Обжалование решения ФАС: пошаговая инструкция 2020
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обжалование решения ФАС: пошаговая инструкция 2020». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В зависимости от разновидности торгов, сроки рассмотрения заявления антимонопольным органом отличаются. Так, жалобы, касающиеся тендеров по 44-ФЗ, рассматриваются по существу в пятидневный срок. Датой поступления обращения считается день его регистрации в ведомстве в порядке, установленном внутренними правилами. Решение выдается в полном объеме в течение 3 рабочих дней после оглашения его резолюции.
Внесудебный и судебный порядок обжалования
Акт Федеральной антимонопольной службы можно оспаривать в ведомственном или судебном порядке.
В первом случае заявление рассматривается самим ведомством, во втором – арбитражным судом.
Выбирая орган для обжалования решения ФАС, следует учитывать:
- Досудебный порядок обжалования не обязателен.
- Ведомственный способ обжалования подходит не для всех актов.
- Само ведомство не часто склоняется к необходимости отменять решения сотрудников, поэтому получив отрицательный результат, скорее всего, нужно будет обращаться в суд.
- Только судебное обжалование приостанавливает действие предписания.
- Контролирующий орган, в отличие от судебного, не может восстановить пропущенный срок.
- Жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником тендера, общественным объединением, объединением юридических лиц
до окончания установленного срока подачи заявок.
При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками, подать жалобу может только участник закупки, подавший заявку на участие в тендере.
Обжалование действий (бездействия):
- заказчика (организатора закупки), комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но
не позднее чем через десять дней
с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок;
- оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника тендера на электронной площадке, допускается
в течение тридцати дней
с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).
- оператора электронной площадки, связанных с проведением электронного аукциона, допускается в сроки,
не позднее чем через десять дней
с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся.
- заказчика (организатора закупки), специализированной организации, связанных с заключением контракта, допускается
не позднее даты заключения контракта.
В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА ЗАКАЗЧИК ТАКЖЕ МОЖЕТ НАРУШАТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАКУПКАХ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД.
- Заказчик может отказаться от приёмки работ по незаконным основаниям, не принимать качественно выполненные работы, по отсутствующим в контракте основаниям.
- Не применять законные штрафы за нарушение исполнителем условий контракта.
- Не применять законные пенни за нарушение сроков исполнения контракта
- Заказчик принимает услуги, работы, товары ненадлежащего качества.
- Не расторгает контракт при существенном нарушении условий контракта поставщиком.
- Заказчик меняет цену контракта после проведения аукциона.
- Сомнительное расторжение контракта по соглашению сторон, при отсутствии законных оснований.
- Не подаёт информацию в ФАС на внесение недобросовестных исполнителей в реестр недобросовестных поставщиков.
- Заказчик неэффективно использует услуги, работы и товары полученные в результате закупки.
В вышеперечисленных случаях имеет смысл подавать жалобу в контрольные органы по ведомственной принадлежности заказчика или в прокуратуру.
Наши специалисты обеспечат Вам помощь и защиту ваших интересов при нарушениях заказчиком ваших прав на этапе размещения аукционной документации и необоснованном отклонении заявки, в рамках законодательства о государственных закупках.
У участников закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, случаются ситуации, когда они видят нарушение своих законных прав. Контрольные органы в сфере закупок, защищают интересы таких участников.
Пример обжалования отклонения за непредоставления Протокола об одобрении крупной сделки.
Отклонение за непредоставление участником протокола одобрения крупной сделки не оспаривается, но только в том случае, если участник должен его предоставить по закону. В случае же, когда, например, участником запроса котировок является ИП, оно, разумеется, не требуется. К сожалению, некоторые заказчики об этом забывают, огульно отклоняя заявки без одобрения крупной сделки. При обжаловании таких отклонений, шансов доказать правоту у них нет.
К заявке на запрос котировок на поставку совковых лопат участник (ИП) не приложил Одобрение крупной сделки, которое и ранее никогда не прикладывал к тендерным заявкам. Заявка была отклонена. Участник обжаловал её и добился победы. В ФАСе заказчику указали, что, во-первых, Индивидуальный Предприниматель является сам себе хозяином и для принятия решения не должен получать ни от кого одобрения, а во-вторых, требование о предоставлении Одобрения крупной сделки распространяется только на юридических лиц, а ИП таковым не является.
Внесудебный порядок обжалования
Реестр решений ФАС включает жалобы на действия или бездействие, принимаемые должностными лицами и непосредственно антимонопольным органом документы. Обращение по этому поводу является основанием начала процедуры. Если обжалуются действия и бездействие должностных лиц ФАС, жалоба подается в ФАС России. Обжалование решений УФАС будет рассматривать территориальный орган. При ошибке в адресате обращения антимонопольный орган в течение десяти рабочих дней переадресует жалобу и сообщит об этом заявителю. Приостановление рассмотрения жалобы законодательством не предусмотрено. У внесудебной процедуры есть свои недостатки, например, невысокий процент результата в пользу жалобщика, что существенно уступает судебному разбирательству. При этом внесудебный порядок проходит гораздо быстрее, и его легче контролировать, в том числе посредством реестра решений ФАС.
Когда ответ на жалобу не дается
Обжалование решений УФАС предполагает, что подана надлежащая жалоба. Основания для отказа в ответе по ней следующие:
- отсутствие фамилии и имени заявителя, не указан почтовый адрес для обратной связи и получения ответа;
- текст нечитабельный, поэтому с сутью жалобы невозможно ознакомиться;
- используются ненормативная лексика, нецензурные и оскорбительные выражения;
- текст жалобы содержит угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица и членов его семьи.
Сроки подачи жалобы по 44-ФЗ
Участник может направить жалобу в установленные сроки и до подписания контракта. Когда сроки истекут, обжаловать действия можно будет только в суде.
Предмет жалобы | Кто может подать жалобу | Сроки обжалования |
---|---|---|
Документация закупки. | Любая компания, физлицо. | До конца приема заявок. |
Решение комиссии заказчика, которое указано в протоколе. | Участник, который подавал заявку на участие. | В течение пяти дней с момента публикации в ЕИС протокола. |
Действия заказчика:
|
Участник, который подавал заявку. | До заключения контракта. |
Процедура аккредитации на площадке. | Пользователь, который проходит аккредитацию. | В течение 30 дней с момента обжалуемых действий. |
Нарушения проведения торгов. | Участник электронной процедуры. | В течение пяти дней с даты проведения торгов на площадке. |
Рассмотрение дела по существу
Слушания являются наиболее важным этапом антимонопольной процедуры. Антимонопольное бюро рассматривает дела об антимонопольных нарушениях в течение трех месяцев со дня принятия решения о передаче дела на рассмотрение. В случае недостаточности информации, орган может продлить срок до шести месяцев и должен уведомить об этом стороны. Комиссия может приостановить или отложить рассмотрение, если необходима временная приостановка. Если необходимо собрать доказательства, приостановление применяется в тех случаях, когда в ходе разбирательства установлено, что ответчик совершил действия, свидетельствующие о нарушении правил конкуренции. С другой стороны в отличие от нарушений, в которых замешана сторона, ставшая причиной разбирательства. Отсрочка применяется, когда антимонопольный орган, суд или трибунал рассматривает отдельное дело или экспертное заключение о нарушении антимонопольного законодательства (раздел 45 Закона о защите конкуренции).
Могут ли возвратить жалобу в ФАС?
Если жалоба в ФАС на заказчика была оформлена не по стандартам или нет прямого подтверждения описанным событиям и сведениям – прошение могут возвратить. Стоит отметить, что если совершенные отдельным лицом или объединением действия уже были приняты во внимание судом или контролирующим органом – жалоба теряет силу.
Самые распространенные причины для отказа принятия заявления:
Жалоба в антимонопольную службу на банк или другую коммерческую организацию может быть отклонена по следующим причинам:
- в случае неуказанных анкетных данных в заявлении или обратного адреса, куда должен быть направлен ответ;
- если человек пытается обжаловать судебное решение, вынесенное ранее (при отказе документ возвращается заявителю);
- если обращение составлено с употреблением ненормативной лексики, оскорбительных выражений или угроз в сторону сотрудников ФАС;
- в случае, когда жалоба в антимонопольную службу на недобросовестную конкуренцию и другие действия не читаема или не понятна. Также не рассматриваются документы, написанные заглавными буквами, без использования знаков препинания и других орфографических правил русского языка;
- в ситуации, когда очередное обращение практически идентично предыдущим, на которые уже был направлен ответ, не содержит новых аргументов или доводов;
- в ситуации, когда ответное письмо на запрос не может не содержать сведений, которые являются федеральной или государственной тайной.
Подача жалобы в ФАС самостоятельно
Наиболее подходящее ведомство, куда жаловаться на ФАС, — это прокуратура, которая наделена полномочиями рассматривать обращения во всех сферах деятельности.
Работа с заявлениями прокуратурой ведется на основании 59-ФЗ и в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан, которая утверждена приказом Генерального прокурора Российской Федерации №45 от 30.01.2013.
Участником закупок жалоба в прокуратуру на действия государственного заказчика подается в письменном виде или через интернет-приемную на сайте ведомства.
Уполномоченные в субъектах рассматривают жалобы от предпринимателей, которые зарегистрированы в этих регионах или их права были там нарушены.
Уполномоченный при президенте решает вопрос, когда на уровне региона проблему не урегулировать.
Работа с заявителями ведется на основании положений 78-ФЗ.
Предприниматель подает обращение к уполномоченному, когда нарушены его права при проведении тендера или после подписания контракта, чтобы ему оказали содействие в решении конфликтной ситуации. Подача документов возможна в письменном или в электронном виде.
Электронное обращение в ФАС: инструкция от ведомства
Дела по обжалованию неправомерных решений ФАС в суде рассматриваются по правилам искового производства, с некоторыми особенностями. В частности, бремя доказывания законности принятого решения лежит на органе власти. Рассмотрение дела из публичных правоотношений не должно длиться более трёх месяцев.
Однако на практике надеяться на этот принцип не стоит: без активной позиции заявителя дело можно проиграть.
Решение может быть обжаловано в апелляционный арбитражный суд в течение месяца со дня принятия.
НАРУШЕНИЯ ЗАКАЗЧИКА НА ЭТАПЕ ПЛАНИРОВАНИЯ и РАЗМЕЩЕНИЯ АУКЦИОННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ЗАКУПКУ
- Заказчик в документации установил завышенную или необоснованную цену.
- Заказчик разместил закупку, на ненужные заказчику товары, услуги, работы и предметы роскоши.
- Техническое задание, созданное под товар единственного, конкретного производителя.
- Произвольное изменение название предмета закупки для противозаконного изменения типа и вида торгов.
- Затруднение поиска закупки, искусственными методами.
- Безальтернативная закупка, принципиальное отсутствие поставки аналогичных товаров.
- Разноплановые работы, услуги объединены в один лот.
- Поставка не существующие в природе услуг, работ, товаров.
- Явная преференция закупки под «свою» компанию.
- Нереальные сроки выполнения работ.
- Некорректное описание требований к услугам, работам, товарам, многочисленные ошибки и опечатки
- Отсутствие проектно-сметной документации в закупках где она должна быть.
- Имеются незаконные требования о предоставлении документов, не требующихся по закону.
- Игнорирование запросов на разъяснение.
- Техническое задание с манипуляции понятием эквивалентности.
Способом нейтрализации незаконных действий заказчика – на этапе подачи заявок -жалоба в УФАС на размещённую аукционную документацию.
ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ СРОКА ПОДАЧИ ЗАЯВОК ЖАЛОБЫ НА АУКЦИОННУЮ ДОКУМЕНТАЦИЮ ФАС НЕ РАССМАТРИВАЕТ, ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ ВНЕПЛАНОВАЯ ПРОВЕРКА ЗАКАЗЧИКА.
- Жалоба в ФАС на отклонение заявки по формальным основаниям, не относящимся к предмету закупки.
- Жалоба на ошибочное отклонение заявки (Техническая ошибка заказчика)
- Жалоба на неправомерное отклонение по основаниям отсутствующим в законодательстве о закупках для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.
- Жалоба на неполное или неверное составление и размещение протокола оценки и/или сопоставления заявок участников закупки.
- Жалоба на отсутствие обоснования при отклонении заявки, в протоколе имеется только ссылка на статью закона.
- Жалоба на создание искусственных барьеров для подачи жалобы.
Способом нейтрализации незаконных действий заказчика – на этапе рассмотрения заявок -жалоба в УФАС на неправомерное отклонение заявки участника закупки и противозаконный недопуск к закупке.
При наличии признаков картельного сговора в процессе проведения закупки.
Заказчика подписывает контракт, не с участником, предложившим наименьшую цену.
У заказчика постоянно побеждает одна и та же компания либо пул связанных между собой компаний по очереди.
Заказчик ограничивает количество участников закупки, незаконными методами.
Все вышеперечисленные события могут являться основаниям для подачи жалобы в ФАС.
- Заказчик может отказаться от приёмки работ по незаконным основаниям, не принимать качественно выполненные работы, по отсутствующим в контракте основаниям.
- Не применять законные штрафы за нарушение исполнителем условий контракта.
- Не применять законные пенни за нарушение сроков исполнения контракта
- Заказчик принимает услуги, работы, товары ненадлежащего качества.
- Не расторгает контракт при существенном нарушении условий контракта поставщиком.
- Заказчик меняет цену контракта после проведения аукциона.
- Сомнительное расторжение контракта по соглашению сторон, при отсутствии законных оснований.
- Не подаёт информацию в ФАС на внесение недобросовестных исполнителей в реестр недобросовестных поставщиков.
- Заказчик неэффективно использует услуги, работы и товары полученные в результате закупки.
В вышеперечисленных случаях имеет смысл подавать жалобу в контрольные органы по ведомственной принадлежности заказчика или в прокуратуру.
Наши специалисты обеспечат Вам помощь и защиту ваших интересов при нарушениях заказчиком ваших прав на этапе размещения аукционной документации и необоснованном отклонении заявки, в рамках законодательства о государственных закупках.
У участников закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, случаются ситуации, когда они видят нарушение своих законных прав. Контрольные органы в сфере закупок, защищают интересы таких участников.
Обжалование решения ФАС: пошаговый алгоритм действий
Взаимоотношения между заказчиками и поставщиками во время закупочного процесса регулируют антимонопольные органы. ФАС – это государственная структура, уполномоченная контролировать все этапы торгов. Ведомство вправе рассматривать дела о нарушении контрактного законодательства, выносить постановления и налагать штрафные санкции на виновных лиц.
Однако случается, что ФАС сами допускают ошибки. Законодательство позволяет ставить под сомнение вынесенные антимонопольными органами решения и дает возможность обжаловать их в установленном порядке. Кроме того, заявитель сам может выбрать место, куда направить свое обращение: вышестоящий государственный орган ФАС или суд. Но перед тем как обжаловать действия или бездействие ФАС, следует понимать все тонкости этого процесса:
- в течение какого времени нужно уложиться;
- какие документы подавать вместе с жалобой;
- в какой вышестоящий орган ФАС или суд будет обжаловано решение ведомства или постановление о нарушении норм закона.
В новой статье разбираемся с особенностями и скрытыми возможностями.
Что это за служба? ФАС можно охарактеризовать и с помощью короткой справки:
- Служба основана 9 марта 2004-го.
- Ее предшественниками выступали: Госкомитет РСФСР по антимонопольной деятельности и поддержке новых экономических образований, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство по антимонопольной деятельности и поддержке предпринимателей.
- Деятельность антимонопольной службы подведомственна российскому Правительству. Подчиняется непосредственно его Председателю. Службой представляются ежегодные отчеты по итогам своей деятельности.
- Вышестоящим над ФАС ведомством также является Правительство РФ.
- Штаб-квартира российской антимонопольной службы находится в Москве, по адресу: улица Садовая-Кудринская, дом 11.
- На сегодняшний день в центральном аппарате ФАС трудится порядка 860 сотрудников. В территориальных подразделениях службы — более 2500.
- Руководитель управления антимонопольной службы РФ — Игорь Юрьевич Артемьев (с марта 2004 года).
- Государственное учреждение имеет собственный официальный сайт.
Как подать жалобу в ФАС
Защищайте свои права, если нарушение заказчика или оператора ЭТП очевидно. В третьем квартале 2019 года обоснованной была признана каждая третья жалоба. Условия обжалования прописаны в законе о контрактной системе, а все жалобы и итоги их рассмотрения публикуются на официальном сайте. Подать жалобу при участии в госзакупках несложно.
Обжалование результатов размещения — обращение в органы государственной власти и управления, уполномоченные на рассмотрение споров. Такими органами являются: ФАС, соответствующие органы Администраций субъектов РФ, Арбитражный суд.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, который контролирует госзакупки и согласует применения закрытых способов отбора. Полномочия ФАС в основном касаются процедуры проведения закупок, рассмотрения жалоб, проведения проверок и привлечения участников к административной ответственности.
Участник может подать жалобу в ФАС только в определенные законом сроки, и пока не подписан контракт. Если сроки вышли, действия заказчика или оператора электронной площадки можно оспорить только в арбитражном суде.
Как написать жалобу в ФАС?
Как и любая другая официальная жалоба, обращение в Федеральную антимонопольную службу составляется в свободной форме — никаких специальных бланков или шаблонов законами РФ в этом случае не предусмотрено.
Однако если вы хотите, чтобы ваше обращение было составлено грамотно и выглядело более «солидно», мы рекомендуем обязательно указать следующие пункты:
- Наименование органа, в который будет направлена ваша жалоба;
- Ваши данные (ФИО, место жительства, контактный телефон);
- Суть вашей жалобы;
- Дата составления жалобы;
- Список прилагаемых документов (вы можете использовать любые документы, которые способны подтвердить ваши доводы).
Закон №223 определяет порядок проведения государственных закупок за счёт бюджетов разных уровней. Правила не такие строгие, как в ФЗ № 44, но организатор тендера должен обеспечить равные условия для всех потенциальных контрагентов, честно определить победителя, на основании поданных заявок.
Вся информация о выполнении заключённых договоров находится в открытом доступе. На основании данных любое заинтересованное лицо вправе подать жалобу в ФАС. Если в результате проверки информация подтвердится, Административная ответственность наступит не за нарушение норм ФЗ № 223, а за незаконное ограничение конкуренции, завышение цен, преступный сговор. При этом результаты закупки могут быть отменены, приостановлены вплоть до устранения выявленных нарушений.
По результатам проверки административное наказание применяется не за нарушение Закона № 223-ФЗ. а за ограничение конкуренции, монопольный сговор, искусственное завышение цены.
Непосредственно по Закону № 223-ФЗ ФАС вправе отменить результаты закупки, вынести представление об устрани замечаний.