Экологический сбор: Сумма и штрафы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологический сбор: Сумма и штрафы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Всем известно, что все товары со временем теряют свои потребительские свойства и становятся отходами. Упаковка обычно сразу после использования единожды переходит в разряд отходов. Поэтому производитель или импортер должны задуматься о том, каким образом такие объекты будут уничтожаться.

Ставки экологического сбора на 2023 год

Вокруг ставок экологического сбора было много разговоров. Планировалось, что с 2023 года ставки резко поднимутся. Однако, размер ставок изменился в конце 2023 года согласно постановлению Правительства №1293 от 31.10.2023года и до настоящего времени остаются неизменными. Рассмотрим некоторые из них в таблице.

Номер группы товаров Название товара или вид упаковки Ставка сбора за 1 тонну, руб.
3 Спецодежда 11791,00
14 Канцелярские товары из бумаги 2378,00
24 Прочие изделия из пластмассы 4156,00
30 Металлическая легкая тара 2423,00
32 Компьютерная техника, переферия 26469,00
42 Бытовые электроприборы 26469,00
50 Упаковка из гофрокартона 2378,00
51 Упаковка из бумаги 2378,00
53 Упаковка из дерева и пробки 3066,00

Как предполагает Правительство, такие ставки помогут пополнить бюджет и стать стимулом для производителей самостоятельно утилизировать подобные отходы.

Также предполагается, что с 2023 года ставки сбора будут умножаться на специальный коэффициент, который будет учитывать реальное изменение потребительских цен.

Можно ли не платить экосбор

Есть несколько способов легального освобождения от уплаты этого сбора:

  • Не платят этот взнос экспортеры. Но только в отношении тех товаров, которые отправлены на экспорт. За тот объем, который продается на территории Российской Федерации, сбор уплачивается по тем же правилам, что и для других плательщиков.
  • Не облагаются экологическим сбором и производители полуфабрикатов, упаковки. Их продукция используется в процессе производства других предприятий, которые в свою очередь и уплачивают налог на этот объем. Работает тот же принцип, как и при уплате других налогов, например, НДС. Кто реализует продукцию конечному покупателю, тот и платит экосбор.
  • Законодательство освобождает от уплаты экосбора предприятие, если оно выполнило норматив переработки или уничтожения образовавшихся из-за ее деятельности отходов. Это стимулирует к организации сбора и переработки отходов своими силами.

Сокращен срок для добровольного погашения задолженности по уплате сбора

Если плательщик не уплачивает экологический сбор или уплачивает его не полностью, орган Росприроднадзора направит в его адрес требование о погашении задолженности в добровольном порядке.

Сделать это необходимо в течение 15 календарных дней. По истечении этого срока контролирующие органы будут взыскивать долг через суд (п. 25 Правил). Если суд вынесет решение в пользу Росприроднадзора, потребуется заплатить не только недоимку, но также возместить судебные расходы ведомства (ст. 110 АПК РФ).

До внесения изменений срок для добровольного погашения задолженности был продолжительнее — 30 календарных дней.

Отметим, что специальных норм, предусматривающих ответственность за неуплату сбора и непредставление отчетности, на текущий момент законодательством РФ не предусмотрено.

Как изменится экологический сбор в 2022

4 октября 2021 на сайте РБК появилась информация об экологическом сборе 2022 года. Минприроды выдвинуло предложение о поднятии нормативов по обязательной утилизации на период 2022-2024 годов. Текущий норматив равен 10-45% в зависимости от вида товара или упаковки.

В 2022 году норматив хотят поднять до 100%. Данное предложение не оценили Минэкономразвития и Минсельхоз, поскольку резкие изменения вызовут быстрое поднятие цен на товары. Представители Минпромторга также выразили недовольство, полагая, что достичь показателя 100% утилизации невозможно.

Из-за того, что перечисленные ведомства не согласны с реформой, проект был отправлен на доработку. Возможно, по этой причине в наступающем году проект не вступит в силу. Правительство также может принять решение о плавном поднятии норматива в период с 2022 по 2025 год.

Благодаря реформе доходы государства увеличатся до 25 раз. На данный момент доходность от экосбора составляет 4 млрд рублей, при условии, что за него платят всего лишь 20 тысяч компаний России из 4 млн существующих. При поднятии нормативов их число возрастет, поскольку будет практически невозможно заниматься утилизацией самостоятельно.

Читайте также:  Как заключить договор дарения денег

Минпромторг заявил, что экосбор вырастет до 100 млрд, а Министерство природы ранее озвучило сумму 136 млрд в год. Все эти средства планируют направить на строительство мусороперерабатывающих предприятий и поддержку отрасли переработки и утилизации отходов.

Расчет суммы утилизационного сбора за 2020 год

Сумму сбора рассчитывают по формуле:

Сумма экологического сбора

=

Ставка экологического сбора

×

Масса готового товара или количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенного в обращение на территории России, либо масса упаковки, использованной для производства такого товара (объем)

×

Норматив утилизации, выраженный в относительных единицах

Что такое побочные продукты производства

В процессе хозяйственной деятельности иногда образуется продукция, которая к основной не относится, но может быть использована в потребительских целях. Например, обрезки ткани на швейных фабриках подойдут как наполнитель для игрушек или постельных принадлежностей; обрезки досок на мебельном производстве сгодятся для продажи любителям хенд-мэйда.

Для такой продукции с 1 марта в 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вводится новый термин — побочные продукты производства (ППП).

Статья 51.1 7-ФЗ (действует с 1 марта 2023 года). К ППП могут быть отнесены «вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Правительство РФ должно определить перечень продукции, которая не может быть отнесена к побочным продуктам производства. То, что войдет в этот список, будет считаться отходами.

Экологический сбор за утилизацию упаковки и товаров

  • Изделия текстильные готовые (кроме одежды)
  • Ковры и ковровые изделия
  • Спецодежда
  • Одежда верхняя прочая
  • Белье нательное
  • Одежда прочая и аксессуары
  • Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие
  • Изделия деревянные строительные и столярные прочие
  • Тара деревянная
  • Бумага и картон гофрированные и тара бумажная и картонная
  • Изделия хозяйственные и санитарно гигиенические и туалетные принадлежности
  • Принадлежности канцелярские бумажные
  • Изделия из бумаги и картона прочие
  • Нефтепродукты
  • Шины, покрышки и камеры резиновые, восстановление протекторов и резиновых шин
  • Изделия из резины прочие
  • Изделия пластмассовые упаковочные
  • Изделия пластмассовые строительные
  • Изделия пластмассовые прочие
  • Стекло листовое гнутое и обработанное
  • Стекло полое
  • Бочки и аналогичные емкости из черных металлов
  • Тара металлическая легкая
  • Компьютеры и периферийное оборудование
  • Оборудование коммуникационное
  • Техника бытовая электронная
  • Приборы оптические и фотографическое оборудование
  • Аккумуляторы
  • Батареи аккумуляторные
  • Оборудование электрическое осветительное
  • Приборы бытовые электрические
  • Приборы бытовые неэлектрические;
  • Инструменты ручные с механизированным приводом
  • Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное
  • Машины и оборудование общего назначения прочие
  • Услуги по изданию газет.

Экологический сбор также уплачивается за упаковку из картона, бумаги или дерева.

Обращаем Ваше внимание, что за 2017 год не все организации уплатят экосбор, согласно Постановлению от 01.12.2015 N2491-р, так как для 70% товаров из Перечня норматив утилизации равен нулю. Но отчет в Росприроднадзор необходимо предоставить. За 2017 год экологический сбор обязаны оплатить компании, которые производят следующие продукты: аккумуляторы, батарейки, автошины, изделия из резины, стекла, картонную упаковку, пластиковую упаковку, металлическую тару и нефтепродукты.

Текущий год на территории Российской Федерации официально объявлен годом экологии. Как никогда актуальным становится экологический сбор, который выплачивают представители бизнеса. Отчетной датой является 15 апреля. Также требуется подготовить соответствующую документацию.

Уплата экологического сбора была установлена два года назад путем внесения изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Несмотря на это, соответствующие нормативно-правовые акты, которые бы не только регулировали порядок выплат, но и объясняли бы предпринимателям особенности реализации их обязательств в этом отношении, были опубликованы только год назад. В течение 2016 года были окончательно утверждены ставки, согласно которым должен быть уплачен экологический сбор, а также особенная форма, предназначенная для расчета суммы выплат.

Процесс утилизации ни в коем случае не оставляют без соответствующего контроля. Так, существуют специально предназначенные для этого формы отчетности. Все документы, которые входят в это понятие, должны быть сданы до первого апреля. О каких именно бумагах идет речь? Среди них выделяют следующие:

  • Декларация по экологическому сбору, которая содержит информацию об объемах выпущенной продукции. В этом документе потребуется указать точное количество товаров, а также упаковочных материалов, которые были ввезены или произведены предпринимателем в течение отчетного года. Законодательно это отражено в постановлении правительства Российской Федерации.
  • Отчет, в котором отражены факт выполнения требований по утилизации. В нем необходимо указать, какие объемы отходов и какого именно товара было уничтожено. Для этого была разработана специальная форма, установленная постановлением Правительства Российской Федерации.
Читайте также:  Особенности оформление губернаторских выплат на детей в регионах России

Сдать всю необходимую информацию можно с помощью оператора ЭДО в электронном виде. Этот способ очень нравится предпринимателям, так как является невероятно удобным. В некоторых системах для этого даже предусмотрен специализированный модуль, что существенно упрощает процесс. Конечно, подать документы можно и на бумаге, однако предоставить электронный вариант все-таки придется. Это же относится к порядку, в котором подается платежное поручение.

Экологический сбор — обязательный платеж для определенных групп предпринимателей, игнорировать его незаконно.

А что в отношении малого и среднего бизнеса?

Актуальные нормативно-правовые акты подтверждают, что предпринимателям, которые относятся к среднему или малому бизнесу, также необходимо отчитываться перед государством за использование ими товаров и отходов. А это означает, что в соответствии с актуальным законодательством, они также обязаны осуществлять процесс утилизации. Оформленные и тщательно подготовленные документы должны быть направлены в отделения местных территориальных отделений Росприроднадзора не позднее, чем 15 января того года, который следует за отчетным. Однако важно учесть, что отчетность необходимо подтвердить как договорами с третьими лицами (организациями), так и непосредственно лицензиями данных организаций. Если этого не произойдет, то вся составленная отчетность станет недействительной. Если же какие-то необходимые документы отсутствуют или оформлены не должным образом, то при расчете платежа обязательно применяют особый коэффициент, который повышает общую сумму сбора (0,5 единиц).

В каких же случаях компания несет ответственность по экосбору

Исходим из Правил взимания экологического сбора, утвержденных Постановлением Правительства от 08.10.2015 № 1073 в ред. от 23.08.2018.

1. Если организация/ИП ввозит или производит товары и упаковку из Перечня.

И это основной момент. Поэтому, если вы производитель или импортер, перейдите в Перечень и поищите там свой товар и упаковку. Если нашли, то отчитаться по экосбору придется.

Например, ООО «Лютик» импортирует одежду в картонных коробках и продает ее ООО «Ромашка», которое занимается ее реализацией. В этой ситуации ответственность по экосбору за товар и упаковку лежит на «Лютике», ведь он импортирует то и другое.

2. Если организация/ИП упаковывает производимый ей товар для продажи в упаковку из Перечня. Например, молокозавод производит молоко и закупает у фабрики полиэтиленовые пакеты для упаковки. За молоко ответственности по экосбору нет, а вот за упаковку — есть, и несет ее молокозавод.

Это значит, что если производитель упаковки реализовал ее другому производителю, который упаковывает в нее свой товар для продажи, то ответственность по экосбору несет второй.

Разрешение на загрязнение

Природопользователь, планирующий осуществление деятельности, связанной с загрязнением окружающей среды, должен иметь соответствующее разрешение. За отсутствие разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух для юридических лиц предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 40 до 50 тыс. руб. или административного приостановления их деятельности на срок до девяноста суток (ст. 8.21 КоАП).

Кроме того, отсутствие разрешения влечет увеличение норматива платы за загрязнение в пять раз, поскольку весь объем выбросов (сбросов, размещения) в этом случае признается сверхлимитным (п. п. 5, 6 Порядка).

Выдача разрешений на выброс и сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, а также на вредные физические воздействия на атмосферный воздух относится к полномочиям Ростехнадзора (п. 5.3.3.5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401).

Порядок выдачи разрешений при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается Министерством природных ресурсов России (ст. 14 Закона «Об охране атмосферного воздуха», п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2004 N 370). В настоящее время такой порядок не установлен. Следовательно, специального разрешения на выбросы передвижными источниками получать не нужно. В качестве такого разрешения владелец транспортного средства может предъявить талон о прохождении государственного технического осмотра ТС (см., например, Постановление ФАС СКО от 22.01.2004 N Ф08-5421/2003-2090А).

Правовая квалификация экологических платежей

Правовая квалификация платежей за негативное воздействие на окружающую среду длительное время является предметом обсуждения.

Напомним, что 28 марта 2002 г. Верховный Суд РФ принял Решение N ГКПИ2002-178, в котором пришел к выводу, что плата за негативное воздействие на окружающую среду по своей правовой природе обладает всеми признаками налога, перечисленными в ст. 8 НК РФ.

Читайте также:  Проезд на красный сигнал светофора какой штраф в 2024 году камеру

В свою очередь, Конституционный Суд РФ в Определении от 10.12.2002 N 284-О указал, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей природе не налогом, а фискальным сбором. Данные платежи относятся к обязательным платежам неналогового характера, взимаемым в публично-правовом порядке. Следовательно, к ним не применяются положения Налогового кодекса РФ.

В настоящее время все чаще и налоговые органы, и Минфин, и судебные органы соглашаются с тем, что плата за негативное воздействие на окружающую среду является неналоговым платежом. Однако ряд вопросов по-прежнему вызывает споры и решается судами неоднозначно.

Вправе ли налоговые органы осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду и списывать со счета организации задолженность по данным платежам в безакцептном порядке? Должны ли начисляться пени за несвоевременную уплату указанных платежей и подлежат ли плательщики данного фиксированного сбора привлечению к ответственности в соответствии с НК РФ за его несвоевременную уплату?

На эти вопросы мы и постараемся ответить.

После принятия КС РФ Определения N 284-О в Бюджетный кодекс РФ (далее — БК РФ) были внесены изменения, в соответствии с которыми платежи за негативное воздействие на окружающую среду были отнесены к неналоговым доходам бюджета (ст. ст. 51, 57, 62 БК РФ).

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним осуществляют администраторы платежей (ст. 5 Закона N 189-ФЗ и ст.

В каких случаях компании должны уплатить экологический сбор?

Если организации — импортеры и производители товаров, перечисленные в Перечне, при утилизации отходов не достигли установленных нормативов, или вообще не обеспечивают самостоятельную утилизацию, то они обязаны уплачивать экологический сбор в установленном законодательстве порядке. Обязанность выплачивать экологический сбор установлена Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст. 24.2, ст. 24.5).

В настоящее время нормативы утилизации установлены Распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р «Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров» на 2016-2017 гг. отдельно по каждой группе товаров.

Федеральной службой по надзору в сфере природопользования установлена форма расчета суммы экологического сбора. Суть расчета экологического сбора с 2016 года заключается в умножении массы готовых товаров, либо массы упаковки, использованной для производства такого товара или единиц готовых товаров подлежащего утилизации, выпущенных на территории РФ на ставку экологического сбора, а также на норматив утилизации, который выражается в относительных единицах.

Так, начиная с отчетности 2016 года, календарный год считается отчетным периодом по экологическому сбору. Срок уплаты данного платежа установлен до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 г. № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» определены сроки уплаты экологического сбора и представления расчета суммы экологического сбора, а также определен отчетный период:

  • начиная с 2017 года ежегодно — до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом;
  • отчетным периодом по экологическому сбору (начиная с отчетности за 2016 год) признается календарный год.

Экологический сбор в 2018–2019 годах. Налог ли это?

Для того, чтобы разобраться что такое экологический сбор, обратимся к законодательству. Ныне действующий федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (в редакции от 25.12.2018) «Об отходах производства и потребления» содержит статью 24.5 об экологическом сборе. Статья введена в 2014 году и четко дает понятие, что экологический сбор является неналоговым доходом. Но обязанность по его уплате, как выполнение норматива утилизации прямо установлена федеральным законодательством. Поэтому этот платеж так же обязателен, как и все налоговые платежи.

В законодательстве по пунктам расписано как платится экологический сбор. Так, Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073 (ред. от 23.08.2018) установлены и порядок, и правила уплаты сбора. Дается право выбора предоставления сведений в территориальные органы Росприроднадзора как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Товары, вывезенные за пределы нашей страны, экологическим сбором не облагаются. Это прямо установлено правилами. Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488 утверждена форма расчета суммы экологического сбора. Установлены сроки уплаты экологического сбора – до 15 апреля года, следующего за отчетным (за 2018 год следует заплатить до 15 апреля 2019 года).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *