Статья 3.12. Административное приостановление деятельности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 3.12. Административное приостановление деятельности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Главным преимуществом новой редакции КоАП РФ является то, что ее статьи стали более конкретизированными, детальными и понятными для толкования по сравнению с действующими. Например, сейчас за нарушение трудовых прав штрафуют по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ без раскрытия конкретных составов нарушения и их характеристик. Новый кодекс максимально конкретизирует данную норму, устанавливая 22 отдельных состава правонарушений в сфере труда.

Правовые предпосылки применения наказания

Административное приостановление деятельности относится к административным наказаниям, влекущим релятивные имущественные обременения.

Данное административное наказание применяется к субъектам предпринимательства, в том числе к публичным коммерческим организациям, а также к государственным некоммерческим учреждениям (например, к образовательным или лечебным учреждениям) только при наличии предпосылок, установленных ч. 1 ст. 3.12 КоАП.

К субъективным предпосылкам применения этого наказания относятся факторы и обстоятельства, возникновение которых создает потенциальную угрозу жизни или здоровью людей (эпидемии (эпизоотии), радиационные аварии, техногенные катастрофы и т.п.). Проступки, влекущие применение административного приостановления деятельности, выражаются в нарушении санитарных норм и правил (ст. 64-6.6), экологических требований к осуществлению хозяйственной деятельности (ст. 8.2), норм и правил в области природопользования (ч. 2 ст. 8.12, ч. 2 ст. 8.13, ч. 1 ст. 8.14, ч. 1, 3 ст. 8.21, ст. 8.38 и др.). Нормы и правила, возникновение которых может повлечь за собой указанные негативные последствия при осуществлении лицензируемых видов деятельности, устанавливаются лицензионными требованиями (ч. 1 ст. 9.1) или техническими регламентами (ч. 2, 3 ст. 9.4, ч. 2 ст. 13.4).

Порядок административного приостановления деятельности определяется в ст. 109 ФЗ № 229 В соответствии с общим правилом, постановление судьи реализуется немедленно после вынесения. Следовательно, в качестве срока исполнения выступает дата возбуждения производства. По ч. 14 статьи 30 указанного выше Закона, период для добровольной реализации постановления суда не предусмотрен. Административное приостановление деятельности организации предполагает опечатывание помещений, кассы, мест хранения продукции и прочих материальных ценностей, наложение пломб. Данные мероприятия проводятся с учетом пункта 2 ст. 32.12 КоАП. Законодательство допускает предпринимать и иные меры по реализации предписаний, указанных в постановлении. Так, после разбирательства дела одной из школ, суд вынес решение, предусматривающее административное приостановление деятельности учреждения в связи с низкой температурой в классных помещениях. Директор учебного заведения издал соответствующий указ во исполнение постановления. После этого в школе была начата работа по восстановлению надлежащего температурного режима.

Эта санкция считается достаточно серьезной. Наказание вменяется также по решению суда. Эту санкцию законодательство допускает использовать в случаях, когда руководитель предприятия ранее уже был привлечен к ответственности за нарушение трудовых норм, и при проведении повторной проверки было выявлено, что обстоятельства не устранены либо совершен аналогичный проступок. Дисквалификация предполагает запрет на осуществление деятельности субъектом в течение 1-3 лет. По ст. 5.27 КоАП, гражданин на протяжении этого периода не может выполнять руководящие функции в некоммерческих и коммерческих структурах. Проще говоря, он не вправе быть директором, начальником филиала/представительства или их заместителем. При вынесении судебного постановления о дисквалификации, сотрудника необходимо освободить от руководящей должности и перевести на работу, которая не связана с исполнением управленческой функции.

Исполнение постановления судебными приставами

Постановление об административном приостановлении деятельности должно быть исполнено судебным приставом сразу же после его вынесения, путем выезда на территорию организации. Действующим законодательством не устанавливается для такого вида наказания срок на добровольное исполнение.

Пристав опечатывает помещения, места, где хранится продукция, накладывает пломбы, а также совершает другие действия, направленные на исполнение решения. Важно знать, что запрещено совершать действия, которые могут повлечь за собой необратимые последствия для производственного процесса и сохранности объектов жизнедеятельности. Данная процедура проводится при обязательном присутствии двух понятых.

По окончанию проведения всех процедур, должностным лицом составляется акт о совершении исполнительных действий.

В период действия наказания судебный пристав проверяет выполнение требований исполнительного документа путем выходов по адресу хозяйствующего субъекта.

Какой порядок наложения временного запрета деятельности?

И так, о временном запрете в обязательном порядке должен быть составлен протокол. В таком протоколе должно быть указано следующее:

1) основания по которым необходимо наложить такой вид наказания как временный запрет деятельности;

2) дата и место составления;

3) должность, фамилия и инициалы должностного лица;

4) сведения о лице, в отношении которого ведется дело производство по делу об административном правонарушении;

5) объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности;

6) объяснения лица, которое привлечено к административной ответственности.

Такой составленный протокол должен быть подписан как должностным лицом, так и лицом, которое совершило правонарушение, при этом, если последний отказывается от подписания или он не может быть подписан по иным причинам, должностное лицо делает соответствующую об этом отметку.

Читайте также:  6‑НДФЛ с 2023 года — обзор изменений в форме

После подписания протокола, его копия должна быть вручена лицу, в отношении которого завели административное дело, после чего должностным лицом производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иные необходимые действия для временного запрета деятельности.

Важно отметить, что срок временного запрета деятельности включается в срок приостановления деятельности.

Доводы для суда

  1. Административный орган действовал с превышением полномочий при назначении АПД

АПД назначается судьей. Должностные лица надзорных органов могут назначать АПД за правонарушение только в случаях, указанных в законе, — например, по ч. 3 ст. 9.1 КоАП. На практике бывают случаи, когда надзорные органы выдают предписания о приостановлении деятельности с превышением полномочий. Такие предписания можно оспорить, особенно если нет достаточного обоснования запрета на деятельность.

АПД применяется, когда менее строгий вид наказания не может обеспечить цели административного наказания; назначается только в исключительных случаях, которые указаны в ст. 3.12 КоАП. При этом перечень случаев закрытый и не подлежит расширительному толкованию.

Сам по себе запрет на производство работ до устранения выявленных нарушений в предписании не свидетельствует о приостановлении деятельности в порядке ст. 3.12 КоАП РФ.

  1. Нет обоснования, почему нельзя применить более мягкое наказание

Суды исходят из того, что при назначении АПД требуется обосновать, зачем требуется приостановление деятельности, какую угрозу тем самым предотвращают, поскольку АПД — наказание, которое применяется при невозможности использовать иные, более мягкие меры наказания.

Аргумент об отсутствии отягчающих обстоятельств не является специфическим только для АПД, а носит общий характер для всех видов административных наказаний.

АПД применяется в случаях, когда более мягкое наказание не может помочь «исправить» правонарушителя. Поэтому так важно показать, что на самом деле предприниматель/организация все осознали и есть смягчающие обстоятельства или, по крайней мере, отсутствуют отягчающие. Суды положительно смотрят на попытки устранения нарушений и действия по их устранению и негативно — на игнорирование (особенно многократное) законно выданных предписаний об устранении нарушений.

Так например, Госстройнадзор просил суд применить к ООО АПД. Общество возражало, указывая на исполнение предписания об устранении нарушений в установленный срок. Суд принял аргументы общества и не стал назначать АПД. ООО совершало действия, направленные на исполнение предписания в части пунктов, которые влияют на безопасность здания. Риск наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей отсутствует, поэтому вместо АПД суд назначил обществу наказание в виде штрафа в размере 60 тыс. руб.

В другом деле суд также указал, что не усматриваются отягчающие ответственность общества обстоятельства, в связи с чем отсутствуют основания для применения к ООО меры ответственности в виде приостановления деятельности.

Но даже при отсутствии таких активных действий иногда помогает «нейтральность» ситуации — отсутствие отягчающих обстоятельств. Так, ООО привлекли к ответственности по ч. 2 ст. 9.4, ч. 1 ст. 9.5 КоАП: без разрешения ведутся строительные работы, стройплощадка не огорожена, не изолирована, нет ворот и информационного щита. Управление стройнадзора просило суд приостановить деятельность ООО, так как это повторное нарушение, есть угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а наложение штрафа не позволит достичь цели административного наказания. Суд назначил штраф в размере 500 тыс. руб., так как на момент совершения правонарушения прежнее наказание погашено, управлением не выявлены иные отягчающие обстоятельства, не обосновано назначение именно АПД. В то же время не допускается назначение АПД при отсутствии отягчающих обстоятельств, поименованных в ч. 1 ст. 4.3 КоАП.

Ростехнадзор просил в рамках дела по ч. 6 ст. 19.5 КоАП применить АПД, поскольку министерство проигнорировало выданное ранее предписание об устранении нарушений при строительстве моста, неоднократно привлекалось к ответственности за однородные правонарушения. Суд, признав в действиях министерства признаки административного правонарушения, отказал в назначении АПД: Ростехнадзор не представил доказательств того, что нельзя применить менее строгое наказание, министерство не уклоняется от уплаты назначенных штрафов. Ссылку на неоднократность совершения однородных правонарушений суд расценил как отягчающее ответственность обстоятельство, но недостаточное для АПД.

Неоднократное игнорирование законно выданных предписаний суд может расценить как основание для ужесточения наказания с учетом характера правонарушения и назначения АПД.

  1. Применение АПД противоречит публичным интересам

Приостановление деятельности, особенно работы организации в целом или ее важного участка, может противоречить публичным интересам. Остановка или «торможение» работы одной организации нередко сказывается на целой цепочке ее контрагентов, сторонних организаций и граждан и приводит к уменьшению поступлений в бюджет, иным социально-экономическим последствиям. Поэтому угрозу таких последствий можно использовать как аргумент против АПД, особенно в случае организаций стратегического значения или крупных налогоплательщиков.

Например, Ростехнадзор просил применить АПД в виде запрета эксплуатации участка железной дороги для «РЖД», мотивировав это нарушениями при строительстве участка, которые несут потенциальную угрозу для жизни и здоровья людей. Общество возражало против АПД, указывая, что по участку проходит 106 пар поездов в сутки и остановка деятельности может противоречить публичным интересам. Суд согласился с этим.

Пример отрицательной судебной практики. Было предписано прекратить эксплуатацию объекта капитального строительства — здания детской поликлиники (реконструкция с переоборудованием технического этажа под дополнительный этаж) — без разрешения на ввод его в эксплуатацию до получения соответствующего разрешения. Общество просило отменить приостановление, ссылалось на большую социальную значимость объекта, возможные негативные последствия. Суд отклонил эти доводы, поскольку эксплуатация объекта без разрешения на ввод в эксплуатацию не допускается, такое разрешение подтверждает безопасность и отсутствие угрозы для жизни и здоровья людей.

Читайте также:  В Воронежской области расширили критерии для признания семьи многодетной

Вынесение постановления об административном приостановлении деятельности

Наказание в виде административного приостановления деятельности назначается только судьей районного суда. Законодателем предусмотрено, что при нарушении промышленной безопасности постановление может вынести должностное лицо. Такая мера является исключительной и применяется только, если с помощью других не будут достигнуты положительные результаты.

Судебное заседание проходит по правилам, предусмотренным ст. 29.7 КоАП. В случае отсутствия правонарушителя, дело все равно может быть рассмотрено без него. Если по определенным обстоятельствам нельзя рассмотреть в отсутствии, то дело откладывается.

В случаях, когда административный протокол составлен не надлежащим лицом, либо отсутствуют достаточные доказательства, судья отказывает.

Срок административного приостановления деятельности

Законодательство предусматривает административное приостановление деятельности на срок до трех месяцев. Конечно, такое решение можно обжаловать, либо подкорректировав деятельность организации, подать прошение об изменении постановления. В противном случае, по истечении 90-та суток, решение суда аннулируется, и наказание теряет свою силу. Организация может продолжать свою работу в привычном режиме.

Если возникли проблемы с собственным бизнесом и грозит такая неприятность, как административное приостановление деятельности организации, дело запустили настолько, что постановление суда вошло в свою действующую силу – это далеко не тот повод, когда следует отчаиваться. Устранив причины, те обстоятельства, которые побудили судебное разбирательство, организация может смело продолжать свою деятельность.

Комментарии к ст. 3.3 КОАП РФ


1. Основными являются такие административные наказания, которые не могут назначаться в дополнение к другим видам административных наказаний. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных.

2. Остальные административные наказания, перечень которых дан в ст. 3.2 настоящего Кодекса, могут применяться и как основные, и как дополнительные наказания, усиливая потенциал воздействия основного наказания.

3. Дополнительное наказание может быть назначено судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело, только в том случае, если это наказание предусмотрено в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса.

4. В санкциях некоторых статей Особенной части Кодекса указываются наказания, которые могут (например, ст. ст. 8.17 — 8.20, 8.37, 8.39) или должны (например, ст. ст. 7.12, 7.15, 14.16, 14.17) быть назначены в качестве дополнительных. Там, где санкция сформулирована как альтернативная (например, «штраф с конфискацией… или без таковой»), дополнительное наказание может быть применено или не применено по усмотрению судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении. Необходимость в применении дополнительного наказания должна быть продиктована характером правонарушения, степенью вины нарушителя и другими обстоятельствами дела.

Если же санкция применяемой статьи Особенной части Кодекса не содержит альтернативы, то судья, рассматривающий дело, обязан наряду с основным назначить также и дополнительное наказание. Воздержаться от его назначения, руководствуясь характером совершенного правонарушения или личностью нарушителя, правоприменитель уже не может.

5. Комментируемая статья содержит важное положение о допустимых вариантах сочетания мер ответственности за административное правонарушение. За конкретное административное правонарушение может быть назначено либо основное, либо основное плюс одно из дополнительных административных наказаний. В качестве основного за совершение административного правонарушения может назначаться только одно из основных наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части Кодекса или закона субъекта Федерации. Основные наказания несочетаемы друг с другом. Как общее правило недопустимо одновременное применение двух дополнительных наказаний.

При назначении административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, в решении вопроса о сочетании основных и дополнительных административных наказаний необходимо руководствоваться ст. 4.4 настоящего Кодекса (см. комментарий к ст. 4.4).

6. Если законодатель сочтет нужным в последующем ввести новый вид административного наказания, то одновременно ему необходимо решить, будет ли это наказание применяться только как основное, или возможно его применение и как основного, и как дополнительного административного наказания.

Приостановление деятельности как вид административного наказания

Если ведение бизнеса может нанести существенный вред жизни и здоровью граждан, окружающей среде, создать условия для возникновения стихийных бедствий, эпидемий и подобных ситуаций, государством незамедлительно принимаются ограничительные меры. Основания для их введения предусмотрены статьей 3.12. КоАП РФ.

Административное приостановление деятельности накладывается судебным органом и заключается в запрете, вынесенном в отношении ИП или юридического лица (его структурного подразделения) на осуществление профессиональных функций. При этом приставы должны указать на нарушения, которые необходимо устранить.

Возможно и наложение временного запрета на осуществление деятельности (которое производится до вынесения решения суда) в случае выявления опасности возникновения техногенной катастрофы или эпидемии, а также нарушении правил привлечения иностранных граждан к работе. Этот период времени учитывается при расчете основного срока ограничений.

Однако использование приостановления деятельности в качестве административного наказания считается крайней мерой и применяется лишь при отсутствии возможности наложения менее строгих санкций. Определение степени опасности нарушений производится судьей на основании экспертных оценок МЧС, ФМС, Роспотребнадзора и других (инициирующих разбирательство) служб.

Особенности реализации процедуры

В некоторых случаях пристав может отказаться от наложения административного приостановления деятельности: например, если такие действия могут привести к возникновению необратимых последствий для производственного процесса предприятия или для объектов социальной инфраструктуры.

Так, требования об опечатывании здания единственной котельной, центральной районной больницы, очистных сооружений и подобных организаций может привести к коллапсу работы социальных служб и необоснованному нарушению прав законопослушных граждан. В таком случае пристав проигнорирует постановление и вернет его в судебный орган.

Читайте также:  Регистрация по месту жительства в 2023 году: как оформить, какие документы нужны

В случае реализации процедуры и не устранении нарушений собственником организации, он подвергнется административному штрафу. Несмотря на истечение срока запрета на работу в скором времени будет наложен новый. Также существует вероятность полной ликвидации бизнеса на основании статьи 1065 ГК РФ.

Приостановление деятельности. Все об одном из самых строгих наказаний КоАП РФ

  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ
  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет
  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

Предпосылкой можно считать, к примеру, ситуацию, когда деятельность организации/производства провоцирует возникновение угрозы жизни человека, его здоровью. При возникновении эпидемической ситуации, загрязнения окружающей среды и т.д. то, или иное учреждение рискует получить наказание со стороны исполнительной власти.

Каждый предприниматель должен знать действующее законодательство в области проведения процедуры административного приостановления деятельности. Это поможет избежать вынесения незаконного решения должностным лицом, действия которого могут выходить за рамки дозволенного.

Указанная процедура устанавливается в случаях, которые предусмотрены нормами особой части КоАП РФ. Применяется, когда менее строгие санкции являются недостаточными.

Сама процедура осуществляется в следующем порядке:

  1. составление протокола об административном правонарушении;
  2. вынесение постановления об АПД;
  3. исполнение постановления приставами

В случаях, если при проверке организации надзорным органом будет выявлен факт нарушения норм действующего законодательства, то последствием может стать наказание в виде приостановления деятельности.

    Административная ответственность юридических лиц и предпринимателей

    Если правонарушителем является частное или должностное лицо, им не назначается санкция в виде приостановления деятельности. Поэтому в каждой статье КоАП РФ содержится перечень альтернативных видов наказания, которые будет выбирать суд или иное уполномоченное лицо. По правилам ст. 3.12 КоАП РФ, приостановление деятельности назначается для следующих категорий субъектов:

    • физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей – этот факт подтверждается сведениями ЕГРИП;
    • юридические лица, их филиалы, представительства, структурные подразделения, отдельные производственные участки.

    Помимо полной приостановки деятельности допускается установление указанной санкции в отношении отдельных видов работ и услуг, оборудования, приборов, агрегатов и т.д. Например, если опасность для жизни и здоровья граждан создает только один производственный объект крупного предприятия, не имеет смысла полностью останавливать работу юридического лица. В судебном постановлении будет указано, на какие именно подразделения и объекты распространяется действие санкции.

    Административное приостановление деятельности — это наказание за нарушение закона по ст. 3.12 КоАП РФ.

    Предпринимателю запрещают работать в конкретном помещении, оказывать услуги или торговать на срок до трёх месяцев. Тут же говорят, какие нарушения надо устранить.

    Например, пиццерию закрывают из-за шумной вентиляции не по санпину. Значит, предприниматель должен решить вопрос с уровнем шума.

    Бизнес ставят на стоп по решению суда. В суд обращаются Роспотребнадзор, МЧС или миграционная служба после внеплановой проверки — зависит от нарушения. Проверяют по жалобе клиента, работника или конкурента. Остановка деятельности в малом бизнесе — всегда результат чьей-то жалобы.

    После решения суда к предпринимателю в течение суток приходят приставы. Они опечатывают двери и окна, накладывают пломбы на кассы, холодильники, печи. Если в помещение не пускают, приставы зовут полицию.

    В случае выявлении нарушения законодательства, сотрудником контролирующего органа сразу оформляется административный протокол о правонарушении. Если требуется выяснить дополнительную информацию, то составляется в течение 2 суток с момента выявления проступка.

    Порядок оформления предусмотрен ст. 28.2. КоАП РФ. Уполномоченный представитель организации, в отношении которой оформляется документ, должен быть обязательно с ним ознакомлен. Руководство компании вправе давать разъяснения и замечания. Они оформляются в письменном виде и прилагаются к протоколу.

    В протоколе обязательно должен быть указан причиненный вред или наличие угрозы причинения, а также факты, подтверждающие это. При их отсутствии, приостановить деятельность фирмы нельзя.

    • Сам документ подписывается инспектором и представителем хозяйствующего субъекта. Копию вручают на руки под роспись.
    • При оформлении протокола может быть введен временный запрет на осуществление деятельности до рассмотрения дела в суде.
    • После составления административного документа должностное лицо подготавливает все материалы для направления дела в суд.

    За многие нарушения закон предлагает два наказания: штраф или приостановление деятельности. Наказание выбирает суд.

    Часто предпринимателю дешевле перетерпеть остановку бизнеса, чем заплатить штраф.

    Например, за найм иностранцев в Москве без разрешения на работу юрлицу грозит штраф до 1 000 000 ₽ или приостановление деятельности по ст. 18.15 КоАП РФ.

    Статья 3.3 КоАП РФ. Основные и дополнительные административные наказания

    1. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.
    2. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.
    3. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *