Субсидия на выполнение задания: особенности планирования и предоставления

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субсидия на выполнение задания: особенности планирования и предоставления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Прежде всего, необходимо выяснить, куда подавать заявку. Довольно часто это может быть один из департаментов администрации города (сельского хозяйства, туризма, строительства и т.д.) или Служба занятости.

Комментарии к ст. 78.1 БК РФ

Начиная с 2008 г. в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации могут предусматриваться субсидии автономным учреждениям. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием) для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта (ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Указанные субсидии могут включать субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание данными автономными учреждениями в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджетов и внебюджетных фондов бюджетной системы РФ устанавливается соответствующими высшими органами исполнительной власти.

Например, в соответствии со ст. 84 Закона «О федеральном бюджете на 2007 год» остатки средств федерального бюджета на 1 января 2007 г. направляются в том числе на поддержку и развитие сети национальных университетов РФ 1 000 000 тыс. рублей.

Кроме субсидий автономным учреждениям только в федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 78.1 БК РФ

1. Как предусмотрено в ч. 4 ст. 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях», финансовое обеспечение основной деятельности автономного учреждения осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников.

В части 5 указанной статьи установлено, что порядок финансового обеспечения выполнения этого задания учредителя определяется:

1) Правительством РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

2) высшим исполнительным ОГВ субъекта РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;

3) местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Как отмечалось в пояснительной записке к проекту Закона 2007 г. N 63-ФЗ, главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, являющиеся органами государственной власти (местного самоуправления), могут выступать заказчиком государственных (муниципальных) услуг, оказываемых за счет бюджетных средств юридическим или физическим лицам автономными учреждениями. В качестве формы финансового обеспечения деятельности автономных учреждений установлено предоставление субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию государственных (муниципальных) услуг в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и иных субсидий автономным учреждениям.

Таким образом, по мнению авторов законопроекта, создается правовая основа для формирования в качестве базовой единицы бюджетного процесса связки «расходное обязательство — бюджетное ассигнование — государственное (муниципальное) задание».

2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает возможность предоставления субсидий из федерального бюджета иным некоммерческим организациям, нежели автономные и бюджетные учреждения. Исходя из концепции изменений, внесенных в Кодекс Законом 2007 г. N 63-ФЗ, представляется, что речь идет о некоммерческих организациях (за исключением автономных и бюджетных учреждений), оказывающих на основании государственного задания государственные услуги физическим и (или) юридическим лицам. Необходимо обратить внимание на то, что возможность предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся автономными или бюджетными учреждениями, из иных бюджетов бюджетной системы РФ, нежели федеральный бюджет, п. 2 комментируемой статьи не предусматривает.

Субсидии, предоставляемые из федерального бюджета иным некоммерческим организациям, не являющимся автономными и бюджетными учреждениями, могут быть предусмотрены только федеральным законом о федеральном бюджете. Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета устанавливает Правительство РФ. Соответствующая норма закреплена и в Законе о федеральном бюджете на 2008 — 2010 гг. (ч. 8 ст. 7): субсидии юридическим лицам, предусмотренные названным Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ.

Уточнение, согласно которому федеральным законом о федеральном бюджете может предусматриваться такой вид субсидий, как имущественный взнос в государственные корпорации, внесено в п. 2 комментируемой статьи в соответствии с Законом 2007 г. N 247-ФЗ. Данное уточнение внесено в связи с принятием Федерального закона от 2 ноября 2007 г. N 246-ФЗ, которым внесены изменения в Закон о федеральном бюджете на 2007 г., предусматривающие:

использование Стабилизационного фонда РФ в целях финансового обеспечения в том числе имущественного взноса России в уставный капитал государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и в государственную корпорацию «Российская корпорация нанотехнологий» (см. комментарий к ст. 96.10 Кодекса);

Читайте также:  Как составить завещание и грамотно распорядиться своим имуществом

использование средств федерального бюджета для внесения имущественного взноса в государственные корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и «Российская корпорация нанотехнологий».

Законом 2007 г. N 247-ФЗ также уточнено, что порядок определения объема и предоставления таких субсидий из федерального бюджета устанавливается не только Правительством РФ, но и федеральными законами, предусматривающими создание государственных корпораций. Речь идет о Федеральных законах от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ «О банке развития» , от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии», которыми предусмотрено создание государственных корпораций «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и «Российская корпорация нанотехнологий» соответственно.

———————————
СЗ РФ. 2007. N 22. Ст. 2562.
СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3799.

Получение и возврат средств

Регламент перечисления финансирования БУ, АУ прописывается в соглашении о порядке получения субсидии. В соглашение вносится информация об общей сумме финансирования, объемах и сроках субсидирования. Также к нему в обязательном порядке составляется неотъемлемое приложение — график перечисления субсидии на выполнение государственного задания. Организация-заказчик должна планировать закупки по этому источнику финансирования в соответствии с графиком.

В случае невыполнения БУ, АУ госзадания или отдельных показателей ГЗ, МЗ у организации должны остаться неиспользованные деньги, которые необходимо перечислить обратно в бюджет. Возврат остатков субсидии на выполнение государственного задания осуществляется в соответствии с произведенным расчетом и документальным обоснованием (ст. 69.2 БК РФ).

Субсидия будет возвращена в бюджет при таких обстоятельствах:

  • Сокращение объема госзадания.
  • Учреждение не реализовало задание за отчетный период.

Если объем задания уменьшен в текущем году, выполняются эти проводки:

  • ДТ420531560 КТ440110130. Сторнирование дохода от субсидии (используется метод «Красное сторно»).
  • ДТ420531560 КТ420111610. Выбытие части субсидии с расчетного счета.

Если возвращаются субсидии прошлых лет, выполняются эти проводки:

  • ДТ440110130 КТ430305730. Начисление долга по возврату неиспользованной субсидии.
  • ДТ430305830 КТ420111610. Выбытие части средств.

Последние проводки актуальны для тех случаев, когда не полностью реализовано поставленное задание.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Механизм выделения и получения субсидий

Порядок предоставления целевых субсидий представляет собой целостную систему, которая основывается на четком прогнозировании предстоящих затрат, направленных на увеличение имущественной составляющей производства. Он выглядит следующим образом:

  • организация анализирует показатели своей деятельности и делает выводы о том, на какие цели необходимы денежные средства из бюджета;
  • подготавливает документацию, где изложена информация о предстоящих операциях, осуществляемых с целевыми суммами, которые направляются в бюджетное учреждение (в качестве необходимых сведений указывается название, цель, код классификации, остатки по субсидированию с прошлого года, планируемая выплата в текущем году);
  • сформированная информация подается учредителю, который рассматривает и оценивает данные на целесообразность, просчитывает риски, принимает решение о выделении предложенной суммы;
  • после того как последующие действия по перечислению денег на счета учреждения согласованы, принято положительное решение, они направляются на специальный лицевой счет, открытый для таких выплат.

Схема предоставления субсидии на возмещение затрат

Перед тем, как предприниматель обратится в госорганы для начисления ему субвенции от государства, ему необходимо подготовить ряд документов:

  • заявление на получение субсидирования;
  • данные об имеющемся у предпринимателя подсобном хозяйстве (стоимость и его размеры);
  • договор (копия) на предоставленный кредит (в обязательном порядке заверяет юрист финансовой организации, с которым он заключен);
  • выписку со счета по кредитованию, который указывает на наличие долга;
  • график погашения задолженности и ее сроки;
  • номер банковского счета, на который будут перечисляться финансы по субсидированию;
  • налоговый документ со сведениями по налогообложению.

Собрав все эти документы, представитель от предприятия должен обратиться в Департамент по предоставлению субсидий для малого бизнеса.

Изменение порядка выдачи субсидий на иные цели обусловлено принятием Общих требований[1]. В них установлены единые для всех органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, правила, которые должны быть учтены при доработке нормативных актов на местах.

Нужно успеть до 1 января 2021 года: федеральные органы исполнительной власти обязаны привести свои порядки в соответствие Общим требованиям, а органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления это сделать рекомендуется.

С названной даты вступают в силу и сами Общие требования, принятые во исполнение норм абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (поправки внесены Федеральным законом от 27.12.2021 № 479-ФЗ). А значит, отношения бюджетных (автономных) учреждений, получающих целевые субсидии, и органов-учредителей будут дополнительно регламентироваться на общефедеральном уровне.

Читайте также:  Какой год получает сотрудники полиции выплаты ЕСВ в 2024 году

Что представляет собой новая система регулирования, покажем на схеме.

Цели и назначения выплат

Цели преференций:

  • выполнение капитальных реконструкций зданий, находящихся в ведении учреждения;
  • приобретение новых площадей;
  • покупка нового оборудования;
  • компенсация расходов на восстановление объектов, пострадавших от аварий, иных чрезвычайных обстоятельств;
  • составление основных фондов, на формировании которых требуется более 2000000 руб., в том числе на обустройство прилегающих территорий;
  • закрытие долгов по оплате услуг ЖКХ;
  • реализация государственного заказа;
  • возмещение расходов, связанных с переездом, транспортировкой;
  • приобретение особо ценных объектов движимого имущества, стоимостью более 2000000 руб.

Организация может запрашивать выделение целевой субсидии и в других целях. Главное, чтобы учреждению требовалась большая сумма, имелось веское основание для ее получения. Такие обращения рассматриваются индивидуально.

Налогообложение прибыли

При определении объекта обложения налогом на прибыль учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Примечание. Данные субсидии не подлежат отдельному учету. О расходовании указанных средств коммерческая организация не обязана отчитываться (Письмо Минфина России от 27.08.2010 N 03-03-06/1/573).

Перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, приведен в ст. 251 НК РФ и является исчерпывающим. Рассматриваемые субсидии в ст. 251 НК РФ не поименованы. Одновременно п. 8 ст. 250 НК РФ предусмотрено включение в состав внереализационных доходов доходов в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст.

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции:

  1. реализация товаров, работ, услуг (в том числе на безвозмездной основе), а также передача имущественных прав;
  2. передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  3. выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  4. ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Так как рассматриваемый вид субсидий с операциями по реализации товаров (работ, услуг), передачей имущественных прав не связан, можно сделать вывод, что полученные субсидии включать в налоговую базу по НДС не нужно. В Письмах от 01.04.2009 N 03-07-11/98 и от 15.02.2008 N 03-07-11/64 Минфин подтверждает данную позицию, указывая, что если денежные средства, полученные налогоплательщиком, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), то такие денежные средства обложению НДС не подлежат.

С учетом того, что строительная компания получает возмещение первого лизингового платежа, включая НДС, и налог ранее был принят к вычету, напрашивается вопрос о необходимости восстановления такого НДС. Прямых указаний на это гл. 21 НК РФ не содержит (случаи, при которых налогоплательщик обязан восстановить налог, перечислены в п. 3 ст. 170 НК РФ и приведенный в нем перечень является исчерпывающим). Мнение контролирующих органов по данному вопросу достаточно противоречиво.

В Письмах Минфина России от 21.10.2009 N 03-07-11/260, от 31.08.2009 N 03-07-14/91 указывается, что НДС, оплаченный за счет субсидий, полученных из федерального бюджета, к вычету принимать не следует, а ранее принятый к вычету НДС подлежит восстановлению. Обосновывается такая позиция тем, что если налогоплательщик не восстановит ранее принятый к вычету НДС, то возмещение налога из федерального бюджета будет двойным: первый раз — в виде вычета по НДС в порядке, установленном ст. ст. 171, 172 НК РФ, второй раз — в виде субсидии, полученной налогоплательщиком из федерального бюджета. Аналогичное мнение высказано финансистами в Письмах от 15.02.2008 N 03-07-11/64 и от 01.04.2009 N 03-07-11/98. Вместе с тем финансовое ведомство указывает, что суммы НДС, оплаченные за счет бюджетов субъектов РФ, восстановлению не подлежат (Письмо от 21.10.2009 N 03-07-11/260 и др.).

Арбитражные суды при рассмотрении таких налоговых споров (в том числе и в части субсидий, полученных из федерального бюджета) встают на сторону предприятий. Например, в Постановлении ФАС УО от 14.02.2008 N Ф09-307/08-С2 в отношении субсидий, полученных организацией на возмещение расходов по приобретению основных средств, товарно-материальных ценностей и услуг производственного характера, суд не нашел оснований для восстановления к уплате в бюджет НДС, принятого к вычету до получения субсидии. Схожие выводы содержат Постановления ФАС ЗСО от 21.10.2009 N А45-21598/2008, ФАС ЦО от 09.09.2008 N А54-4354/2007, ФАС ПО от 18.06.2009 N А72-8645/2008, ФАС ДВО от 13.02.2008 N Ф03-А73/07-2/6343 и др.

Читайте также:  Уточненный расчет по страховым взносам в 2023 году

Исходя из изложенного, по мнению автора, у строительной компании не возникает обязанности:

  • включать полученную субсидию в налоговую базу по НДС, так как денежные средства не связаны с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг);
  • восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету с лизингового платежа.

Соглашение о порядке и об условиях предоставления субсидии

Соглашение между учредителем и учреждением является составной частью любого государственного задания. Примерная форма Соглашения для федеральных бюджетных учреждений утверждена Приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 N 138н/528.

Типовая форма Соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением утверждена Приказом Минэкономразвития России от 03.12.2008 N 423.

Обе формы Соглашения содержат общие определения прав, обязанностей и ответственности сторон, объемов и периодичности перечисления субсидии в течение финансового года.

Как типовая, так и примерная форма Соглашения подразумевают, что при его подписании органом, выполняющим функции учредителя, и самим бюджетным (автономным) учреждением оно должно быть конкретизировано. При этом конкретизация производится не только за счет указания даты исполнения обязательств и реквизитов сторон. Например, в нормативных актах регионального уровня прямо говорится: учредитель вправе уточнять и дополнять установленную форму Соглашения с учетом отраслевых особенностей. При этом ведомственные нормативные акты, вводя позволительные дополнения, конкретизируют в Соглашении:

  • цели, условия и порядок предоставления субсидий;
  • объемы выделяемых субсидий;
  • обязанности учреждения по выполнению заданий;
  • право учредителя на проведение проверок соблюдения условий, установленных Соглашением;
  • порядок возврата сумм, использованных учреждением, в случае установления по итогам проверок, проведенных учредителем, факта нарушения условий Соглашения, порядок и сроки представления отчетности об использовании субсидий;
  • показатели выполнения заданий, ответственность сторон и другие условия.

Соглашение строится по принципу обычного гражданско-правового договора.

Отражение операций ГРБС у подведомственного учреждения по предоставлении субсидии

Бухучет субсидий на госзадание

Как бюджетному и автономному учреждению учитывать субсидии на выполнение госзадания

В бухучете субсидии на госзадание учитывайте на счете 205.00 «Расчеты по доходам» по КФО 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания» (п. 21, 197 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Не забудьте отразить субсидию и на счетах санкционирования. Как это сделать, см. Как отразить в бухучете плановые назначения, утвержденные планом ФХД.

В доходах субсидию отразите по статье КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг» ( раздел V указаний, утв. приказом Минфина от 01.07.2013 № 65н). В зависимости от даты соглашения о субсидии учтите ее либо в текущих, либо в будущих доходах.

Счет 205.00 корреспондирует со счетом 4.401.10.130 «Доходы от оказания платных услуг», если учредитель подписывает соглашение и перечисляет субсидию в одном и том же году. Проводки делайте на дату предоставления субсидии по условиям соглашения и графика.

Если учредитель заключает соглашение в одном году, а субсидию перечисляет в следующем, счет 205.00 отразите с кредитом счета 4.401.40.130 «Доходы будущих периодов». В доходы текущего года переносите субсидию постепенно – на дату перечисления по графику.

Такие разъяснения даны в письме Минфина от 01.04.2016 № 02-06-07/19436.

Учет на счете 205.00 ведите в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам ( ф. 0504071). Аналитику раскрывайте в этом журнале или в карточке учета средств и расчетов ( ф. 0504051). Об этом – в пунктах 200–201 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

В учете бюджетных учреждений:

Субсидию на госзадание отражайте проводками:

Дебет счета Кредит счета
Соглашение подписано до года, в котором учредитель перечислит субсидию
1. Начислен доход будущих периодов на дату заключения соглашения о субсидии 4.205.31.560 4.401.40.130
2. Переведена субсидия из доходов будущих периодов в текущие доходы – в сумме и на дату поступления субсидии по графику 4.401.40.130 4.401.10.130
Соглашение подписано в том же году, в котором учредитель перечислит субсидию
3.

Начислен доход от субсидии на госзадание.

Проводку сделайте в сумме и на дату поступления субсидии по графику. Например, за I квартал начислите 25 процентов суммы

4.205.31.560 4.401.10.130
Субсидия поступила на лицевой счет(независимо от даты соглашения)
4. Поступила субсидия на лицевой счет
(основание – выписка со счета)
4.201.11.510 4.205.31.660
Увеличение забалансового счета 17 (код аналитики 130, КОСГУ 130)
В текущем году субсидию на госзадание увеличили
5. Начислен доход на сумму увеличения субсидии 4.205.31.560 4.401.10.130

Такой порядок следует из пунктов 72, 93, 150, 158 Инструкции № 174н, письма Минфина от 01.04.2016 № 02-06-07/19436.

Если учредитель до конца года перечислил субсидию не в полном объеме, то на счете 4.205.31.000 будет дебиторская задолженность ( письмо Минфина от 28.04.2015 № 02-05-10/24457).

Если в текущем году объем задания сократили и субсидию уменьшили – о чем подписали допсоглашение, доход сторнируйте. А если к этому времени учредитель перечислил субсидию полностью – верните сокращенную часть в бюджет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *