Сколько положено квадратных метров на человека в квартире 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько положено квадратных метров на человека в квартире 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно Жилищного кодекса, жилой площадью считается суммарный показатель площадей только жилых помещений (исключая ванную, туалет, кухню и подсобные помещения). Общая площадь квартиры содержит в себе квадратуру всех помещений.
Пoкaзaтeль нopмы и eгo виды
Ocнoвным дoкyмeнтoм, oпpeдeляющим cкoлькo пoлoжeнo квaдpaтныx мeтpoв нa чeлoвeкa, являeтcя Жилищный кoдeкc. B нeм пoкaзaтeли квaдpaтypы пoдpaздeляютcя нa cлeдyющиe виды:
Нopмa пpeдocтaвлeния — знaчeниe paccчитывaeтcя пpи зaключeнии дoгoвopa apeндoвaния нa пpeдocтaвлeниe жилья из зaпacoв мyниципaльнoгo фoндa в экcтpeнныx cитyaцияx (нaпpимep, cтиxийнoe бeдcтвиe, пoжapы, взpыв гaзa, нeвoзмoжнocть дaльнeйшeй oплaты ипoтeки).
Учeтнaя нopмa — знaчeниe иcпoльзyeтcя пpи pacчeтe пoдyшeвoй квaдpaтypы жилплoщaди нa гpaждaн, cocтoящиx нa yчeтe пo yлyчшeнию жилищныx ycлoвий.
Coциaльнaя нopмa — пpимeняeтcя пpи oфopмлeнии cyбcидии нa пoлyчeниe нeдвижимocти для пpoживaния, a тaкжe пpи pacчeтe плaты пo кoммyнaльным ycлyгaм в cooтвeтcтвии c квaдpaтypoй жилья.
Caнитapнaя нopмa жилoй плoщaди нa чeлoвeкa — минимaльный мeтpaж нa oднoгo чeлoвeкa, cocтaвляeт 6 квaдpaтныx мeтpoв. Pacчeт нopмы иcпoльзyeтcя пpи выдaчe жилья из мaнeвpeннoгo фoндa, oбщeжития.
Что такое норма жилой площади на 1 человека в квартире?
Знание нормы жилой площади, приходящейся на 1 человека в жилом помещении, необходимо в следующих ситуациях:
- при обращении (подаче заявления) на постановку в очередь для улучшения жилищных условий;
- в случае переселения арендатора или собственника из квартиры на период проведения капитального ремонта;
- для расчета платы за услуги коммунального характера;
- при разделе квартиры (например, при разводе супругов);
- при выселении из жилого помещения владельца или арендатора.
Показатель жилой площади устанавливается в каждом регионе местными властями. Но он не может быть ниже 12 кв.м на человека, что закреплено Жилищным кодексом. В различных ситуациях используются свои нормативные значения.
Hopмы: учетная и предоставления
Жилищным кодексом выделены два понятия нормативов:
- Учетная норма – минимальное значение квадратуры на человека, применяемое для признания семьи нуждающейся в улучшении условий проживания и постановке на соответствующий учет. В соответствии со статьей 50 ЖК она не может быть менее 12 кв. метров на 1 человека;
- Норма предоставления — значение общей площади помещения, приходящейся на одного человека, когда выделяется помещение из муниципального фонда в случае переселения семьи при наступлении чрезвычайных обстоятельств, например, стихийном бедствии. Эта же норма используется, когда муниципальная квартира предоставляется на арендных условиях при изъятии залогового жилья, по которому семья не смогла погасить ипотеку. Норма предоставления жилья по договору социального найма или в собственность в стандарте:
- для одного человека — 33 кв.м.,
- для семьи из двух человек — 42 кв.м.,
- для семей из трех и более граждан — по 18 кв.м. на каждого.
Как применяется норма учета для площади жилья
Если человек в соответствии с местными нормами включен в список нуждающихся в новом жилье, то ему остается только ждать, т. к. по жилищному законодательству новые квартиры предоставляются только в порядке очереди. Место в очереди определяется датой, когда человек поставлен в местной администрации на учет.
Без очереди жилье может предоставляться:
- жильцам квартир или комнат, которые больше не пригодны для проживания и не могут быть отремонтированы или реконструированы;
- больным, страдающим одним из заболеваний, которые делают невозможным проживание вместе с ними других лиц;
- пожилым людям и инвалидам, ранее помещенным с их согласия в стационар, но при этом отказавшимся от услуг учреждения, если при этом вернуть им прежнее жилье уже невозможно;
- некоторым категориям государственных служащих (в частности, судьям жилье должно быть предоставлено не позднее полугода с момента назначения на должность).
Кому может предоставляться жилье
Раз уж речь зашла о нормах площади, стоит попутно прояснить вопрос и о том, кому вообще может предоставляться жилье от муниципалитета или государственной власти. Хотя сейчас уже не времена СССР, когда жилье предоставлялось государством, и каждый гражданин России вправе за свой счет как угодно улучшать свои жилищные условия, до сих пор существуют правила, по которым некоторым лицам может предоставляться жилье.
Сейчас жилье может быть выделено, в частности, следующим лицам:
- малоимущим (по закону к этой категории относятся люди, уровень дохода которых ниже нормы, установленной в конкретном субъекте России);
- ветеранам;
- военнослужащим;
- судьям;
- следователям и т. д.
При этом жилье не может предоставляться иностранцам, если с их государством Российская Федерация не заключила соответствующий международный договор. Кроме того, из списка кандидатов на заключение договора социального найма в любом случае вычеркиваются собственники жилья — каким бы то жилье ни было.
Надо учесть, что сейчас фонды муниципального и государственного жилья если и увеличиваются, то крайне мало. Даже напротив: до 2016 года в нашей стране проходит приватизация жилья, и, соответственно, значительная часть муниципальных квартир продолжает переоформляться в собственность граждан. Квартиры же в новостройках в собственность государства или местного самоуправления практически не переходят.
Таким образом, лицам, имеющим право на получение жилья по соцнайму, следует либо приготовиться ждать много лет подряд, либо найти какие-то другие способы приобрести для себя жилье (кредит, ипотека, участие в программах ИЖС, государственная поддержка и т. п.).
Нормативы жилплощади по Москве, Санкт-Петербургу
Региональными властями закреплены нормы метража проживания в местных законах и актах. Например, закон по Москве № 29 об обеспечении жильем гражданских лиц устанавливает следующее:
- минимальный размер учетной квадратуры пригодной к проживанию составляет 10 кв.м. (на 1 гражданина);
- 15 кв.м. на одного согласно судебному решению;
- размер однокомнатной квартиры для семьи на два человека не более 44 кв.м.;
- размер двухкомнатной квартиры для двух человек (не находящихся в браке) не более 54 кв.м.;
- для семьи из трех человек двухкомнатная квартира — 62 кв.м;
- трехкомнатная квартира для трех граждан (не семейных) — 74 кв.м.
Согласно закону № 29 норма жилья на 1 человека составляет 18 кв.м., а полученная квадратура должна быть не меньше 9.
Согласно местному законодательству города Санкт-Петербурга № 407-65 в отношении жилья прописывается какой метраж положен на человека также подробно, как и в московских показателях. Норма предоставления по местному закону составляет:
- на 1 человека — 33 кв.м.;
- на 1 семейного гражданина — 18 кв.м.
Учетная нормативная площадь жилого помещения на 1 человека составляет:
- для граждан в отдельной квартиры — 9 кв.м.;
- на 1 человека в коммуналке — от 6 до 15 кв.м.;
Регион/область | Количество учетной квадратуры | Количество квадратуры предоставления |
---|---|---|
Московский | не менее 10 | 18 |
Ленинградский | 9-15 | — |
Пермский | не менее 12 | 15 |
Омская | не менее 15 | 18 |
Ярославская | не менее 12 | 17 |
Екатеринбург | не менее 10 | 16 |
Краснодарский | не менее 10 | 18 |
Ростовская | 6-10 | 18 |
Нижегородская | 10-12 | 13 |
Красноярская | не менее 12 | 18 |
Волгоградская | не менее 11 | 10-18 |
Курганская область, Петропавловск-Камчатский | не менее 13 | 15 |
Новосибирская | не менее 12 | 15 |
Саратовская | не менее 10 | 16-30 |
Самарская | 11-13 | 14-26 |
Республика Башкортостан | не менее 12 | 14 |
Северо-Кавказский округ | не менее 10 | 18 |
Жилая и общая площадь — разница
Жилая площадь — сумма квадратных метров помещений, в которых можно жить: спален, гостиных, детских.
Общая площадь по жилищному кодексу — сумма квадратных метров всех внутренних помещений, исключая лоджии и балконы.
Общая площадь по строительным нормам и правилам (СНиП) — сумма квадратных метров всех внутренних и внешних помещений, включая балконы и лоджии.
Проще говоря, к жилой площади относятся только комнаты. Кухня, коридор, санузел, кладовая и гардеробная — нежилые помещения. Как ни странно, лестницы и печи в частных домах относятся к жилым метрам.
Жилую площадь легко выделить из общей, но при исчислении общей площади случаются разногласия: закон дает два варианта расчета. Выбор зависит от ситуации, но чаще всего используют именно трактовку жилищного кодекса.
План и квадратуру квартиры можно узнать в техническом паспорте объекта или заказать выписку из бюро технической инвентаризации (БТИ) — организации, осуществляющей учет и инвентаризацию объектов недвижимости.
Размер жилой площади может меняться после перепланировки или реконструкции — важно согласовывать все изменения с БТИ.
Что делать, если площадь меньше нормативной
Если площадь квартиры не отвечает региональным нормам, подают документы на улучшение жилищных условий. Добиться положительного решения поможет грамотный юрист.
Сверьте площадь квартиры с региональными нормативами. Общая площадь помещения указана в свидетельстве о праве собственности, договоре купли-продажи или выписке из ЕГРН. Если на каждого члена семьи приходится метраж меньше нормы, встаньте на учёт.
Порядок действий:
- Проконсультируйтесь с жилищной инспекцией или соцзащитой по подаче документов.
- Напишите заявление на постановку на учёт. Когда заявление примут, назначат срок проверки жилья. Его оценят на соответствие нормам.
- В назначенное время примите членов комиссии. По возможности не препятствуйте фото- и видеосъёмке.
- Получите акт осмотра и на его основании встаньте на учёт. Документ действителен 30 дней. Если экспертиза не позволяет претендовать на улучшения, её результаты можно оспорить в течение 10 дней.
В статье 38 Жилищного кодекса РФ обозначаются нормы, которые должны быть в обязательном порядке соблюдены при расчете положенной жилой площади. Так, там указываются нормы предоставления жилья. Понятие представляет собой минимальный размер жилой площади квартиры, в соответствии с которым определяется величина жилья, которая предоставляется по договору социального найма. В этой же статье Жилищного кодекса выделяется санитарная норма площади. Она определяет количество жилой площади, которое должно приходиться на одного человека. Сегодня значение показателя составляет минимум 6 квадратных метров.
Видео
Еще одно понятие, содержащееся в статье 38 Жилищного кодекса РФ, – социальная норма. В соответствии с ней определяется количество жилой площади, приходящейся на одного человека, при предоставлении компенсации, оплате жилья и коммунальных услуг. Федеральный стандарт социальной нормы может различаться. Он зависит от количества лиц, проживающих в помещении.
Так, по закону метраж будет равен:
- 42 м2, если семья состоит из двух человек;
- 33 квадратных м., если в квартире проживает только 1 человек;
- 18 квадратных м., на человека, если семья состоит из трех граждан и более.
Комментарии к ст. 50 ЖК РФ
1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.
Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».
Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.
2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.
Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.
Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, «перешагнув» который граждане не считаются нуждающимися в жилье.
3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.
Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).
Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий «разрыв». Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?
5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.
Каково количество жилой площади на человека по закону?
В соответствии с законодательством Московской области, в 2023 году на каждого жителя региона должно приходиться определенное количество жилой площади. Это направлено на обеспечение комфортных жилищных условий для населения.
Конкретные нормативы площади на человека устанавливаются муниципальными органами в пределах общегосударственных стандартов. Однако общая тенденция заключается в том, что с увеличением населения в регионе, количество жилой площади на каждого человека должно увеличиваться.
При расчете этого показателя учитываются различные факторы, такие как площадь жилых помещений, количество членов семьи, социальные группы населения и другие. Возможны различия в нормативах для городской и сельской местности.
Основным принципом законодательства является обеспечение жильем населения в пределах социально-экономической политики государства. Таким образом, количество жилой площади на человека по закону может меняться в зависимости от текущей ситуации и приоритетов развития региона.
Перспективы развития жилищного строительства в Московской области
Московская область в последние годы стремительно развивается, привлекая новых жителей и инвестиции. С увеличением численности населения возрастает и потребность в качественном и доступном жилье. В этой связи, развитие жилищного строительства становится одним из приоритетных направлений для региональных властей.
В 2023 году Московская область планирует увеличить квадратные метры жилья, которые приходятся на одного человека. Согласно действующему закону, каждому жителю региона будет обеспечено определенное количество площади для комфортного проживания.
Перспективы развития жилищного строительства в Московской области обнадеживают. Правительство активно привлекает инвесторов, создает условия для строительства новых жилых комплексов и инфраструктуры. Благодаря этому, жители региона получают широкий выбор жилья по различным категориям: от эконом-класса до элитного сегмента.
Увеличение квадратных метров жилья на человека в Московской области позволит эффективно решить проблему дефицита жилья и улучшить качество жизни жителей. Это также способствует укреплению социально-экономического потенциала региона, привлечению новых инвестиций и созданию рабочих мест.
Более комфортные условия проживания в Московской области позволят:
- Снизить нагрузку на столицу и распределить поток приезжих специалистов по всей области.
- Привлечь туристы и гостей региона, создавая комфортные гостиничные комплексы и пространства для отдыха.
- Развивать местные предпринимательские и торговые проекты, улучшая экономическое положение региона в целом.
Комментарии к ст. 50 ЖК РФ
1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.
Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».
Кому положено жилье большей площади?
Дополнительная жилая площадь в России предоставляется далеко не всем гражданам. Государство оказывает поддержку лицам, которые не могут приобрести квартиру самостоятельно. Приоритет отдается лицам, которые страдают тяжелыми формами ряда хронических заболеваний, а также сотрудникам МВД, МЧС и военнослужащим. Правила и нормы предоставления квартиры устанавливаются действующим законодательством.
Во внимание стоит принять следующие нормативно-правовые акты:
- ФЗ №181 от 24 ноября 1995 года;
- Постановление правительства РФ №817 от 21 декабря 2004 года;
- ФЗ №76 от 27 мая 1998 года.
Простые граждане также могут претендовать на получение жилья большей площади, однако им предстоит доказать потребность в помещении.
Инвалиды, а также семьи, воспитывающие детей-инвалидов, которые нуждаются в улучшении условий проживания, имеют права на получение жилой площади, при условии постановки на учет после 1 января 2005 года.
Инвалидам по ДСН предоставляется жилплощадь, которая может превышать норму предоставления (не больше, чем на 100%) в случае, если имеется заболевание в хронической форме, указанное в списке, утвержденном правительством.
Можно сделать вывод, что нормы используются для расчетов жилой площади:
- для общежитий;
- при выделении жилья военным;
- при переселении из непригодного жилья;
- в случае изъятия зданий для нужд государства;
- при злостной неуплате коммунальных услуг квартиросъемщиком;
- при выделении жилья инвалидам.
И бывают трех видов:
- учетная;
- социальная;
- норма предоставления.
Комментарии к ст. 50 ЖК РФ
1. Государство не может отказаться от нормирования жилых помещений, предоставляемых в пользование, как в силу дефицита жилья, так и потому, что речь идет о социальном найме, т.е. о предоставлении жилья на условиях, гораздо более благоприятных, нежели обычно существующие. Жилье должно предоставляться из расчета: на каждого пользователя (нанимателя и членов его семьи) — площадь не менее размера, устанавливаемого органом местного самоуправления. Этот минимальный размер и есть норма предоставления. Если, предположим, органом местного самоуправления норма предоставления установлена в размере 15 кв. м общей площади на одного человека, то при предоставлении жилого помещения семье из трех человек площадь такого помещения должна быть не менее 45 (15 x 3) кв. м общей площади.
Как следует из ч. 2 комментируемой статьи, при определении нормы предоставления орган местного самоуправления должен исходить не из общего уровня обеспеченности в данном муниципальном образовании, но только из уровня обеспеченности жильем жилищного фонда социального использования .
———————————
Норму предоставления жилья в юридической литературе, а нередко и в нормативных актах именовали «нормой средней обеспеченности».
Кроме того, при установлении нормы предоставления следует учитывать структуру и состояние жилищного фонда социального использования, существующего в данном муниципальном образовании, темпы жилищного строительства муниципального жилья, количество жилых помещений, поступающих в муниципальный жилищный фонд из других источников, и т.д.
2. Если перевести достаточно сложно сконструированную норму ч. 4 ст. 50 ЖК РФ на язык, понятный людям, не искушенным в юриспруденции, то получится следующее.
Нуждающимися в жилых помещениях в первую очередь нужно считать граждан, проживающих в переуплотненных жилых помещениях, или, иными словами, тех, у кого на каждого пользователя приходится незначительное количество квадратных метров. Уровень этой незначительности определяется органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК). По ЖК РСФСР он определялся субъектами Российской Федерации (ст. 29). Предположим, установлено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками (членами семьи собственника) жилого помещения, имеющие обеспеченность жильем не более 15 кв. м общей площади на одного человека. В этом случае 15 кв. м и есть учетная норма (ранее в литературе и актах некоторых субъектов Российской Федерации она иногда именовалась учетно-постановочной нормой). Обеспеченность на каждого пользователя менее учетной нормы означает, что граждане являются нуждающимися в жилье. Если, например, в квартире общей площадью 44 кв. м проживают три человека, а учетная норма в данном муниципальном образовании равна 15 кв. м, то такие граждане считаются нуждающимися в жилье, поскольку на каждого пользователя приходится менее чем по 15 кв. м.
Таким образом, вопреки утверждению, содержащемуся в ч. 4 ст. 50 ЖК РФ (учетная норма — минимальный размер), учетная норма — это максимальный размер площади, приходящейся на каждого пользователя, «перешагнув» который граждане не считаются нуждающимися в жилье.
3. При установлении учетной нормы органам местного самоуправления следует принимать во внимание те же обстоятельства, которые учитываются при определении нормы предоставления, в том числе степень остроты жилищной проблемы, состояние и структуру имеющегося жилищного фонда, темпы жилищного строительства и т.д.
4. На учет принимаются граждане, обеспеченные жильем менее учетной нормы. Естественно, что норма предоставления должна быть выше учетной нормы. Иначе (если вдруг учетная норма выше нормы предоставления) получится замкнутый круг: гражданам, нуждающимся в жилом помещении, предоставляется жилье, но они продолжают оставаться нуждающимися.
Случается, что устанавливаются примерно такие правила: на учет принимаются граждане, обеспеченные не более чем по 15 кв. м общей площади на одного человека (учетная норма); жилые помещения предоставляются таким образом, чтобы на одного человека приходилось не менее чем по 15 кв. м общей площади (норма предоставления).
Как представляется, между нормой предоставления и учетной нормой всегда должен быть некий «разрыв». Такого рода правила весьма упречны, а с точки зрения житейской в ряде случаев их нельзя воспринимать без иронии. Предположим, семья обеспечена жильем по 14,9 кв. м на одного человека. Им предоставляется жилье из расчета по 15,5 кв. м на каждого. Есть ли смысл?
5. См. также п. 6 комментария к ст. 49 ЖК РФ.