Что входит в состав ТКО? Морфологический состав твердых бытовых отходов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что входит в состав ТКО? Морфологический состав твердых бытовых отходов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Внесенные в ФЗ № 89 поправки об региональных операторах и отходах от деятельности юридических лиц не отменяют определения твердых бытовых отходов, данного этим законом. В законе указывается не только, какие отходы относятсяк ТБО, но также легализуется право регионального оператора осуществлять вывоз на городские полигоны мусора 4 и 5 класса опасности, не относящегося к ТБО. Это право закреплено в ст. 24.7.

Что относится к твердым бытовым отходам согласно 89 федеральному закону?

К такому бытовому мусору относится много лома, изготовленного из разнообразных ценных для промышленности материалов, которые могут быть ценным сырьем для вторичной переработки остатки:

  • картонной продукции;
  • бумаги;
  • металлических конструкций;
  • текстильных изделий;
  • пластика;
  • органических отходов;
  • резины;
  • стеклянного лома;
  • кожаной продукции;
  • остатков деревянных изделий.

Развитие технологий и внедрение их в производство товаров массового потребления привело к тому, что в безопасное некогда ТБО теперь все чаще попадают и опасные для здоровья человека и экологии материалы, которые нельзя отправлять на свалку с бумажными упаковками и деревянным хламом. Речь идет о:

  • старых аккумуляторах;
  • батарейках от гаджетов и электроприборов;
  • строительных лаках;
  • электроприборах;
  • косметических средства и старых лекарствах;
  • красках;
  • пестицидах;
  • химикатах, использующихся в быту;
  • удобрениях и остатках пестицидов;
  • медицинских отходов;
  • бытовых осветительных приборах, содержащих ртуть.

Это все больше заостряет проблему сортировки на этапе накопления такого утиля, который остается после потребляющего население. Увеличение с каждым годом объемов такого хлама обостряет проблему его вторичной переработки, которая в РФ еще решается очень плохо.

Обращение с твердыми бытовыми отходами – прибыльное направление предпринимательской деятельности. Компании, которые оказывают услуги в данной сфере, всегда будут востребованы на рынке. Но так как ТБО представляет собой смесь отходов 4-5 класса опасности, для работы с ними необходимо получить лицензию Росприроднадзора. Для этого потребуется:

  • подготовить огромный список документации;
  • пройти промежуточные проверки в Роспотребнадзоре и согласования в других ведомствах;
  • оборудовать производственную площадку в соответствии с требованиями нормативных актов;
  • подготовить автомобиль для перевозки твердых бытовых отходов;
  • обеспечить выполнение требований в вопросах квалификации сотрудников;
  • создать условия для безопасного обращения с опасными отходами.

Нормативная и правовая база

На территории РФ используют нормативную технологию сбора и утилизации ненужного материала, вышедшего из строя и отслужившей срок бытовой техники. Расчетная формула применяется для жилого сектора и юридических лиц. Для формулировки нормативов учитываются следующие факторы:

  1. Способ поставки газа в жилые помещения или на предприятие.
  2. Доступ к трубопроводам для сбора мусора.
  3. Система отвода отработанной и подачи чистой воды.
  4. Система отопления жилых и нежилых помещений.
  5. Общий размер жилого или нежилого объекта.
  6. Климатические особенности конкретного региона.

При составлении контракта на вывоз и утилизацию твердых отходов указывается информация о способе складирования коммунального мусора. Исходя из действующих законодательных нормативов документ отражает следующую информацию:

  • доступ к контейнерам;
  • наличие мусороприемных камер;
  • использование специального транспорта;
  • наличие бункеров для хранения отходов;
  • доступ к мусоропроводам.

Мусорную реформу начали разрабатывать в начале 2014 года. Но сложные изменения, внесенные в законодательную базу, позволили принять постановление только в 2019 году. Закон отражает новые условия и требования сбора и утилизации непищевых отходов. Впервые аббревиатура ТКО появилась в статье №89-ФЗ.

Среди основных тезисов новой реформы стоит выделить:

  1. Раздельную систему сбора мусора. Направлена на упрощение переработки отходов и повторного использования вторичного сырья.
  2. Конкурсный выбор операторов ответственных за обращение с ТКО для конкретно взятых регионов. Позволяет улучшить качество предоставляемых населению услуг.
  3. Изменение способа расчета тарифов. Средства, получаемые за вывоз отходов, будут направляться на строительство перерабатывающих и утилизирующих мусор заводов.

Правовое регулирование в области обращения с ТБО.

За последние несколько лет российское законодательство, регулирующее деятельность по обращению с отходами претерпело значительные изменения. В частности, много вопросов вызывает обращения с твердыми бытовыми отходами.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие обращение с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации подразделяются на:

  • Федеральные законы, Кодексы и Постановления Правительства;
  • санитарные нормы и правила;
  • строительные нормы и правила;
  • стандарты и технические условия;
  • ведомственные нормы и правила.

Федеральный закон №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» определяет цели и основные принципы государственной политики в области обращения с отходами. Согласно ст.13, устанавливающей требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований, организация раздельного сбора отходов возложена на местные органы самоуправления. В этой же статье упоминается Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды, который является ключевым документом при организации раздельного сбора отходов. Типовой порядок сбора отходов на территории городских и других поселений был разработан НИЦПУРО в 2002 году по заказу МПР России, но так и не был утвержден.

Законом регламентируются также правовые основы определения отходов как права собственности, нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами, правовые основы экологического контроля. Статья 9 Закона обязывает лицензировать деятельность по обращению с опасными отходами.

Согласно статье 17 Федерального закона №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года, лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

  • деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;
  • заготовка, переработка и реализация лома черных и цветных металлов.

Как правильно указывать в документах

Если имеется в виду не мусор производственного характера, то организация имеет право применять оба термина: и ТБО, и ТКО. Однако после принятия Закона №458-ФЗ термин ТБО зачастую звучит только вслух, но никак не в письменной речи.

Во время составления документов, в т.ч. написании обращений и жалобных писем от населения, следует употреблять аббревиатуру ТКО. Это связано с тем, что в современных официальных документах любой образуемый мусор принято называть твердыми коммунальными отходами.

В первую очередь, данное правило касается предприятий, ведущих хозяйственную деятельность. Его игнорирование может привести к формальной причине для отказа в иске, проигрышу в судебном споре.

Таким образом, если фирма укажет ТБО в инвентаризационном акте отходов, то инспектор посчитает это нарушением и может не признать наличие данного акта. В результате — штрафные санкции как для директора фирмы, так и для хозяйственного субъекта.

По какому принципу рассчитываются тарифы на услуги по обращению с ТКО и ТБО

В ст. 24, п. 9 №8-ФЗ указано, что органы исполнительной власти региона занимаются осуществлением государственной регуляции тарифов в сфере обращения с отходами. Также эти полномочия могут передаваться органам местного самоуправления.

В отношении же операторов региона фиксируется единый тариф на услугу. Все прочие тарифы, которые подлежат регулированию, устанавливаются в отношении операторов исключительно по обращению с ТКО.

В Постановлении Правительства №484 от 30 мая 2016 года утверждены “Правила регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО”, а еще “Основы ценообразования в области обращения с ТКО”.

Читайте также:  Как уволиться с работы по собственному желанию

Согласно второму документу обращение с ТКО оказывается по ценам, означенным по соглашению сторон, однако они не должны превышать утвержденные ранее тарифы.Тут следует иметь в виду, что тарифы фиксируются в отношении каждой конкретной компании, выполняющей регулируемые виды деятельности в результате обращения с ТКО.

Какие именно тарифы подлежат регулированию?

  • на услуги региональных операторов по обращению с ТКО;
  • на обработку;
  • на обезвреживание;
  • на захоронение.

В п. 4 “Правил регулирования…” указано, что каждый тариф действует с начала календарного года в течение минимум 12 месяцев (допустимы редкие исключения). Для этого организация до 1 сентября предшествующего очередному периоду регулирования года предоставляет в органы регулирования предложение об установлении тарифов. Решение выносится в течение 3,5 месяцев и принимается не позднее 20 декабря.

Если же организация, осуществляя захоронение ТКО, использует непосредственно объект обработки, который принадлежит ей по праву собственности, то для компании не устанавливается тариф на обработку ТКО. Издержки учитываются во время установления тарифа на захоронение ТКО.

Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам (ТКО)

Наименование отхода Код ФККО
отходы (мусор) от уборки территории и помещений
объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами
7 35 100 01 72 5
отходы (мусор) от уборки территории и помещений
объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами
7 35 100 02 72 5
отходы объектов оптово-розничной торговли
цветами и растениями, содержащие преимущественно растительные остатки
7 35 151 11 71 5

Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам (ТКО)

Наименование отходов Код ФККО
отходы (мусор) от уборки территории
и помещений учебно-воспитательных учреждений
7 37 100 01 72 5
отходы (мусор) от уборки территории
и помещений культурно-спортивных учреждений
и зрелищных мероприятий
7 37 100 02 72 5

Определение Твердых коммунальных отходов (ТКО).

В статье 1 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» дается следующее определение ТКО: «Твердые коммунальные отходы — это отходы, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд». Также к ТКО относят отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии с Письмом Минстроя № 22270-МП/06 от 18.05.2018 года, к твердым коммунальным отходам относятся отходы, которые образуются при уборке территории городских и сельских поселений, — например, «мусор и смет уличный, мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог и другие».

Порядок обращения с ТБО и БКО

Правила обращения с ТКО установлены в Постановлении Правительства № 1156 от 12.11.2016 года «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641». Указанные Правила содержат:

  • порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО;
  • порядок осуществления транспортирования ТКО;
  • правила обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО;
  • основания для лишения статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • форму типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

В соответствии с пунктом 4 указанных Правил, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами. Порядок такого взаимодействия должен учитывать региональную программу по обращению с отходами и территориальную схему обращения с отходами. При этом деятельность регионального оператора производится на основании договора, заключенного с потребителями, на оказание услуг по обращению с ТКО.

Читайте также:  Постановка на учет по беременности: какие обследования нужно пройти

Отметим, что региональный оператор отвечает за сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

По вредному воздействию на природу бытовой хлам подразделяется на 5 классов опасности:

  • 1-й класс, самые опасные отходы (ртутьсодержащие изделия, батарейки, конденсаторы, аккумуляторы). Они выделяют токсические вещества, которые окружающая среда нейтрализовать не может.
  • 2-й класс, высокоопасный мусор (электролитные аккумуляторы, смазочные материалы, автомобильные шины). Естественным путём нейтрализуется за 30 лет.
  • 3-й класс, средней опасности (стройматериалы, моторное масло, навоз, медные провода, некоторые химические вещества, ацетон например). Срок восстановления нарушения экологии 10 лет.
  • 4-й класс, малоопасные, относительно безвредные отходы (стекло, древесина, строительный мусор). Последствия загрязнения экологии нейтрализуются в течение 3-х лет.
  • 5-й класс – это безопасные пищевые отходы и изделия из природного сырья.

Перечень всех видов отходов, с кодами и классами опасности, находится в специальном каталоге отходов ФККО.

Какую опасность несут бытовые отходы

Накопление отходов, бытовых либо промышленных, грозит серьёзными осложнениями для экологии:

  • Щёлочи и едкие кислоты при попадании на кожу, в органы дыхания и пищеварения вызывают ожоги, отравления.
  • Легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества приводят к пожарам, травмированию и гибели людей. При горении пластмасс, резины выделяются ядовитые газы.
  • Неправильно утилизированный расходный медицинский материал, неиспользованные медикаменты несут угрозу инфекционного заражения.
  • Самовозгорание и гниение мусора способствуют усилению парникового эффекта.
  • Химические отходы, попавшие в почву, грунтовые воды, водоёмы оказывают опасное воздействие на природные ресурсы.
  • Гниющие отходы создают зловонные запахи, выделяют ядовитые газы, способствуют размножению болезнетворных бактерий, насекомых, грызунов, распространяющих инфекции. Решение проблем бытового мусора способствует не только возрождению природы, но и наполняет сырьевую базу для многих отраслей народного хозяйства.

Общий классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) — документ, в котором отражены все типы экономической деятельности их описание.

Структура ОКВЭД представляет собой:

  • Буквенные коды A — U ОКВЭД. Можно сказать, что это название раздела. В ОКВЭД 2 (от 2014 года) буквенная кодировка не несет никакой смысловой нагрузки и использовать ее в качестве основы для обозначений запрещено.
  • Шестизначное цифровое кодовое обозначение. Именно эти значения присваиваются каждой деятельности в ОКВЭД.

По ОКВЭД сбор неопасных отходов включен в раздел Е: водоснабжение, организация сбора и утилизации мусора, обработка утильсырья. Кодовое обозначение ОКВЭД 38.11.

Эта группа по ОКВЭД включает в себя сбор:

  • Относительно безопасные твердые бытовые отходы в пределах установленной зоны
  • Текстильного мусора
  • Тары
  • Материала, пригодного для использования в качестве вторичного сырья

Каждая организация, деятельность которой связана с отходами, должна зарегистрироваться в государственных учреждениях в соответствии с ОКВЭД. Удаление и обработка отходов находятся в 90.00.2. Далеко не всякая деятельность получила свой индивидуальный код. В ОКВЭД имеется раздел S, где описаны прочие услуги.

Журнал учета обращения с отходами

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» обязывает лиц, осуществляющих деятельность в сфере обращения отходов, вести своеобразный отчетные журналы по твердым бытовым отходам. Ведется данный журнал ответственным лицом предприятия.

Общие советы по ведению учета:

  • Для структурных подразделений используется журнал по приложению №1
  • Предприятие, ведущее деятельности области образования отходов, обязано ежегодно сдавать журнал в форме приложения №3 и №4. А для учреждений — перевозчиков — №2.
  • Журнал заполняется по факту свершения каждой операции с отходами. То есть после образования, транспортировки, приема.

Журнал – обязательный атрибут каждой фирмы в области обращения с отходами ТБО. В случае нарушения правил по его заполнению, учреждение может быть оштрафовано или закрыто. Титульный лист журнала заполняется в свободной форме. Данные учета в журнале обобщаются по итогам очередного квартала.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *