Италия), не являются и не могут рассматриваться в качестве договоров по перевозкам (договоров транспортных экспедиций), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, заключенных с транспортными организациями (экспедиторами, перевозчиками).

Представленные при таможенном декларировании инвойсы (счета- фактуры) на товары, а также калькуляции (таблицы), в том числе калькуляции, сформированные компанией «XXX» (Люксембург) в отношении товаров, ввозимых от компании «YYY» (Италия), не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих осуществленные вычеты транспортных расходов, так как составлены отправителями товаров, а не перевозчиками товаров, с которыми заключались соответствующие договоры транспортной перевозке и которыми фактически осуществлялась доставка товаров.

При этом как в процессе таможенного декларирования товаров, так и в ходе таможенной проверки Общество не представило документы, подтверждающие заявленные в виде вычетов расходы по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию ЕАЭС, предусмотренные пунктом 1 приложения № 1 к порядку, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» (далее — Решение № 376).

В ходе таможенной проверки Общество также не воспользовалось правом запросить у поставщиков проверяемых товаров — компаний «YYY» (Италия) и «XXX» (Люксембург) имеющиеся у них документы по перевозкам товаров, определенные пунктом 1 приложения № 1 к порядку, утвержденному Решением № 376. В соответствии с условиями внешнеторговых контрактов, обычаев делового оборота и положений Инкотермс 2010 указанные лица по просьбе покупателя обязаны оказать последнему содействие в получении документов, которые могут понадобится покупателю в стране ввоза товаров.

По результатам проведения таможенной проверки доначислено и взыскано таможенных платежей, пеней на сумму 175,39 млн. руб.

3. По результатам выездной таможенной проверки по вопросу правомерности неуплаты антидемпинговой пошлины, установленной Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. № 702 «О мерах по защите экономических интересов производителей некоторых видов стальных труб в Таможенном союзе» (далее — Решение Комиссии ТС № 702), в отношении товара «трубы-заготовки для механической обработки, применяемые исключительно для производства труб других сечений и другой толщины стенки, ГОСТ 23270-89, диаметром менее 820 мм», страна происхождения — Украина, установлено следующее.

В ходе проведения таможенной проверки в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии направлен запрос в целях получения пояснений: «Являются ли проверяемые товары горячедеформированными трубами общего назначения» и «Подлежат ли проверяемые товары обложению антидемпинговой пошлиной, установленной Решением Комиссии ТС № 702». Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии представлена информация, что контролируемые товары относятся к горячедеформированным трубам общего назначения, на которые распространяется действие антидемпинговой пошлины в соответствии с Решением Комиссии ТС № 702.

Состав преступления и квалифицирующие признаки

Средства, взимаемые с организации или физического лица при перемещении товара через границу, идет в бюджет страны. Поэтому уклонение от этой обязанности, а тем более злостное уклонение, является административным или уголовным преступлением. Состав данного деяния заключается в следующем:

  1. Объектом преступления, с юридической точки зрения, выступает финансовая деятельность государства.
  2. Объективная сторона – отказ лица от выполнения обязанностей по уплате платежей, нежелание соблюдать правила налогообложения.
  3. Субъект – физическое или должностное лицо.
  4. Субъективная сторона – наличие прямого умысла.

На квалификацию преступления также влияют следующие признаки:

  1. Преступление совершено несколькими лицами по предварительной договоренности.
  2. Нарушитель уже был ранее судим за подобные деяния в сфере налогообложения.
  3. Неуплата таможенных платежей осуществлялась лицом неоднократно.
  4. Сумма долга зафиксирована в особо крупном размере.

Эти признаки свидетельствует о повышенной опасности совершенного преступления, поэтому напрямую влияют на степень наказания. Что касается умысла, с которым совершается деяние, то его наличие следует доказать. Например, сокрытие информации при заполнении декларации может быть ошибкой, а не умышленным поступком.

Важно разделять уклонение от уплаты таможенной пошлины и контрабанду, так как признаки этих преступлений во многом схожи. При контрабанде следует обращать внимание на признаки незаконного перемещения. В то время как уклонение от уплаты чаще всего осуществляется с помощью предоставления неправдивой информации, а не с помощью сокрытия ввозимых товаров.

Итак, как наверняка многим известно, любая форма ввоза или вывозы какого-либо товара из территориальных пределов Российской Федерации подлежит обязательной оплате. Соответственно, лицо, каким-либо образом совершившее перемещение какого-либо предмета через границу без уплаты положенных пошлин, автоматически становится правонарушителем, а в определённых ситуациях и преступником. В России существует ФЗ за номером № 311, который был утверждён 27.11.2010 г. и устанавливает все имеющиеся нюансы таможенного регулирования в нашей стране.

Например, в соответствии со статьёй 114 вышеназванного ФЗ, плательщиком рассматриваемых пошлин/налогов является декларант, то есть лицо, непосредственно участвующее в возникающих взаимоотношениях между компанией отправителем и таможенными органами, путём документального сопровождения товара, в том числе осуществления соответствующего декларирования.

Ответственность за нарушение таможенного законодательства

В случаях нарушения таможенного законодательства в Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Случаи привлечения к административной ответственности:

  • сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Евразийского экономического союза;
  • недекларирование по установленной форме либо недостоверное декларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию;
  • несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации;
  • недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;
  • перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно;
  • нарушение сроков временного хранения товаров;
  • невывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза физическими лицами временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в установленные сроки временного ввоза либо неосуществление физическими лицами обратного ввоза в Российскую Федерацию временно вывезенных товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному обратному ввозу;
  • передача права пользования или иное распоряжение временно ввезенными физическими лицами транспортными средствами без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством Евразийского экономического союза;
Читайте также:  Расчет среднемесячной заработной платы по учреждению

в иных случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Случаи привлечения к уголовной ответственности:

  • уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица;
  • контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;
  • контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий;
  • контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов;
  • контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

Методика расследования

Для того чтобы привлечь нарушителя к ответственности, необходимо доказать факт совершения преступления. Когда речь заходит об уклонении от уплаты таможенных платежей, возникает немало проблем с расследованием. Например, для этого по закону предоставляется только 15 дней.

В течение этого времени необходимо проверить большое количество документов и совершить иные следственные мероприятия. Что касается документов, то это не только налоговая декларация, но и другие официальны бумаги, черновики, блокноты и т. д. Естественно, 15 дней мало, особенно если действует группа лиц и нужно определить личности всех преступников.

Таможенные органы могут самостоятельно проводить дознание. Но только в том случае, когда подозреваемое лицо уже установлено. На практике большая часть следственных мероприятий, осуществляемых сотрудниками таможни, проводятся без реального подозреваемого.

Во время следствия необходимо выяснить следующее:

  • установление места, времени и субъекта, который переместил товар через границу;
  • определение размера неуплаченной суммы;
  • определение способа, с помощью которого злоумышленник нарушил закон.

После этого возможно изъятие товара и преодоление вмешательства нарушителя в расследование.

Справка: что касается проблем с привлечением лица к ответственности, то к ним относится несовершенство процедуры поимки нарушителя, длительные судебные разбирательства и т. д.

В качестве субъекта, который может привлекаться к ответственности, вступает лицо, на которое возлагается обязанность совершить таможенные платежи (налоги и пошлины). По 79-й статье ТК ТС им является декларант. Понятие этого субъекта раскрывается в п. 1 четвертой статьи указанного кодекса. Если декларирование осуществляет таможенный представитель, то, соответственно, обязанным лицом становится он. Перечень ответственных субъектов за отчисление сбора определяется в ст. 79 в зависимости от его вида.

Кроме этого, по смыслу рассматриваемой нормы к ответственности может привлекаться и должностное лицо, которое воспользовалось служебным статусом для совершения преступления. Вместе с этим виновные могут состоять в группе, организованной в том числе. В нее входят как обычные граждане, так и должностные лица. Преступление будет в таких случаях рассматриваться как соисполнительство, без отсылки к статье 33 УК. Использование служебного статуса должно вменяться не только должностным лицам, но и прочим участникам группы, если обстоятельства были охвачены их умыслом. Это обусловливается повышенной опасностью деяния каждого такого субъекта.

Комментарий к Статье 194 УК РФ

1. Нормативный материал к статье: ТК; Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» (в ред. от 10.11.2006) ; Правила определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 500 (в ред. от 20.10.2006) ; Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 N 718 (в ред. от 16.09.2006) и др. ——————————— Ведомости РФ. 1993. N 23. Ст. 821.

СЗ РФ. 2006. N 34. Ст. 3688, N 44. Ст. 4592.

СЗ РФ. 2003. N 49. Ст. 4772; 2006. N 5. Ст. 550, N 39. Ст. 4079.

2. Предметом преступного посягательства выступают таможенные платежи, к которым относятся: а) ввозная таможенная пошлина; б) вывозная таможенная пошлина; в) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; г) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; д) таможенные сборы (ст. 318 ТК).

3. Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом либо иным лицом. Сроки уплаты таможенных платежей определены в ст. 329 ТК.

В исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей, решение о которой принимается таможенным органом РФ, производящим таможенное оформление.

4. Основой для исчисления таможенных платежей является таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Она определяется декларантом самостоятельно на основе достоверной и документально подтвержденной информации.

5. Объективная сторона состава преступления, отраженного в ч. 1, состоит в уклонении от уплаты таможенных платежей в крупном размере.

6. Уклонение состоит в умышленной неуплате таможенных платежей по истечении установленных на это сроков. Формы уклонения могут быть различными (занижение таможенной стоимости перемещаемых товаров, прямой отказ от уплаты, перемена места жительства, игнорирование уведомлений о необходимости уплаты, прикрытие экспорта и импорта товаров перемещением их по транзиту и т.д.).

Другой комментарий к статье 194 УК РФ

1. Предмет преступления — таможенные платежи. К ним относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

5) таможенные сборы.

Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно.

2. Объективная сторона преступления характеризуется бездействием — неуплатой таможенных платежей в крупном размере. Способы уклонения от уплаты таможенных платежей могут быть любыми:

— занижение стоимости перемещаемых товаров;

— сокрытие товаров;

— неверное указание таможенного режима, страны происхождения товаров и т.п.

При ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным кодексом Таможенного союза.

3. Преступление считается оконченным с момента истечения сроков, установленных для платежей.

4. Ответственность за уплату таможенных платежей несет декларант — лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Если декларирование производится таможенным брокером, он является ответственным за уплату таможенных пошлин и налогов.

5. Если имели место признаки уголовно наказуемой контрабанды, то привлечение к ответственности по ст. 188 УК охватывает факт неуплаты таможенных платежей и дополнительной квалификации по ст. 194 при этом не требуется.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *