ФНС введет новые правила проверки деклараций по НДС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФНС введет новые правила проверки деклараций по НДС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Уточнённая декларация по НДС представляется для информирования Налоговой службы о нарушениях в первичном отчёте, которые налогоплательщик самостоятельно выявил после его сдачи. Но не любая ошибка требует корректировки. О том, когда это необходимо, сказано в пункте 1 статьи 81 НК РФ.

Виды камеральных проверок

Согласно НК РФ, у камеральной проверки нет разновидностей. Однако условно процедуру можно разделить на две группы:

  • Обычная. Проходит в автоматическом режиме: инспекторы «прогоняют» отчетные документы через АИС «Налог 3», программа проверяет расчеты, сравнивает показатели за разные периоды, а также данные от контрагентов, выявляет ошибки и противоречия.

  • Углубленная проверка. Выполняется в «ручном режиме». Такое возможно, если программа нашла ошибки, либо налогоплательщик претендует на получение льгот или налоговых вычетов.

При углубленной проверке инспектор имеет право:

  • запросить уточненную декларацию, подтверждающие документы;

  • вызвать налогоплательщика или свидетелей (чаще всего – директора и контрагентов, реже – бухгалтера и других сотрудников компании) в ФНС для дачи пояснений;

  • запросить информацию о налогоплательщике у различных ведомств, контрагентов, банков (например, о наличии р/с, имуществе и пр.);

  • привлечь дополнительных экспертов – переводчиков (если сделку заключили с иностранными контрагентами и часть первичной документации оформлена на другом языке), инженеров;

  • провести экспертизу, например, проверить соответствие подписей на финансовых документах и в паспорте руководителя предприятия.

Когда нужно подать корректировку по НДС

Обязанность подать уточнённую декларацию наступает, если в первичном отчете не отражены какие-то данные либо допущена ошибка, и в результате этого налог был занижен. Причины могут быть разными — неполное отражение доходов, завышение расходов или вычетов, а также неправомерное применение льгот по НДС.

А вот ошибки, которые не вызвали уменьшения размера налога, исправлять с помощью уточнённого отчета необязательно. Однако право такое у налогоплательщика есть. Корректировку сданной декларации по НДС часто направляют, когда в результате неточности налог был переплачен. Идти на этот шаг или нет — решение принимает налогоплательщик.

Есть случаи, когда подавать корректирующий отчет точно не нужно:

  • НДС был начислен налоговым органом после проведения проверки;
  • налогоплательщик выставил либо получил корректировочный счёт-фактуру.

О первом случае прямо сказано в пункте 2 раздела 1 действующего порядка заполнения налоговой декларации по НДС из Приказа от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@. Поскольку было произведено доначисление налога, значит, инспекция уже знает об ошибке. Информировать её об этом никакого смысла нет.

Уточнёнка по НДС должна сдаваться строго в электронном виде и по той же форме, что и первичный отчёт. С 2015 года действует форма декларации, утверждённая указанным выше Приказом № ММВ-7-3/558@. Последние изменения в неё были внесены в связи с увеличением ставки налога и вступили в силу с начала 2019 года (Приказ ФНС от 28.12.2018 № СА-7-3/853@).

Подавать уточнёнку по НДС нужно в инспекцию по месту регистрации налогоплательщика. Правило действует и в том случае, если корректировка относится к прошлым периодам, в течение которых он обслуживался в другой ИФНС. В поля такой декларации, в которых требуется указать ОКТМО, нужно вписать код прежней инспекции.

Определённых сроков для направления в налоговый орган декларации по НДС законом не установлено. Но при выявлении ошибки, которая привела к занижению налога, будет разумно исправить её и сообщить об этом как можно скорее. Ведь как мы уже отметили, если налоговая инспекция обнаружит нарушение первой, последует штраф.

Уточнёнку по НДС к уменьшению имеет смысл подавать не далее, чем за три предшествующих года. Это связано с тем, что переплата по налогу может быть возвращена только за этот срок. Впрочем, иногда удаётся добиться возмещения налогов за более ранние периоды, но только через суд.

Читайте также:  Какие права дает муниципальное жилье?

Если в рамках камеральной проверки инспекция затребовала пояснения, а налогоплательщик счёл необходимым вместо этого представить уточнённую декларацию, то ему следует уложиться в 5 рабочих дней. Именно столько отводится Налоговым кодексом (пункт 3 статьи 88) для того, чтобы направить ответ на требование ФНС.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос №1. При камеральной проверки НДС к возмещению ИФНС требует представить оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухгалтерского учета и выписку из учетной политики. Правомерны ли действия ИФНС?

На наш взгляд, действия ИФНС неправомерны. Есть судебная практика в пользу налогоплательщиков. Например, в Постановлении ФАС ЗСО от 09.10.2013 № А45-2243 судебным органом отмечено, что регистры бухгалтерского учета (оборотно-сальдовые ведомости, анализы счетов и др.) не относятся к первичным документам, подтверждающим право на вычет НДС.

Вопрос №2. У нас есть ошибки в соблюдении хронологии нумерации счетов-фактур. Могут ли такие ошибки отрицательно сказаться на получении вычета по НДС?

Такая ошибка не является критической. НДС может быть принят к вычету.

Вопрос №3. У нас возникла необходимость представить уточненную декларацию по НДС за 1 квартал прошлого года. По уточненной декларации получился НДС к возмещению. Сумма небольшая, каков порядок проведения камеральной проверки в этом случае?

Камеральная проверка такой декларации будет проводиться по тем же правилам, которые действовали бы для первоначальной декларации, в которой отражено возмещение НДС.

Пояснения по льготным операциям

Проверяемый налогоплательщик обязан представить в налоговый орган пояснения об операциях (по каждому коду операций), по которым применены налоговые льготы. Налогоплательщик вправе представить Пояснения в виде реестра подтверждающих документов (далее по тексту — Реестр), а также перечень и формы типовых договоров, применяемых налогоплательщиком при осуществлении операций по соответствующим кодам.

На основании информации, содержащейся в представленном налогоплательщиком Реестре, налоговый орган будет истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот (ст.93 НК РФ).

Объем подлежащих истребованию документов определяется для каждого кода операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в Приложении №2 к письму налоговиков. Количество истребуемых документов зависит от присвоенного налогоплательщику уровня налогового риска по данным СУР АСК «НДС-2». Налогоплательщики не обязаны заполнять вышеприведенный Реестр.

Однако в том случае если компания не представит Реестр по рекомендуемой форме, то налоговики не смогут реализовать предложенный в письме ФНС РФ алгоритм. А значит, при непредставлении налогоплательщиком Реестра или при представлении Реестра не по рекомендуемой форме истребование документов будет производиться без использования риск-ориентированного подхода (т.е. в сплошном порядке). Поэтому компаниям, которые неоднократно уже представляли «льготные» документы при камеральных налоговых проверках и имеющих низкий уровень налогового риска, имеет смысл подготовить рекомендуемый налоговиками Реестр. Ведь в этом случае при проведении камеральной проверки потребуется представлять в налоговую инспекцию меньше документов.

Ограничения на заявительное возмещение НДС

Налогоплательщики, которые получили в 2022 году право ускоренно возвращать НДС, смогут реализовать его, однако с учетом некоторых ограничений.

Такие ограничения установлены по сумме налога, возместить которую разрешено в заявительной форме до завершения камеральной проверки декларации. Вернуть налог в данном случае можно только в сумме, которая не превышает общую сумму налогов и страхвзносов налогоплательщика (исключение — налоги, которые уплачены при перемещении таможенной границы РФ или в качестве налогового агента), уплаченную за предшествующий год.

Когда в заявлении на возмещение размер НДС больше указанной суммы налогов и страхвзносов за прошедший год, то налогоплательщик подает дополнительно банковскую гарантию или договор поручительства

(п. 2.2 ст. 176.1 НК).

Кроме того, ограничения установлены для неблагонадежных налогоплательщиков по НДС, в отношении которых у налоговиков есть сомнения в их добросовестности.

По новой схеме, если у ИФНС есть информация, которая указывает на несоблюдение налогоплательщиком правила расчета и уплаты НДС, ему будет отказано в ускоренном возмещении налога (абз. 2 п. 8 ст. 176.1 НК). Однако не уточняется, какие именно нарушения могут стать причиной отказа, но ими можно считать:

  • необоснованное получение вычетов по налогу за прошлые периоды;
  • занижение налогооблагаемой базы по НДС;
  • несвоевременную уплату НДС;
  • работу с компаниями-однодневками и др.

Что такое безопасная доля вычетов по НДС.

Плательщик НДС рассчитывает свой налог в таком порядке:

  • Начисляет налог при реализации товаров, работ и услуг, а также при проведении других облагаемых операций,

  • Уменьшает начисленную сумму за счет вычетов.
Читайте также:  ​Пособие малоимущим семьям в 2023 году

Доля вычетов — это соотношение начисленного и вычитаемого налога, ниже приведем формулу и пример расчета.

Одновременно с налогоплательщиком долю рассчитывает ФНС. Только плательщик рассчитывает свою индивидуальную долю, а ФНС определяет средний показатель по каждому региону. Этот показатель считается безопасной долей вычетов по НДС.

Превышение безопасного показателя несет риски для налогоплательщика. Само по себе превышение не станет причиной налоговой проверки, но послужит дополнительным весомым плюсом в ее пользу. В случае превышения безопасного значения можно предпринять две меры:

  • Снизить сумму своих вычетов. Для этого часть вычетов по счетам-фактурам поставщиков перенести на следующий квартал.

  • Оставить все как есть, но заранее заготовить пояснение на случай запроса ФНС.

Когда требование из ФНС можно проигнорировать?

Не на все запросы налоговиков в рамках камеральной проверки нужно представлять документы, нередко инспекторы лукавят или пытаются превысить свои полномочия. Рассмотрим ситуации, когда можете не исполнять требование, полученное из ФНС. Так, наказания в виде штрафа по статье 126 НК за непредставление документов по требованию не будет, если требование:

  • инспектор отправил вам после окончания срока, установленного на проведение камеральной проверки;
  • отправлено простым, а не заказным письмом, в результате в инспекции нет подтверждения, что оно было доставлено адресату;
  • содержит невнятные формулировки, не позволяющие однозначно установить, какие именно документы надлежит передать в инспекцию по запросу;
  • направлено компании повторно или запрошены документы, предоставляемые в инспекцию ранее в рамках других контрольных мероприятий.

Оформление результатов камеральной налоговой проверки

Если нарушения не выявлены, камеральная проверка автоматически завершается. Никаких сообщений об отсутствии нарушений и окончании проверки налогоплательщик не получает.

Если выявлены нарушения, то:

  • в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;
  • акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;
  • налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;
  • в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

1. Порядок, предмет и сроки проведения камеральной проверки декларации по НДС, в том числе при заявлении права на возмещение налога из бюджета, в 2021 году.

2. Тренды налогового администрирования и контроля: что ждет налогоплательщиков в 2021 году. Полномочия налоговых органов.

3. Статья 54.1 НК РФ: пределы допустимого (в свете актуальной судебной практики).

Камеральная проверка при сдаче декларации по НДС к возмещению

Сдача налоговой декларации, в которой заявлено возмещение НДС, будет являться основанием для запроса дополнительных документов. Помимо этого, камеральная проверка НДС будет проходить гораздо интенсивнее, так как контролеры наделены правом не только запрашивать всю информацию, связанную с возмещаемой суммой налога, но и проводить допросы, экспертизы и осуществлять иные контрольные мероприятия. Все дело в том, что возмещается НДС из бюджета, а в нынешних условиях экономической нестабильности отдавать бюджетные деньги не очень просто. Кроме того, многие инспекторы заочно предполагают, что декларация к возмещению свидетельствует о финансовых махинациях в целях получения необоснованной налоговой выгоды. Поэтому, прежде чем сдавать такую декларацию, необходимо тщательно подготовиться к возможным вопросам со стороны контролеров.

Камеральная проверка при сдаче декларации по НДС к возмещению

Сдача налоговой декларации, в которой заявлено возмещение НДС, будет являться основанием для запроса дополнительных документов. Помимо этого, камеральная проверка НДС будет проходить гораздо интенсивнее, так как контролеры наделены правом не только запрашивать всю информацию, связанную с возмещаемой суммой налога, но и проводить допросы, экспертизы и осуществлять иные контрольные мероприятия. Все дело в том, что возмещается НДС из бюджета, а в нынешних условиях экономической нестабильности отдавать бюджетные деньги не очень просто. Кроме того, многие инспекторы заочно предполагают, что декларация к возмещению свидетельствует о финансовых махинациях в целях получения необоснованной налоговой выгоды. Поэтому, прежде чем сдавать такую декларацию, необходимо тщательно подготовиться к возможным вопросам со стороны контролеров.

Сроки для привлечения к ответственности

В случае выявления налоговых нарушений в ходе проверки виновное лицо привлекается к ответственности в порядке, определенном пунктом 1 статьи 101 НК РФ. По истечении месячного срока, который предоставляется на подачу возражений по акту проверки, руководитель налоговой инспекции (его заместитель) должен принять решение о привлечении лица к ответственности. На принятие соответствующего решения отводится 10 дней, хотя срок при необходимости может быть и продлен (но не более чем на 1 месяц).

Читайте также:  Оформление самозахвата земельного участка

При принятии решения налоговый орган должен также руководствоваться требованиями пункта 1 статьи 113 НК РФ, который гласит, что срок давности привлечения к ответственности не может превышать 3 года. Данный срок исчисляется со дня, следующего после дня совершения нарушения либо окончания соответствующего налогового периода до момента принятия решения о привлечении лица к ответственности. Данный срок может быть приостановлен в случае, определенном пунктом 1.1 статьи 113 НК РФ, с момента составления акта о том, что проверяемое лицо активно препятствует проведению контрольных мероприятий, в результате чего их исполнение становится невозможным.

Что касается взыскания штрафных санкций, то в силу пункта 1 статьи 115 НК РФ на них распространяется уже рассмотренный выше порядок, определяемый:

  • статьями 46 и 47 НК РФ — в отношении организаций и ИП;
  • статьей 48 НК РФ — в отношении граждан.

Получение электронных документов от налоговой нужно подтвердить

В п. 5.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ сказано, что каждый налогоплательщик, пересылающий в налоговую службу электронную декларацию, обязан обеспечить получение от инспекции в электронной форме по ТКС документов, высылаемых налоговой в ходе контроля. Что же может затребовать ваша налоговая инспекция? Здесь подразумевается:

  • уведомление о вызове налогоплательщика (ст. 31 НК РФ);
  • требование о представлении пояснений (ст. 88 НК РФ)/документов в отношении поданной отчетности (ст. 93 и 93.1 НК РФ).

Список могут дополнять и другие документы, необходимые для проведения камеральной проверки.

Когда уведомление или требование получено, налогоплательщик обязательно отправляет в налоговую службу квитанцию, подтверждающую прием. На это законодательством отводится не более 6 суток от даты, когда налоговики запросили документацию или пояснения по отчетности.

См. «Формализованный ответ на требование налоговой по НДС – нюансы».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Неисполнение обязанности по передаче означенной квитанции будет иметь серьезные последствия (ст. 76 НК РФ). Так, налоговая служба наделена правом заморозить все операции по счетам фирмы-нарушителя — от банковских операций до переводов денег по электронным каналам.

Отмена такого решения возможна на основании ст. 76 НК РФ. Разблокировка замороженных счетов производится при условии, что налогоплательщик:

  • передал квитанцию, подтверждающую прием документов, которые были направлены налоговой инспекцией;
  • представил документы/пояснения, затребованные изначально налоговым органом.

Тогда отмена постановления о блокировке счета должна произойти не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из указанных дат.

Сроки взыскания налогов

Согласно пункту 1 статьи 46 НК РФ, в случае если плательщик своевременно не рассчитался по налоговой задолженности, которая определяется исходя из имеющейся отчетности (может корректироваться по результатам проверок), его обязанность исполняется принудительно посредством обращения взыскания на его средства, находящиеся на банковских счетах.

Срок давности взыскания определяется пунктом 3 статьи 46 НК РФ, согласно которому у налогового органа имеется 2 месяца, которые исчисляются с момента окончания периода для исполнения требования об уплате налогов, на принятие решения о принудительном взыскании. После принятия оно направляется налогоплательщику, а также в банки, где имеются счета должника.

Пропуск двухмесячного срока влечет недействительность решения и дальнейшую невозможность взыскания средств в административном порядке, что не лишает налоговую инспекцию права обратиться для взыскания тех же платежей в суд (т. е. уже в судебном порядке). На обращение в суд у налогового органа, согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ, имеется 6 месяцев, которые также исчисляются со дня истечения срока, указанного в требовании об уплате налогов. Пропуск и этого срока без возможности восстановления приводит к невозможности принудительного взыскания.

В том случае, если на счетах организации недостаточно средств, взыскание, согласно пункту 1 статьи 47 НК РФ, обращается на иное имущество плательщика. В этом случае действует аналогичный административный или судебный порядок — с той лишь разницей, что на принятие решения налоговым органам отводится 12 месяцев, на возможность обращения в суд — 2 года, которые исчисляются с момента окончания периода, указанного в требовании об уплате налогов.

Это важно знать: Срок исковой давности по периодическим платежам


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *