Не переходи черту: шесть дел о кадастре
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Не переходи черту: шесть дел о кадастре». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Увеличить площадь земельного участка может только его собственник. При этом право собственности должно быть подтверждено выпиской из ЕГРН, а также соответствующими документами, ставшими основанием для возникновения права собственности (договор купли-продажи или дарения, свидетельство о праве на наследство, решение суда).
Что такое перераспределение земель?
Перераспределение земель – это образование нового земельного участка путем присоединения к существующему участку смежного. Это можно сделать, если:
- Участок находится в государственной или муниципальной собственности;
- Площадь образуемого участка не превышает максимальную (можно посмотреть в Правилах землепользования и застройки (ПЗЗ, утвержденных в каждом муниципальном образовании);
- Участок свободен от другой недвижимости и не ограничен в обороте;
- Участок не выставлен на аукцион;
- Границы земельного участка уточнены (в реестре установлены координаты границ).
Как стать владельцем бесхозного земельного участка?
Если у земельного участка нет собственника или владелец признан пропавшим без вести, или отказался от земли, то участок переходит в собственность местных властей. Тогда земельный участок можно приобрести на торгах, арендовать или выкупить, также можно получить в результате перераспределения.
Ценообразование работ по увеличению границ земельного участка
Единой стоимости перераспределения земель не существует. Федеральная, региональная и местная власти для своих земель устанавливают свои порядки определения стоимости.
Например, для федеральных земель размер платы будет составлять 15% от кадастровой стоимости. Если прирезаете к участку федеральную землю, то за прирезку придется заплатить 15% кадастровой стоимости.
Чтобы рассчитать примерную стоимость прирезки, можно на Публичной кадастровой карте узнать кадастровую стоимость соседних участков. Затем вычислить кадастровую стоимость одной сотки и после этого полученную величину умножить на количество соток, которые планируете прирезать.
С муниципальными и региональными землями ситуация несколько сложнее. В каждой области, районе устанавливают свой размер платы за прирезку земли. Информацию о размере платы за прирезку земли необходимо искать на официальном сайте администрации, либо направить запрос в орган государственной власти.
Нормативно-правовые акты по данной статье:
- Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 27.12.2019);
- Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.01.2020);
Процедура увеличения территории проводится в соответствии с ФЗ №93, некоторые положения которого называют законом о дачной амнистии. Это упрощенная схема, которая допускается в отношении участков, полученных после 2001 года с момента введения Земельного кодекса РФ. Дополнительный участок, оформляемый в собственность по этой схеме, получил название прирезки.
Увеличение площади регулируется главой 4 Земельного кодекса. Законодательство устанавливает понятие перераспределения территории. В результате, у граждан появляется возможность узаконить прирезок земельного участка, занятый самовольно или тот, который гражданин только планирует присоединить.
За проведением процедуры могут обратиться граждане, являющиеся собственниками участков под индивидуальное строительство, садоводство, огородничество и даже сельскохозяйственного назначения.
Чтобы правильно провести процедуру, необходимо соблюдать следующие условия:
- Земля должна иметь такую же территорию, что и основной участок;
- Она не должна подпадать под земли общего пользования;
- Общий размер участка не должен превышать установленные нормативы.
Так, на территории Московской области предельные размеры участка под ИЖС составляют от 6 до 15 соток. Территорию участка нельзя увеличить за счет дорог, коммуникаций и других значимых объектов. Кроме того, нельзя добавить к участку территорию лесного фонда и береговой полосы.
Рассмотрение типичных ситуаций
Разберем несколько примеров из практики.
- Дочь унаследовала после смерти отца 6 соток в деревне. Но после проведения замеров через пару лет выяснилось, что площадь участка больше на 2,69 сотки. Как оформить увеличение по дачной амнистии?
Сначала получаем согласие соседей, затем отправляемся в администрацию и выясняем, чьи это земли. Далее уточняем максимальный размер изменения площади, который установлен органом местного самоуправления, после чего проводим межевание. Ставим участок на кадастровый учет и получаем кадастровый паспорт. После этого передаем документы в администрацию района и заключаем соглашение о перераспределении.
- И. решил присоединить заброшенный участок к своему наделу. Он получил разрешение от соседей, составил схему места и обратился за его регистрацией. Однако возникли сложности на основании того, что участок хоть и был заброшенный, но находился в собственности администрации. И. решил его выкупить и обратился к уполномоченному органу с предложением. Ему предоставили все характеристики участка и назвали цену. Он ее заплатил и получил землю. Далее было проведено межевание с уточнением границ, после чего И. обратился в уполномоченный орган для регистрации полученного надела.
Таким образом, увеличение площади ЗУ возможно посредством присоединения к нему свободного надела. При этом необходимо не только соблюсти установленную законом процедуру, но и уточнить, действительно ли надел можно присоединить.
Порядок уточнения границ участка
Уточнением на практике принято называть процедуру, целью которой является повторное проведение межевых работ. По итогам таких работ может быть выявлено, что площадь надела превышает установленные в кадастровой документации размеры или, наоборот, является меньше.
Такая процедура может привести к следующим правовым последствиям:
- возникновению споров с соседями;
- отказу в регистрации участка в кадастровом реестре;
- административной ответственности за самовольное захватывание не принадлежащих лицу площадей;
- юридическое увеличение площади земельного надела.
Проведение такой процедуры, в свою очередь, может понадобиться при осуществлении плановых проверок сотрудниками кадастровой службы или по желанию собственника земельного владения. При предъявлении претензий со стороны третьих лиц относительно границ участка также может быть проведена процедура уточнения.
Процедура проводится специально аттестованными инженерами, имеющими соответствующее образование и лицензию на осуществление своей деятельности. Итоговые значения выясняются в соответствии с результатами размежевания данного и при наличии споров смежных участков.
Что делать, если участок ранее не был размежёван?
Можно ли оформить ранее не учтённый надел? Несмотря на все попытки властей как можно скорее поставить на учёт все земельные наделы, до сих пор остаются некоторые участки в частном владении, с неустановленными границами и с неопределёнными площадями. Государство поддерживает инициативы таких владельцев поставить на учёт эти участки. Что для этого нужно?
Основные условия для оформления таких участков следующие:
- земля не должна быть выделена другим частным лицам в течение последних 15 лет;
- нынешний владелец должен пользоваться землёй в течение 15 лет;
- владелец должен уплачивать налоги за последние пять лет.
Все подобные ситуации также решаются через местную администрацию. В случае если администрация откажет в признании правомочия собственности за фактическим владельцем участка, имеющим вышеуказанные основания, добиться своего можно через судебные инстанции. Но такое происходит довольно редко.
Чтобы установить право собственности необходимо обратиться с заявлением в местную администрацию. В заявлении необходимо указать просьбу о признании своего права на землю. Администрация может затребовать проведения межевания участка и выписку из реестра об отсутствии прав третьих лиц на указанный участок.
В данном случае межевание проводится на основе доверенности местной администрации, выданной на имя заявителя, открывается межевое дело. После получения плана его копию необходимо предъявить местной администрации.
Земельным Кодексом РФ разрешается увеличение площади земли за счет прирезки земель, находящихся в муниципальной или государственной собственности. Решение об отведении земли принимается на уровне органов местного самоуправления.
С заявлением обращается собственник участка или его доверенное лицо. При этом получившийся размер не должен превышать установленных границ. Для Москвы и МО предельные параметры участка под ИЖС находятся в границах 6-15 соток. Узнать точное размеры можно в ПЗЗ (правила землепользования) вашего муниципального района.
Внимание! Увеличивать земельные участки за счет дорог, коммуникационных сооружений, иных сооружений, необходимых для нормального функционирования района не разрешается. Запрет касается также лесных и прибрежных зон.
Присоединяемая площадь не должна превышать 10% площади основного участка. Если присоединяемой земли больше, или ее общая площадь превышает установленные границы, то тогда формируют новый участок и выкупают по заявленной кадастровой стоимости.
Сложности и бюрократическая волокита, безусловно, омрачают любую выгоду от оформления земли, но плюсов на самом деле гораздо больше. Проведение межевания надела позволит владельцу раз и навсегда установить границы участка. Это избавит от проблем при проведении юридически значимых сделок с землей.
Если владелец захочет поменять участок, оформить садовый участок в СНТ, поставить на учет землю под домовладением, привести в порядок документы на придомовую территорию, все это потребует наличия установленных границ надела.
Так что, подводя итог, следует отметить, что собственникам земельных участков следует своевременно оформлять документы на них в соответствии с законом, иначе в один прекрасный момент эта процедура может стать срочной и повлечет за собой очень ощутимые траты денег, времени и нервов.
Перераспределение земли происходит на основании соглашения между гражданином и уполномоченным органом, например администрацией. Для этого владельцу участка нужно обратиться в уполномоченный орган (администрацию, земельный департамент и др.) с заявлением о перераспределении земли. Сделать это можно в том числе через МФЦ. К заявлению нужно приложить:
— правоустанавливающие документы на земельный участок (представление не требуется, если право зарегистрировано в ЕГРН);
— если отсутствует утвержденный проект межевания территории — схема расположения;
— если с заявлением обращается представитель собственника земельного участка — документ, подтверждающий полномочия представителя.
Заявление рассматривается в среднем около 30 дней, затем заявителю направляется согласие на заключение соглашения о перераспределении. Потом собственник обращается к кадастровому инженеру, тот определяет новые границы участка — и документы отдаются в Росреестр.
Как уточнить границы земельного участка
Чтобы уточнить границы участка, собственнику нужно обратиться к кадастровому инженеру (его можно найти через сервис «Государственный реестр кадастровых инженеров»).
Кадастровый инженер приедет на место и проведет необходимые замеры. Уточнение границ нужно будет согласовать с владельцами смежных — соседских — участков. Специалист направит им извещения на почтовый или электронный адрес. Если найти их не получается, извещение публикуется в местной прессе. В этом случае адресат будет считаться уведомленным, даже если не прочитает объявление. После всех замеров и согласований с соседями кадастровый инженер подает документы в орган регистрации прав.
Результатом становится межевой план, содержащий сведения о координатах границ земельного участка. Границы устанавливаются по документам, подтверждающим, что земля выделена конкретному собственнику в конкретном месте и именно такой площади.
Допустимый предел увеличения площади при установлении и уточнении границ участка:
— не более чем на предельный минимальный размер земельного участка, который установлен федеральным или местным законом для соответствующих вида разрешенного использования и категории земель.
— если такой размер не установлен, допустимый лимит — не более 10% площади исходного участка по данным ЕГРН: например, к участку в 6 соток максимально можно добавить 0,6 сотки.
Как оформить прирезку участка под ИЖС, огород, ЛПХ, садоводство?
Как уже упоминалось: прирезать к участку дополнительный кусок земли может только собственник участка.
Арендаторы и лица, владеющие участком на праве безвозмездного пользования, не имеют права на прирезку земельного участка.
Для прирезки земли нужно заключить соглашение с администрацией. В данном случае администрация это собственник земли, которую прирезают к участку.
Как правило, в населенных пунктах земля является муниципальной. Поэтому будем рассматривать соглашение с местной администрацией.
Соглашение о перераспределении земель готовит сама администрация.
Важно убедиться, чтобы в соглашении указали, что на вновь образуемый участок возникает право частной собственности.
Иными словами, гражданин приобретает право собственности на новый увеличенный в площади участок.
Данное основание, на мой взгляд, является самым трудным препятствием на пути получения положительного решения о перераспределении участка.
Попробуем в нем разобраться.
Камнем преткновения может стать размер площади земли, на которую увеличивается участок в результате перераспределения.
Как уже говорилось ранее, Правила землепользования и застройки устанавливают минимальные размеры земельных участков.
Если увеличиваете участок на размер площади больше минимального размера, установленного в ПЗЗ, то это может стать основанием для отказа.
Чиновники, пользуясь вышеуказанным основанием, могут отказать в прирезке по причине того, что из площади присоединяемой земли можно образовать самостоятельный участок.
Например.
Допустим, минимальный размер участка согласно ПЗЗ составляет 4 сотки. Вы хотите увеличить свой участок площадью 6 соток до 10 соток, то есть прирезать к участку дополнительные 4 сотки.
В этом случае, вы рискуете получить отказ, потому что из площади, на которую увеличивается участок, можно сформировать самостоятельный участок.
В чем польза уточнения границ участка
Во-первых, это является надежным аргументом в соседских спорах за землю и действенным инструментом для того, чтобы предотвратить самовольное строительство. Также участок с уточненными границами проще продать и вообще совершать с ним любые другие операции.
Для уточнения границ надо вызвать кадастрового инженера, найти его можно при помощи Государственного реестра кадастровых инженеров. Этот специалист выезжает на место и делает замеры. Далее границы надо согласовать с соседями, они получат бумажные извещения или письма на электронную почту. Если не получается их разыскать, то извещение напечатают в местных СМИ, после чего они будут считаться оповещенными. После этого документы передаются на регистрацию прав. Как итог, вы получаете межевой план с информацией о точках границ вашего участка.
Законодательное регулирование
Все вопросы, связанные со сферой земельных правоотношений, находятся в ведении крупнейшего в этой отрасли нормативного акта — Земельного Кодекса.
В соответствии с его положениями, закреплёнными в статьях 11.9-11.10, при образовании или перестройке существующих земельных наделов, а также при составлении специальных кадастровых документов (например, если речь идёт о схеме расположения участка на кадастровом плане территории) необходимо учитывать расположение границ конкретного участка.
В том случае, если такой информации нет, границы необходимо будет уточнять.
В этом случае необходимо будет обращаться к другому нормативному акту, в соответствии с которым осуществляется вся межевая деятельность на территории России. Таким нормативным актом является Федеральный закон “О государственном кадастре недвижимости”.
Этот закон, кроме регулирования вопросов, связанных с определением порядка проведения межевых работ, поясняет, что при определённых условиях собственник рассматриваемого земельного участка может позволить себе увеличить площадь своего надела.
Однако для этого должны быть соблюдены все необходимые условия, главным из которых будет считаться учёт интересов владельцев смежных участков.
Указанные два нормативных акта считаются ключевыми в отношении регулирования вопросов землеуправления в данном случае. При этом, говорить о регулировании этой сферы правоприменения на уровне субъектов федерации не приходится ввиду того, что такие вопросы не рассматриваются в региональном законодательстве.