Оптимизация НДС 2020: как не переплачивать и минимизировать риски

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оптимизация НДС 2020: как не переплачивать и минимизировать риски». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Российское налоговое законодательство подвержено постоянным изменениям и уточнениям. В отечественные нормативные документы регулярно вносятся поправки, как уточняющие отдельные методы расчета налоговой базы, так и кардинально меняющие принципы организации учета или начисления и уплаты определенных налогов.

Элементы налоговой оптимизации

Элементами налоговой оптимизации являются:

  • система контроля за правильностью начисления налогов и своевременной уплатой налогов в бюджет;

  • оптимизация налоговых обязательств;

  • точное исполнение налоговых обязательств;

  • недопущение возникновения дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги на сроки, которые превышают срок исковой давности;

  • система бухгалтерского и налогового учета, которая дает возможность получать своевременную объективную информацию о хозяйственной деятельности для целей налогового планирования.

Насколько это опасно?

Совершение предприятием вышеперечисленных действий — гарантия повышенного внимания со стороны ФНС. Бывает, что проверяющие видят схемы ухода от налогов даже там, где она даже в теории не задумана.

Обусловлено это несколькими причинами. Во-первых, работа налоговиков сейчас заточена под показатели эффективности — во многом, плановые. Если рядовой работник ФНС не выполнил план (по суммам доначислений в бюджет, по суммам доначислений по конкретным налогам и взносам) — будут претензии со стороны начальства.

Нет оснований считать, что и рядовые налоговики, и их руководители на разных уровнях в ближайшее время будут отличаться лояльностью в отношении бизнеса. В мире и в стране кризис, обусловленный ситуацией с коронавирусом и другими факторами. В карантин экономика сильно «сжалась», налоговые поступления сократились, а бюджетные расходы выросли, и этот тренд сохранится еще долго. ФНС будет предельно внимательной, а в силах бизнеса — не допустить приведенных выше очевидных поводов для повышения активности со стороны проверяющих.

Перевод работников на ИП – законный метод, если их бизнес реален

Инспекция обвинила общество в специальном переводе сотрудников в статус ИП с целью уклонения от уплаты налогов за них (НДФЛ и страховые взносы), а также получения права на применение УСН.

Инспекторы обратили внимание на то, что общество и предприниматели занимались одной и той же деятельностью – реализацией ГСМ. При этом «благодаря» тому, что предприниматели учитывали свои доходы обособленно, общество получило право на применение УСН.

По мнению инспекции, деятельность новоявленных бизнесменов носила формальный характер, в подтверждение чего чиновники сослались на следующее:

  • предпринимателями стали бывшие работники общества;
  • большая часть работников общества была уволена в порядке перевода к ИП;
  • служебные обязанности работников при этом фактически не изменились;
  • общество выдало беспроцентные займы предпринимателям;
  • для ведения деятельности предприниматели использовали только арендуемое у общества имущество;
  • судя по движению денежных средств на их расчетных счетах, ИП не несут общехозяйственные расходы.

В итоге ИФНС сложила доходы фирмы и предпринимателей, и получилось, что ООО утратило право на применение «упрощенки». Исходя из этого, налоговые обязательства организации были определены в соответствии с общей системой налогообложения, что повлекло доначисление налогов, пеней и штрафов.

Всего на сумму более 40 млн рублей.

Компания подала в суд, сославшись на то, что общество и ИП вели самостоятельную предпринимательскую и производственную деятельность. А именно как общество, так и ИП самостоятельно:

  • производили финансово-хозяйственные операции (от своего имени);
  • вели учет своих доходов в соответствии с порядком ведения бухучета при применении спецрежима;
  • выполняли свои налоговые обязательства перед бюджетом;
  • выдавали заработную плату;
  • производили оплату контрагентам;
  • проводили денежные расчеты с клиентами через ККТ;
  • оформляли надлежащими документами передачу имущества в аренду и получение оплаты.

Кроме того:

  • проверка кассовых операций и движений по расчетным счетам общества и ИП не выявила нарушений;
  • инспекция не представила доказательства того, что фактически доход ИП передавался обществу;
  • в ходе проверки не были выявлены управленческие решения общества по регулированию работы ИП.

Судьи указали, что гражданское законодательство допускает совместную деятельность хозяйствующих субъектов в целях получения прибыли от осуществления предпринимательской деятельности. Такая деятельность сама по себе не свидетельствует о получении налоговой выгоды.

ИФНС не доказала, что действия общества и предпринимателей были направлены исключительно на получение необоснованной налоговой выгоды вследствие создания искусственных условий для применения благоприятной системы налогообложения путем дробления бизнеса.

Доводы инспекции о взаимозависимости сторон суды отклонили, поскольку чиновники не привели фактических данные, свидетельствующих о влиянии указанных обстоятельств на условия и результаты экономической деятельности общества и предпринимателей в целях налогообложения, на возможность в качестве последствия безусловного вменения обществу преследования цели уклонения от уплаты налогов.

Кто не может или не обязан вставать на учет по НДС?

Согласно п.1 ст.82 НК РК, не подлежат обязательной постановке на регистрационный учет по НДС:

  • государственные учреждения;
  • структурные подразделения юридических лиц — резидентов;
  • налогоплательщики, применяющие СНР для крестьянских или фермерских хозяйств (по деятельности, попадающей под спецрежим).
Читайте также:  С кем остаются дети при разводе родителей

Такие организации не могут вставать на учет по НДС даже в случае превышения размера минимального оборота.

Определённым категориям лиц отказано также в добровольной постановке на регистрационный учёт по НДС.

Согласно п.1 ст.83, не вправе встать на учет:

  • физические лица, не являющиеся ИП или частнопрактикующими лицами;
  • государственные учреждения;
  • нерезиденты, не осуществляющие деятельность в РК через филиал, представительство;
  • структурные подразделения юридических лиц-резидентов;
  • казино, залы игровых автоматов, тотализатор, букмекерские конторы по деятельности, подлежащей обложению налогом на игорный бизнес;
  • налогоплательщики, не подавшие ликвидационную декларацию в соответствии с п.4 ст.424 НК РК.

НДС — изменения с 2023 года

01:50 — новые сроки уплаты НДС налогоплательщиками и налоговыми агентами;

04:36 — обновленные правила возмещения НДС из бюджета, в т.ч. «упрощенного» заявительного порядка возмещения НДС в 2022-2023 годах;

10:50 — проверяем право на применение освобождения услуг общепита в 2023 году.

Налог на прибыль: поправки — 2023 г.

13:42 — Новый порядок учета отрицательных курсовых разниц с 1 января 2023 года. Алгоритм учета положительных и отрицательных курсовых разниц в 2022-2023 годах.

29:54 — «Полезные» поправки при приобретении прав на объекты интеллектуальной собственности.

33:53 — Меняем порядок уплаты авансовых платежей с 1 января.

36:13 — Новые сроки представления деклараций налогоплательщиками и уплаты налога налоговыми агентами.

37:10 — Обновленная форма декларации за 2022 год.

Схема №1. Перераспределение затрат и оборотов с НДС и без налога предполагает раздел затрат с НДС на компанию, работающую по общему режиму налогообложения, а без НДС – на упрощенке. По такому же принципу делятся и покупатели. Доказать свою правоту в суде получится, если компании работают самостоятельно, не подчиняясь единому центру на разных территориях, с различным товаром и прочее.

Схема №2. Замена части выручки платежами, не связанными с реализацией заключается в предоставлении покупателю скидки с последующим ее возмещением за счет других платежей. Такая схема не вызовет подозрений, если использовать ее редко и выбрать правильное основание для платежа (неустойка, штраф, обеспечительный платеж и прочее).

Статья 149 Налогового кодекса не предусматривает отраслевых льгот и не привязана к масштабам бизнеса. В ней речь идет об освобождении от НДС по льготным операциям, производимым в определенных видах деятельности. На самом деле список операций, по которым доступно освобождение от НДС, достаточно узок и концентрируется вокруг нескольких сфер: медицины, социальных услуг, взаимодействия с государственными и муниципальными учреждениями. Туда же отнесен определенный круг финансовых операций.

Для некоторых отраслей отдельные льготные пункты могут давать широкий простор для значительного сокращения налоговой нагрузки, связанной с освобождением от НДС. Например, это деятельность в области НИОКР.

Главным недостатком статьи 149 является сложность ее применения. В большинстве случаев эффективность освобождения от НДС напрямую зависит от качества юридической проработки, которая должна быть идеальной. Требования постоянно меняются, разногласия с инспекцией могут возникнуть в трактовке характера сделок. Решить вопрос освобождения от НДС по статье 149 НК своими собственными силами, посредством штатного бухгалтера, может оказаться проблемным. Скорее всего потребуется привлечение налоговых консультантов.

Единый сельскохозяйственный налог

Этот спецрежим очень выгоден для применения – ставка налога 6%, а в некоторых случаях может быть даже до 0%. Однако применять ЕСХН могут только компании, занимающиеся животноводством, растениеводством, выращиванием рыбы и моллюсков, сельским хозяйством, а также предприятия, оказывающие услуги производителям сельскохозяйственной продукции. Доля дохода от таких видов деятельности должна быть не менее 70%.

Еще одно преимущество спецрежима – можно применять НДС 20% или 10%, либо совсем отказаться от его уплаты, если размер доходов компании до 70 млн рублей в год.

При ЕСХН необходимо вносить в бюджет авансовые платежи два раза в год, декларация о доходах подается ежегодно, отчет по НДС (если применяется) – каждый квартал. Подать заявление на переход на этот спецрежим можно до конца текущего года или после первичной регистрации предприятия.

Налог на прибыль — 20%

С 2023 года основная ставка налога на прибыль увеличена с 18% до 20% (п. 1 ст. 184 НК-2023). Одновременно отменяется право местных Советов депутатов увеличивать (не более чем на 2 процентных пункта) стандартную ставку налога на прибыль для отдельных категорий плательщиков, полностью уплачивающих налог на прибыль (п. 10 ст. 184 НК-2023).

Для тех организаций и видов деятельности, для которых в 2022 ставка была 30%, срок действия такой ставки продлевается на 2023−2024 годы. Это касается прибыли:

— коммерческих микрофинансовых организаций, включенных в реестр микрофинансовых организаций, полученной от микрофинансовой деятельности (подп. 11.2 ст. 5 Закона об изменениях);

— операторов сотовой подвижной электросвязи, а также назначенного в соответствии с законодательством оператора по обязательному оказанию универсальных услуг электросвязи на территории Республики Беларусь (Подп. 11.1 ст. 5 Закона об изменениях).

Льготы по налогу на прибыль

Отменено освобождение от налогообложения прибыли, полученной от реализации произведенных легковых автомобилей и автокомпонентов собственного производства в течение трех лет (п. 6 ст. 181 НК-2023).

В приложении 34 к Нологовому кодексу конкретизированы виды деятельности организаций культуры, прибыль от которых будет льготироваться по п. 9 ст. 181 НК-2023. Кроме того, в целях применения освобождения от налогообложения Министерство культуры по мере обращения будет выдавать организациям заключения об отнесении их в календарном году к организациям культуры.

Читайте также:  Как оформить статус малоимущей семьи?

Изменения в работе с НДС

Налог на добавленную стоимость получил достаточно много изменений. Мы рекомендуем плательщикам налога тщательно изучить все новации законодательства по НДС, а ниже обратим внимание на некоторые из них.

Определение налоговой базы НДС

1. Налоговая база НДС = разница между ценой реализации и ценой приобретения при передаче в лизинг (в части контрактной стоимости) или при реализации транспортных средств (согласно приложению 25 к НК-2023) приобретенных без НДС у физлиц. Это правило распространено на ситуации, когда транспортные средства были приобретены у физлиц по посредническим договорам. Указанная корректировка закрепляет положения, изложенные в письме МНС № 2−1−9/Ми-00370.

Существенно изменилось законодательство по земельному налогу:

  • Начиная с налогового периода 2023 года земельный налог исчисляют не сами организации, а налоговые органы. Причем налог рассчитывают по истечении календарного года, а не наперед, как ранее (п. 1 — 5 ст. 244 НК-2023, п. 133 ст. 2 Закона об изменениях).
  • Не позднее 30 января года, следующего за истекшим налоговым периодом, организации получают от налоговых инспекций на портале МНС декларацию по земельному налогу за истекший налоговый период, предварительно заполненную на основании сведений о земельных участках за истекший налоговый период, которые имеются в налоговых органах.
  • Организации, получившие предварительно заполненную декларацию, не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, при необходимости вносят в нее изменения и (или) дополнения, подписывают декларацию электронной цифровой подписью и направляют ее обратно в налоговый орган.
  • Введена авансовая уплата земельного налога в течение налогового периода и его уплата по итогам истекшего налогового периода (п. 6 ст. 244 НК-2023, п. 133 ст. 2 Закона об изменениях). Установлены следующие сроки уплаты организациями авансовых платежей: не позднее 22 мая, 22 августа, 22 ноября текущего налогового периода.

Документация: изменения в 2023 году

Для электронных услуг, оказываемых иностранными компаниями, не составляются НДС-счета, книга покупок, книга продаж, реестр полученных и выданных НДС-счетов. Но после того, как иностранная компания зарегистрирована в Федеральной налоговой службе России, в документах на продажу услуг должны быть указаны следующие реквизиты: идентификационный номер налогоплательщика ИНН, КПП и точное название компании. При указании этих обязательных реквизитов в документах российские клиенты имеют право вычесть НДС, уплаченный иностранной компанией, и им не нужно включать сумму налога в стоимость услуг.

Важно! Закон отражает попытку законодателя упорядочить администрирование НДС, поступающего от многочисленных субъектов малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, приобретающих электронные услуги у крупных иностранных корпораций и, выполняющих свои обязательства по постановке на учет в налоговых органах и уплате НДС в соответствии с новыми правилами.

Создание товарищества

Простое товарищество — это форма сотрудничества между организациями, временно объединившимися для достижения определенной цели. Регистрироваться в ФНС не потребуется — товарищи просто заключают между собой договор о совместной деятельности. При этом они вкладывают в общее дело имущество, деньги, знания, репутацию — кто чем располагает. Как оценить вклады, также решают сами товарищи.

Приведем пример, как уменьшить НДС, не нарушая закон. Фирма А и фирма Б создали простое товарищество и внесли вклады: фирма А — имуществом, а фирма Б — деньгами. По умолчанию считается, что вклады равнозначны и являются общей собственностью товарищей. Через определенное время участники поняли, что добились поставленной цели, и решили прекратить сотрудничество. Пришло время забирать свои вклады — вот тут и происходит обмен. Фирма А забирает деньги, а фирма Б — имущество. Передача состоялась, но объекта налогообложения не возникло — такая операция по закону не считается реализацией и не облагается НДС.

В теории это идеальная схема, позволяющая уменьшить НДС. Как это сработает на практике, целиком зависит от реализации. Во-первых, нужно иметь хорошо продуманную цель создания товарищества. Во-вторых, не следует закрывать его слишком быстро — это сдаст участников «с головой». В-третьих, стоит подготовиться к тому, что от претензий налоговых органов, возможно, придется отбиваться в суде. В арбитражной практике есть дела, решенные в пользу участников товарищества, так что при грамотном подходе шансы на успех высоки.

I. Порядок осуществления единого налогового платежа (ЕНП) и единого налогового счёта (ЕНС) с 01.01.2023 г.

1. Особенности уплаты налогов в 2023 года после введения ЕНП. Формирование сальдо ЕНС на 01.01.2023 год. Переходные положения. Сложные вопросы урегулирования вопросов по старым платежам.
2. Возврат, зачёт, уточнение начислений и реквизитов платежа с 01.01.2023 года. Новые правила зачёта и возврата налоговых платежей.
3. Введение с 2023 года единого срока уплаты налогов.
4. Уведомление об уплате налога как основной документ для идентификации списания в счёт погашения налогового обязательства.
5. Изменения в процедуре взыскания налоговой задолженности.

II. Налоговая безопасность 2023.

1. Основные проблемы, с которыми сталкиваются предприятия и предприниматели, при осуществлении налоговой оптимизации в 2023 году: ПП «Контроль НДС», алгоритмы Big Data при вычислении подозрительных операций, убыстрение скорости реакции налоговиков на признаки нарушений, увеличение эффективности инструмента блокировки (ареста) счетов; ответственность руководителей и учредителей юридических лиц по долгам компании перед бюджетом РФ (взыскание неуплаченных налогов компании с аффилированных лиц); инструмент дисквалификации в действии; усиление уголовного преследования бизнеса по фактам событий налоговых преступлений.

Читайте также:  Новая форма 6-НДФЛ с 2023 года

2. «Схемы», которые перестали работать – описание высоко-рискованных и средне-рискованных алгоритмов ведения хозяйственной деятельности предприятия и связанных лиц, которые вызовут претензии налоговых органов и подозрения в совершении правонарушения (обзор схем предоставляется слушателям). Почему схемы перестали быть инструментами оптимизации. Дробление бизнеса как проблема – как налоговая борется с дроблением бизнеса (17 признаков искусственного дробления бизнеса Письмо ФНС России от 11 августа 2017 года №СА-4-7/15895@).

3. Прогнозируемые риски налоговой безопасности в 2023 году – усиление контроля в сфере собираемости налогов со стороны ФНС; поэтапное внедрение межведомственной информационной системы мониторинга; доступ к ФНС к аудиторской тайне с 01.01.2019 года, «черные списки» руководителей и предпринимателей. Использование механизма «злоупотребления правом».

4. Уголовная ответственность в 2023 году. Признаки преступлений в налоговой сфере, за которые будут «сажать». Новый порядок взаимодействия ФНС, СК и МВД при проведении выездных налоговых проверок.

5. Защита активов. Налоговая и долговая нагрузка как риск утери активов. Резервные возможности защиты активов.

6. Сценарный подход и учет бизнес-процессов как единственный путь построения долгосрочной оптимизации. Новые инструменты оптимизации: четыре триады оптимизации налогообложения, как основа для принятия решений. Обзор основных моделей оптимизации, их сравнение, сильные и слабые стороны.

7. Вопросы информационной безопасности и правильного документооборота – что нужно знать руководителю о доказательной базе и свидетельских показаниях.

III. Налоговая оптимизация 2023. Как нельзя работать в новых условиях.

1. Общие подходы к оптимизации. Треугольник оптимизации, три элемента оптимизации, три уровня объяснений; определение объемов оптимизации; особенности оптимизации по отраслям и масштабам бизнеса.

2. Оптимизация НДС. Усиление контроля за собираемостью налогов при увеличении налоговой нагрузки НДС до 20%. Методы и методики оптимизации НДС: Новые риски и решения. Слабые стороны оптимизации НДС, создающие основные риски. Рекомендации и практические примеры построения оптимизации НДС в 2021 г. Электронные декларации по НДС с включением в них информации из книг продаж и покупок, электронные журналы регистрации счетов-фактур.

3. Оптимизация налога на прибыль. Дробление бизнеса: новая методика борьбы с данным способом оптимизации. Затратные механизмы и их изменение в новых условиях. Трансфертное ценообразование.

4. Оптимизация зарплатных налогов в 2023 г. Новые риски и новые возможности оптимизации зарплатных налогов. Аутсорсинг и работа с ИП: современные особенности и ближайшие перспективы. Корпоративные схемы оптимизации зарплатных налогов.

5. Получение наличных денежных средств. Основные риски и проблемы получения наличных. Законные способы получения наличных: практические инструменты. Снижение рисков при спорных моделях получения наличных.

6. Текущее налоговое планирование, в т.ч. оптимизация учетной политики, включая использование налоговых льгот. Использование оптимальных форм договоров. Наиболее выгодное размещение прибыли и активов предприятия. Рациональное финансирование расходов фирмы. Проведение внутреннего аудита для снижения размера налоговых штрафов.

7. Расчет налоговой нагрузки на фирму. Оптимизация выплаты вознаграждения физическому лицу. Планирование реализации. Оптимизация налогообложения основных средств. Существующие налоговые льготы по лизингу, покупка ОС в кредит. Налоговая оптимизация процесса распределения чистой прибыли. Использование налоговых льгот. Налоговый контроль цен в сделках. Оптимальное финансирование дочерней организации: зависимость налоговой нагрузки от структуры финансирования.

8. Упрощенная система налогообложения. Возможности использования специальных налоговых режимов. Как перейти на УСН или не утратить право пользования режимом при вероятности превышения установленных лимитов. Выбор оптимальной системы налогообложения, сравнение ОСН и УСН. ИП – как использовать.

9. Основные нововведения по специальным налоговым режимам.

10. Самозанятые.

III. Налоговые и полицейские проверки

1. Общие подходы к проверкам. Что понимается под проверками. Снижение вероятности проверки — заблуждения и реальность. Главные заблуждения при подготовке к проверкам.

2. Налоговые проверки. Кардинальное изменение целей и методик проведения. Снижение вероятности проверки — заблуждения и реальность. Алгоритмы действий до, во время и после проверок.

3. Полицейские проверки. Способы снижения вероятности полицейской проверки. Действия до, во время и после проверки: исключаем негативные последствия. Критические ошибки при подготовке к полицейской проверке.

4. Новый порядок проведения налоговых проверок в 2023 г.,
Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ:
новые формы контроля и надзор, фиксация проверок онлайн, способы сокращения количества проверок, выездное обследование, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит.
Порядок проведения камеральных проверок налоговых деклараций в 2023 году. Особенности камеральных проверок налоговых деклараций по НДС: срок, в течение которого налоговые органы могут проводить камеральные проверки деклараций. Требования к предоставлению документов при наличии несоответствий и противоречий в налоговой декларации; порядок составления возражений и представление их в налоговые органы. Право налоговых органов на доначисление налога, штрафов и пеней; Основания для приостановления проведения операций на счетах и затребований документов; Основание для осмотра помещения налогоплательщика; Новые возможности в сфере представления документов проверяющим; Ограничение прав проверяющих на истребование документов у налогоплательщика. Новые показатели рентабельности и налоговой нагрузки в Приказе ФНС о системе планирования выездных налоговых проверок. Выявление недобросовестных контрагентов. Итоги показателей ФНС о безопасной налоговой нагрузке и рентабельности. Раскрытие налоговой тайны. Поправки в части налогового администрирования.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *